Международное налоговое планирование и офшорный бизнес — НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Содержание

Оффшорный бизнес и международное налоговое планирование

Оффшорный бизнес — это способ международного корпоративного налогового планирования, основанный на законодательной базе, обеспечивающей полное или частичное освобождение от налогов, если бизнес принадлежит иностранным гражданам, ведущим деятельность за пределами оффшорной зоны. При этом оффшорная компания не должна вести бизнес в стране своей регистрации, а владельцы оффшорного бизнеса — не должны быть резидентами этих стран.

Название «оффшор» происходит от слова “offshore” — “вне берега”, “вне границ”, что в Великобритании, впервые применившей этот термин, означает одновременно и «за рубежом». Термин “оффшорный бизнес” — понятие не столько юридическое, сколько экономико-географическое. Подобное международное налоговое планирование необходимо широкому кругу клиентов: от больших международных корпораций до небольших частных предприятий.

Развитие оффшорного бизнеса позволяет предпринимателю совершенно законно уменьшить сумму налоговых выплат при ведении различной коммерческой деятельности. Такое международное налоговое планирование оптимизирует суммы, уплачиваемые в качестве налога на прибыль, а так же минимизирует суммы социальных выплат.

При регистрации необходимо учитывать особенности страны, выбранной для оффшорного бизнеса:
географическое местоположение;
· корпоративное законодательство;
· особенности налогообложения;
· местные лицензионные взносы и пошлины;
· правила ведения бухгалтерии и предоставления отчётов;
· гарантии конфиденциальности сведений о владельце оффшорного бизнеса.

Чтобы учесть все юридические и финансовые тонкости международного оффшорного бизнеса следует обратиться к профессионалам, знающим все подводные камни международного налогового планирования.

Список стран для оффшорного бизнеса достаточно обширен, поэтому выбор следует делать, исходя из планируемого вида деятельности.

Регистрация оффшорного бизнеса производится для оптимизации налогообложения, при следующих видах деятельности:
· хранение денежных средств;
· проведение международных торговых операций;
· осуществление импорта основных средств;
· сохранение наследства с освобождением или сокращением налогов;
· владение недвижимостью и землей за границей;
· страхование жизни или пенсионное обеспечение через оффшор;
· регистрация судов и яхт с последующим освобождением от налогов на доход, получаемый от судоходства и чартерной деятельности.

Документы, необходимые для регистрации оффшорного бизнеса:
· Устав оффшорной компании и другие документы, необходимые для регистрации в конкретной стране.
· Генеральная доверенность.
· Сертификат о благонадежности, выданный агенту.
· Сертификат благонадежности компании.
· Корпоративные печати и штампы.

В зоне деятельности оффшорного бизнеса необходимо иметь:
· оснащенный офис;
· телефонную линию и автоответчик в офисе;
· почтовый офис;
· телефакс.

Чтобы регистрация офшорного бизнеса прошла гладко быстро, имеет смысл доверить профессиональным юристам все действия по международному налоговому планированию.

Международное налоговое планирование и офшорный бизнес

Международное налоговое планирование осуществляется как на уровне государства, так и на уровне предприятий. Ориентироваться следует не только на налоговые ставки, которые имеют второстепенное значение с точки зрения налогообложения, но и на законы перераспределения налогового бремени и работать не только в налоговых гаванях, но и в обычных странах, платя налоги по эффективной ставке. В большинстве стран существуют значительные налоговые льготы или прямые субсидии и компенсации для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, созданных в относительно менее развитых регионах, и т.д.

При анализе свободных экономических зон в экономической литературе обычно выделяются:

1) зоны свободной торговли — компактные территориальные образования за пределами контроля национальной таможенной территории, специализирующиеся на складировании и обработке ввезенных товаров в соответствии с условиями рынка сбыта страны;

  • 2) промышленно-производственные зоны — территории со специальным таможенным режимом, где предприятиям, производящим экспортно- импортную продукцию, предоставляются определенные налоговые и другие виды льгот. Данные территории связаны с зонами свободной торговли и с технико-внедренческими зонами;
  • 3) технико-внедренческие зоны, характерная черта которых — объединение научной и производственной деятельности. Вокруг крупного научно-исследовательского центра или университета сосредоточиваются совместные наукоемкие предприятия с целью мобилизовать все доступные ресурсы для ускорения внедрения в производство высоких технологий; диверсифицировать экономику;
  • 4) сервисные зоны — специализируются на услугах: деловых и информационных;
  • 5) комплексные зоны — наиболее распространены на практике. Здесь сочетаются торговые, производственно-внедренческие и сервисные функции. При их создании важно определить приоритеты функций и последовательность создания определенных конкретных секторов в зонах.

Сегодня в разных странах из более чем 2 тыс. ОЭЗ больше всего зон свободной торговли (около 400), столько же производственных и научных парков, 300 экспортных зон и примерно 100 экзотических (офшоры, туризм). «Моду» на особые зоны в современной экономике ввели США, еще в 1934 г. создавшие Зону внешней торговли для поддержки вывоза собранных в этой стране автомобилей (кстати, сегодня в США нет обилия особых зон). По масштабу и значимости процессов создания и развития особых зон первенство сегодня принадлежит Китаю, хотя он включился в этот процесс относительно поздно.

Офшорные зоны составляют особый класс среди сервисных свободных экономических зон. Их отличие в том, что зарегистрированные в них предприятия, как правило, не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность на их территории. Следует отмстить, что в настоящее время в мире насчитывается порядка 600 офшорных зон.

Целями создания компаний в офшорных зонах являются:

  • • увеличение эффективности торговых и финансовых операций;
  • • защита финансовых средств от неустойчивости банковской сферы;
  • • минимизация налогов;
  • • осуществление специальных бизнес-функций профессиональной ориентации;
  • • организация холдингов;
  • • создание международных или национальных ориентиров, имиджа;
  • • приобретение и содержание дорогостоящего имущества, недвижимости и т.д. от имени офшорной зоны;
  • • коммерческая необходимость;
  • • упрощение иммиграционных процедур, оформление виз.

Офшорная компания может иметь два статуса:

  • 1) статус иерезидентской офшорной компании предполагает, что компания регистрируется в данной стране, но не ведет в ней операций и управляется из-за рубежа иностранными директорами. В качестве примера можно привести швейцарские компании, которые имеют налоговый домициль в Швейцарии, т.е. платят там налог на прибыль от всех своих операций во всех странах, но по законодательству Швейцарии не могут иметь на ее территории свои офисы и не имеют права вести коммерческую деятельность в Швейцарии;
  • 2) статус освобожденной от налогов резидентской офшорной компании, которая принадлежит нерезидентам, но управляется местными директорами, имеет на территории страны свой офис и ведет офшорные операции (непроизводственные), имея по ним освобождение от налогов.

Участие РФ в офшорном бизнесе имеет свою специфику. Большинство российских компаний регистрируются в Гонконге, на Кипре, Гибралтаре, островах Карибского моря. На Кипре существует 3000, а в Швейцарии — 10000 российских офшорных компаний. На офшорный бизнес влияет государственная политика по регулированию внешнеполитической деятельности. Офшорная компания, зарегистрированная российским физическим или юридическим лицом на территории офшора, облагается по льготным ставкам или освобождается от уплаты налогов. Если компания осуществляет деятельность в России, она считается иностранным юридическим лицом и будет облагаться по правилам, установленным статьями 306—310 гл. 25 НК РФ.

В России нет специального законодательства, которое регулирует офшорный бизнес, но Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» регулируется регистрация офшорных компаний, финансовых потоков «в» и «из» компаний, регистрация в странах со льготным режимом и т.п. В настоящее время приняты решения налоговой службы по снижению активности офшорного бизнеса за рубежом. В своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. Президент РФ вновь акцентировал внимание на необходимости деофшоризации экономики.

В России также существуют особые экономические зоны (ОЭЗ), создаваемые с использованием зарубежного опыта. В приложении к XIII Киотской конвенции 1973 г. ОЭЗ определяется как часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и потому не подвергающиеся обычным таможенному контролю и налогообложению.

В экономической литературе сложилось обоснованное мнение, что в своем становлении свободные экономические зоны (СЭЗ) России прошли несколько этапов.

Первый этап охватывает вторую половину 1980-х гг., когда разрабатывались проекты, готовились документы, выдвигались различные предложения главами местного самоуправления.

Второй этап — 1990—1991 гг. В России на площади в 1 млн км 2 (7% всей территории страны) с июля 1990 г. по июнь 1991 г. были организованы СЭЗ различных типов — от свободных таможенных до комплексных. Статус СЭЗ был закреплен за 11 регионами с численностью населения 18,5 млн человек (13% населения страны). Однако при этом не были сформированы соответствующие экономические и правовые условия даже для начала их работы.

Третий этап в создании СЭЗ охватывает 1992 1994 гг., когда стало ясно, что из числа созданных СЭЗ лишь единицы начали успешно функционировать. В этот период принимаются решения и по конкретным зонам: Шереметьево, «Московский франко-порт» и др.

Четвертый этап — 1995—2006 гг. В этот период шла работа над законом «О свободных экономических зонах».

Пятый этап — с 2006 г. по настоящее время. Формируется комплекс законодательных актов, регулирующих деятельность особых экономических зон, в том числе вопросы налогообложения в них.

Из ранее созданных в России зон в настоящее время реально осталось только две, которые функционируют по самостоятельным правилам.

1. ОЭЗ в Калининградской области функционирует до 1 апреля 2081 г. Согласно Федеральному закону от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами, установленный ст. 288.1 и 385.1 НК РФ. Иные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в соответствии с законодательством РФ, законодательством Калининградской области о налогах и сборах и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и сборах.

По налогу на прибыль установлено, что в течение шести лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, налог на прибыль, полученную при реализации инвестиционного проекта в соответствии с законодательством, взимается по ставке 0%. В период с седьмого по двенадцатый год включительно ставка налога на прибыль составляет величину, установленную п. 1 ст. 284 НК РФ, уменьшенную на 50%.

По налогу на имущество организаций для резидентов в течение первых шести лет налоговая ставка в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации соответствующего инвестиционного проекта, устанавливается в размере 0%. В период с седьмого по двенадцатый год ставка составляет величину, установленную законом Калининградской области, уменьшенную на 50%.

2. ОЭЗ в Магаданской области функционирует в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области».

В период с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2014 г. участники ОЭЗ при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области при условии ведения участниками ОЭЗ отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах ОЭЗ и Магаданской области.

Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривает, что на территории РФ могут создаваться особые экономические зоны «часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны» следующих типов:

  • 1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
  • 2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
  • 3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
  • 4) портовые особые экономические зоны.

Согласно НК РФ для резидентов ОЭЗ различного типа предусмотрены преимущества но налогу на прибыль организаций, НДС, акцизам, налогу на имущество организаций, земельному налогу, государственной пошлине, применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей в ряде ОЭЗ.

Для ряда организаций в инновационном центре «Сколково» предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу, государственной пошлине, по взносам во внебюджетные социальные фонды. Для предприятий, осуществляющих деятельность в «Сколково», предусмотрены также и другие специфические преференции. Так, организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в инновационном центре «Сколково», имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, а также налога на прибыль организаций в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта.

С 5 января 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории России могут создаваться зоны территориального развития — части территории субъекта РФ, па которых в целях ускорения социально-экономического развития данного субъекта резидентам этой зоны обеспечиваются благоприятные условия для привлечения инвестиций в экономику. Названные зоны создаются на 12 лет на территориях субъектов РФ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

В настоящее время НК РФ установлено, что включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития является новым основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. При этом перенос включенными в реестр организациями срока уплаты налога на более поздний период может быть осуществлен на период до 10 лет.

Использование преимуществ, предоставляемых офшорами и ОЭЗ, а также зонами территориального развития, позволяет хозяйствующим субъектам более эффективно управлять своими финансовыми ресурсами и принимать грамотные предпринимательские решения с учетом возможностей оптимизации их налоговых последствий.

Для принятия решения по внешнеэкономической деятельности целесообразно использование различных вариантов налоговой экономии. Величина прироста прибыли за счет увеличения объема экспорта рассчитывается исходя из:

  • • валовой выручки от реализованной единицы продукции;
  • • себестоимости единицы;
  • • количества экспорта.

Экспортно-импортные операции с использованием офшорных компаний позволяют получать дополнительную налоговую экономию. Для этого офшорная компания заключает, например, два контракта: с оптовым поставщиком — экспортером на поставку импортеру (лицу, принадлежащему РФ) партии товара по минимальной цене и с российской фирмой на поставку товара но более высокой цене.

Предоплата и оплата товара осуществляются из страны импортера поставщикам — экспортерам, а образовавшуюся разницу получает офшорная компания.

Рассмотрим пример расчета налоговой экономии.

Пример. Российская компания покупает у иностранной компании товар на сумму 100000 долл, за партию и продает в Россию по цене 200000 долл, за партию. Прибыль российской компании подлежит налогообложению по ставке 20%. Образовав офшорную компанию в Республике Кипр, российская компания стала проводить торговые операции через эту офшорную компанию, по-прежнему получая товар напрямую от западной фирмы.

Таким образом, выстроена следующая схема с участием офшорной компании:

  • 1) офшорная компания покупает у западной компании товар за 100000 долл, за партию;
  • 2) российская компания покупает у офшорной компании тот же товар за 185000 долл, и реализует за 200000 долл, в России;
  • 3) прибыль российской компании составляет всего 15000 долл, и облагается по ставке 20%;
  • 4) истинная прибыль остается в офшорной компании на Кипре и облагается по ставке 4,25%.

Для расчета налоговой экономии необходимо сопоставить два варианта: когда российская компания получает товар напрямую от западной компании и когда она покупает товар у своей же офшорной компании.

Для упрощения предположим, что товар не облагается косвенными налогами.

Вариант 1. Российская компания покупает у иностранной компании товар на сумму 100000 долл, за партию. Дополнительные издержки российской компании равны 10000 долл. Товар реализуется в России за 200000 долл.

Таким образом, налог на прибыль составит: (100 000 — 10000) х 0,20 = — 18000 долл.

Следовательно, чистая прибыль составит: 90000 — 18000 = 72000 долл.

Вариант 2. Российская компания покупает товар через офшорную компанию за 185000 долл. Дополнительные расходы также составляют 10000 долл. Реализация товара в России происходит по цене 200000 долл.

Следовательно, прибыль российской компании равна: 15000 — 10000 — 5000 долл.

Налог на прибыль: 5000 х 0,20 = 1000 долл.

Следовательно, чистая прибыль предприятия по российской части сделки равна: 5000 — 1000 = 4000 долл.

Офшорная компания купила этот товар у иностранной компании по цене 100000 долл, и продала российской компании по цене 185000 долл. Дополнительных издержек не было.

Прибыль офшорной компании равна: 185000 — 100000 = 85000 долл.

Налог на прибыль, который уплатит офшорная компания на Кипре: 85000 х х 4,25% — 3600 долл. Чистая прибыль: 85000 — 3600 = 81400 долл. Следовательно, прибыль но второму варианту составляет: 81400 + 4000 = 85400 долл.

Налоговая экономия в результате сравнения 1 и 2 вариантов составляет: 85400 — 72000 = 13400 долл.

Офшорный бизнес — это эффективный инструмент планирования и управления хозяйственными связями. Как правило, наибольший эффект достигается в результате использования систем материнских, дочерних и других аналогичных компаний. Однако следует отметить, что использование офшора в большинстве случаев нс влечет полного освобождения от налогов, а лишь позволяет снизить их в значительной степени. Офшорный бизнес, разумеется, не является единственным вариантом снижения налогов в результате международного налогового планирования, так как существует возможность снижения налогов путем создания фирм в странах, с которыми имеется соглашение об устранении двойного налогообложения и где установлен относительно низкий уровень налогообложения и налогового бремени.

Россией заключено более 70 соглашений об избежании двойного налогообложения по строительно-монтажным работам, международным перевозкам, дивидендам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом, процентам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом, выплатам вознаграждений иностранным гражданам за работу по найму, выплатам вознаграждений за работу по найму на строительных и строительно-монтажных площадках. Рассмотрим пример.

Пример. Предприятие, созданное в РФ, осуществляет коммерческую деятельность в Испании через расположенное там постоянное представительство. В отчетном 2012 г. предприятие получило от деятельности в РФ валовой доход в размере 750 тыс. руб., прибыль составила 300000 руб., а от деятельности в Испании доход в сумме 150000 руб., эквивалентной на день получения дохода, прибыль, исчисленная по испанскому законодательству, составила 70000 руб.

  • 1. Прибыль облагается налогом 35%: 70000 х 0,35 = 24500 руб.
  • 2. Для целей налогообложения в РФ производятся следующие расчеты:

совокупный валовой доход из всех источников составит 750000 + 150000 —

налог на прибыль по ставке 20%: 300000 х 0,20 = 60000 руб.

На сумму налога на прибыль, уплаченного в Испании, предоставляется зачет. Определяется предельный размер зачета, который может быть предоставлен, для этого из валового дохода в Испании производятся вычеты но российскому законодательству для определения облагаемой прибыли: рассчитанная по этим правилам облагаемая прибыль равна 75000 руб.

Налог с нее: 75000 х 0,20 = 15000 руб.

Таким образом, предельный размер вычета составит 15000 руб., а сумма, уплаченная в Испании, равна 24500 руб. Следовательно, предоставляется зачет только на сумму 15000 руб. Подлежит уплате: 60000 — 15000 = 45000 руб.

Использование соглашений об избежании двойного налогообложения в случае, если ставка в другой стране меньше, чем в России, позволяет предприятиям на законных основаниях получать реальную экономию.

Международное налоговое планирование и оффшорный бизнес

Налоговое планирование, не нарушающее закона — обычная практика бизнеса. Осуществление международного налогового планирования, его схемы, критерии выбора юрисдикций. Правовое регулирование отношений в сфере международного налогового планирования в России.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.09.2012
Размер файла 83,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Налоговое планирование в малом бизнесе»

НА ТЕМУ: «Международное налоговое планирование и оффшорный бизнес»

3 курса заочного отделения

Специальности 080502 «С» 1 группы

Юдова Лариса Борисовна

Великие Луки 2009

Содержание

    Введение
  • 1. Что такое международное налоговое планирование?
  • 2. Как осуществляется международное налоговое планирование?
  • 3. Что такое оффшор или оффшорная компания?
  • 4. Схемы налогового планирования
  • 5. Критерии выбора юрисдикций для МНП
  • 6. Антиоффшорное регулирование
  • 7. Правовое регулирование отношений в сфере международного налогового планирования в России
  • Заключение
  • Практическая часть
  • Список используемой литературы

Введение

В современном мире бизнес приобретает все более интернациональный характер. Транснациональные корпорации существуют уже давным-давно, но в наше время глобализации и сети Интернет на международную арену все больше выходит средний, а то и мелкий бизнес.

И вот тут-то оказывается, что разные страны мира не только обладают весьма отличающимися природными, трудовыми и финансовыми ресурсами, но и имеют подчас радикально отличающиеся налоговые системы. Причем речь идет не только о ставках, отличаться могут даже сами принципы взимания налогов. Помимо национальных законодательств налоговые вопросы в глобальной коммерции регулируются международными соглашениями, заключенными между отдельными странами.

Вполне естественно желание каждого предпринимателя снизить затраты на производство своей продукции. Поэтому производство, скажем, бытовой электроники все больше перемещается из развитых стран в Китай и Малайзию, где труд дешевле. И в каком-то смысле преимущества национальной налоговой системы некоторой страны оказываются для предпринимателя таким же полезным ресурсом, как дешевая рабочая сила или месторождение полезных ископаемых, ресурсом, притягивающим бизнес со всех концов земли. В особенности это относится к мобильным видам коммерции, таким как международная торговля или финансы.

Международный бизнес в построении схемы своей работы обязательно учитывает степень налоговой привлекательности стран, где ему предстоит действовать. Более того, в определенных случаях именно налоговые соображения играют определяющую роль для выбора места деятельности тех или иных подразделений компании. Бывает, что корпорация полностью перестраивает свою всемирную структуру, исходя именно из налоговых соображений. Это, собственно говоря, и есть международное налоговое планирование, то есть легитимная деятельность по минимизации налогов в международном бизнесе.

В простейшем случае предприятие может попросту перебраться в соседнюю страну, где ставка налога ниже. Однако в международном налоговом планировании существуют и значительно более сложные задачи. Современная транснациональная корпорация может, например, иметь штаб-квартиру в Лондоне, производственные мощности в Сингапуре, дочернюю компанию для владения патентами фирмы на Джерси, финансовый центр — в Голландии, холдинговую компанию — в Люксембурге, торговую фирму — на Гибралтаре, страховую компанию для страхования собственных рисков — на Бермудах и т.д.

Разумеется, для построения оптимальной с налоговой точки зрения международной структуры бизнеса необходимо близкое знакомство с корпоративным и налоговым законодательством различных юрисдикций, а также с международными налоговыми договорами.

1. Что такое международное налоговое планирование?

Налоговое планирование, не нарушающее закона, — обычная практика бизнеса по всему миру. Кредо налогового планирования — ориентация на логику, а не на временные дыры в законодательстве. (Джон Пеппер)

Международное налоговое планирование (МНП) — это инструменты, способы, схемы, в том числе оффшоры, трасты, фонды и иные корпоративные структуры, которые Вы будете использовать с целью уплаты налогов в Вашем бизнесе по возможно более низкой, а, если это позволит применимое законодательство, то и вовсе по нулевой ставке.

Само по себе налоговое планирование, в том числе с использованием специальных зарубежных структур (почему собственно его и называют международным) — это в целом легитимная и достаточно распространенная деятельность в большинстве цивилизованных демократических стран мира. С другой стороны, как и во всех сферах жизнедеятельности человека, в сфере МНП тоже встречаются сделки и схемы, выходящие за рамки правового поля и преследуемые не только в административном, но и в уголовном порядке. Именно в связи с этим и в настоящее время мы наблюдаем тенденции усиления борьбы международного сообщества с подобными незаконными проявлениями. Тем не менее, МНП продолжает занимать важное место в работе большинства крупных корпораций мира, в том числе находящихся в России, Украине и других странах СНГ.

Всем нам известно, что различные государства не только обладают весьма отличающимися природными, трудовыми и финансовыми ресурсами, но и имеют подчас радикально отличающиеся налоговые системы. Причем здесь мы ведем разговор не только о ставках — отличаться могут даже сами принципы взимания налогов!

В современном мире трудно представить себе хотя бы одну крупную транснациональную корпорацию, которая бы не использовала возможности снижения затрат, в том числе налоговых, и, соответственно, увеличения своей прибыли. К примеру, уже давно многие производители из развитых западных стран, такие как, например, General Motors и PepsiCo, переводят свои основные производственные мощности в страны, где рабочая сила дешевле. В этом смысле международное налоговое планирование является таким же методом снижения затрат, но при этом, как правило, не требует существенных капитальных вложений. Многие известные компании применяют методы международного налогового планирования, открывая дочерние предприятия в разных странах с благоприятным налоговым климатом, тем самым, оптимизируя налоговое бремя.

2. Как осуществляется международное налоговое планирование?

При упоминании международного налогового планирования многие сразу вспоминают о так называемых «оффшорах» и «оффшорных зонах» (offshore, offshore zone). Однако применение оффшорных компаний всего лишь один из множества инструментов международного налогового планирования. В мире более 180 государств и только немногие из них можно отнести к оффшорам, которые еще также часто называют помимо прочего налоговым «убежищем», «раем», «оазисом» или «гаванью» (tax shelter, heaven, haven, oasis). Однако если Вы планируете зарегистрировать компанию в оффшорной зоне, следует учесть следующее: абсолютно безналоговых стран и компаний, как правило, не бывает. Скорее бывают безналоговые ситуации. Международное налоговое планирование как раз позволит Вам подобрать оптимальные пути к созданию именно таких безналоговых ситуаций.

Как офшорные, так и неофшорные компании, задействованные в налоговых схемах, могут быть либо «обычными» компаниями, то есть неспециализированными организациями с широким спектром уставных видов деятельности, либо предназначаться для специфических операций, часто требующих государственной лицензии. Так, в международном налоговом планировании широко используются офшорные страховые компании, офшорные инвестиционные фонды, офшорные финансовые компании и даже офшорные банки. Помимо компаний, в налоговых схемах могут использоваться и более экзотические образования, такие как товарищества, трасты и т. д

В то же время существует множество способов международного налогового планирования, которые включают в себя использование как оффшора, так и неоффшорной компании, в зависимости от конкретных целей. Схемы могут быть самыми разнообразными. Какими бы ни были цели Вашего бизнеса, для него всегда можно будет найти оптимальную схему международного налогового планирования. Как это происходит? Существует три основных подхода к формированию схем международного налогового планирования:

1. Различные государства имеют различную налоговую политику. Совершенно очевидно, что налоговая политика Украины отличается от налоговой политики Китая и, получив один и тот же доход, Вы заплатите совершенно разные по сумме налоги. Таким образом, вполне логично разместить свой доход, а лучше еще и офис с управляющим, обеспечив инфраструктуру своего бизнеса, в том государстве, где налогов Вы заплатите меньше.

2. Организационно-правовые формы предприятий и подход к их регулированию может быть разным в разных странах. Это дает Вам возможность выбирать те организационно-правовые формы, которые могут дать наибольшую налоговую выгоду.

3. Один и тот же доход в разных государствах может облагаться разными налогами. Таким образом, если правильно перевести один вид дохода в другой и разместить его в том государстве, где налоговая ставка по таким видам дохода меньше, можно существенно сократить налоговые издержки.

Другим важным моментом в формировании своего собственного международного налогового планирования является избежание двойного налогообложения, позволяющее не платить налог с одного и того же вида дохода дважды. Для этого существуют международные соглашения об избежании двойного налогообложения. В зависимости от вида дохода можно снизить налоги размещая доходы в государствах, с которыми страна, где находится Ваш бизнес (например, Украина), заключила договоры об избежании двойного налогообложения. Единственный налог, в отношении которого такие договоры не помогут — налог на добавленную стоимость (НДС, Value added tax, VAT). Остается добавить, что в каждой конкретной ситуации необходимо обращаться к специалистам, у которых есть большой профессиональный опыт в сфере МНП.

3. Что такое оффшор или оффшорная компания?

Термин «оффшор» или «оффшорная компания» (как мы уже говорили выше, возможны варианты написания «офшор», «офшорная компания», а более подробно о вариантах написания этого слова читайте здесь) характеризует особенности юридического статуса компании, который обеспечивает для нее максимальное снижение налоговых издержек (как правило — до нуля) с установлением минимального фиксированного государственного ежегодного сбора. Оффшор, как правило, не может осуществлять деятельность в стране своей инкорпорации и извлекать в ней какие-либо доходы. Отсюда происходит и термин «offshore», означающий деятельность «за берегом», что для Великобритании, где он впервые стал применяться, означает одновременно и «за рубежом». Оффшор чаще всего регистрируется в форме компании с ограниченной ответственностью или корпорации. В оффшорных зонах, относящихся к системе континентального права, регистрируются оффшорные общества и товарищества. Можно выделить пять основных характеристик оффшора:

1. Оффшор, как правило, является нерезидентным по отношении к территории, где он зарегистрирован. Это означает, что его центр «контроля и управления» находится за рубежом. Любые коммерческие операции оффшора должны проводиться за пределами юрисдикции, где она зарегистрирована.

2. Оффшор, как правило, освобожден от налогов и выплачивает ежегодный регистрационный сбор. Соответственно нет налога на капитализацию, отсутствуют и налоги «у источника» на вывоз дивиденда, процентов за кредит и платежей роялти.

3. Упрощена процедура регистрации и управления компанией. Допускается использование номинальных владельцев и директоров. Требования к общим собраниям и проведению советов директоров носят формальный характер. Управление оффшором чаще всего осуществляется с помощью услуг секретарской компании.

4. Для оффшора в стране инкорпорации отсутствует валютный контроль, требования по финансовой отчетности сведены к минимуму. Аудиторские проверки за редким исключением вообще не требуются.

5. Владение оффшором может осуществляться на анонимной основе при высоких гарантиях конфиденциальности. Конфиденциальный характер владения оффшором гарантирован общепринятыми правовыми нормами и законодательством юрисдикции, в которой зарегистрирован оффшор.

Особую проблему представляет собой вопрос об офисе оффшора. Дело в том, что зарегистрированный офис, существование которого предписывается законодательством оффшорных юрисдикций, не является функционирующим офисом компании. Это просто адрес, через который власти или другие лица могут вступить в контакт с представителем (агентом) оффшора. Иными словами, он не может использоваться для управления бизнесом компании. Оффшор может иметь представительства и филиалы за рубежом.

Здесь же может находиться и функционирующий офис оффшора (что является рекомендуемым). Однако во многих случаях оффшор действует без такого офиса.

4. Схемы налогового планирования

Схемы снижения налогов в международном бизнесе могут быть самыми разнообразными. Простейший вариант использования офшорной компании в торговых операциях состоит в том, что через нее производятся сделки по импорт или экспорту. Регулируя контрактную цену, владелец компании тем самым регулирует и сумму выплачиваемых налогов и пошлин. Эта техника называется трансфертным ценообразованием (transfer pricing).

Низконалоговая компания может использоваться в качестве холдинга. Так, для России классической юрисдикцией для создания холдинга является Кипр в силу, во-первых, выгодного налогового соглашения с Россией, предполагающего низкий налог на дивиденды у источника в России при выплатах на Кипр, и, во-вторых, низкой ставки налога на самом Кипре. Часто офшорные компании используются для владения авторскими правами, торговыми марками, патентами и другой интеллектуальной собственностью. При этом лицензионные выплаты (роялти) , идущие из страны основной деятельности транснациональной корпорации, накапливаются в офшорной зоне в безналоговом режиме.

Офшорная компания может использоваться в качестве финансовой, выдавая кредиты (как правило, связанным с ней компаниям) и получая их обратно с процентами. Проценты при этом также накапливаются в безналоговом режиме. Поскольку офшорные зоны обычно не имеют соглашений об исключении двойного налогообложения, часто в схемах с выплатой роялти и процентов в качестве промежуточного элемента используются неофшорные компании из стран, которые такие соглашения имеют (например, Нидерланды).

Для безналогового накопления страховых выплат используются офшорные страховые компании. Обычно это так называемые кэптивные компании, то есть страхующие риски только своих учредителей. Классическая юрисдикция для их регистрации Бермудские острова. Для привлечения и инвестирования средств на международных рынках используются офшорные инвестиционные фонды (например, на Британских Виргинских островах). Крупные международные банковские структуры создают дочерние офшорные банки и в результате ведут часть своего бизнеса в безналоговом режиме. Ну и, конечно, возможны всякого рода составные схемы с участием как офшорных, так и неофшорных компаний различного типа, в зависимости от конкретной специфики данного бизнеса.

5. Критерии выбора юрисдикций для МНП

На сегодняшний день в мире насчитывается более 60 стран, предусматривающих налоговые льготы (вплоть до полного освобождения от любых налогов) для зарегистрированных в них компаний, не ведущих никакой деятельности на их территории (оффшоров).

Как правильно сделать выбор юрисдикции для регистрации своей зарубежной компании? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от целей, для достижения которых создается компания. Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо понять, чем отличаются оффшорные и неоффшорные юрисдикции друг от друга. Условно можно разделить юрисдикции, используемые в целях МНП и защиты активов, на три группы:

1. Первая группа — классические оффшорные зоны, или оффшоры (возможен также вариант написания этого слова с одной буквой «ф» в корне — «офшорная зона», «офшор»), это страны, предоставляющие зарегистрированным в них оффшорным компаниям, не ведущим деятельность на их территории, полное освобождение от каких-либо налогов в обмен на небольшой фиксированный ежегодный сбор, и не требующие сдачи бухгалтерской отчетности. Это, как правило, небольшие «островные» государства. Наиболее известны среди них Багамские острова, Британские Виргинские острова (БВО) , Сейшельские острова, Белиз, Маврикий, Нeвис, Панама, Маршалловы острова.

2. Вторую группу составляют юрисдикции, где установлены низкие ставки налогов для определенных типов компаний. Их часто тоже причисляют к числу «оффшоров», а зарегистрированные в них компании могут называть «оффшорными», а еще нерезидентными (non-resident) или освобожденными (exempt). Как правило, такие государства требуют от компаний ведения финансовой отчетности и в ряде случаев уплаты минимальных налогов от своей деятельности. Наиболее показательные примеры таких стран — Кипр, Нидерландские Антильские острова, Гибралтар, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург, Уругвай.

3. К третьей группе можно отнести юрисдикции, отличающиеся высокой респектабельностью. Они предоставляют в ряде случаев различные налоговые льготы при соблюдении, как правило, определенных жестких условий и никоим образом не являющихся оффшорными зонами. Такие юрисдикции в основном выбирают в целях улучшения имиджа своего бизнеса, придания ему большой респектабельности, а также для возможного последующего выхода на финансовые рынки этих высокоразвитых стран. Среди таких стран — Нидерланды, США, Великобритания, Швейцария.

Оффшорные и иные юрисдикции довольно разнообразны по административным условиям работы компаний, требованиям к отчетности, налоговым ставкам и так далее. Поэтому страна регистрации Вашей компании, в том числе оффшора, должна выбираться с учетом конкретного рода Вашего бизнеса, под конкретную возможную схему, а иногда даже под конкретную возможную сделку. Традиционно основными критериями при выборе юрисдикции считаются, с одной стороны, дешевизна и простота регистрации и поддержания компании, а с другой стороны — имидж страны регистрации.

Международное налоговое планирование осуществляется с помощью различных способов и инструментов, в частности зарубежных компаний (в том числе, оффшоров), трастов, фондов и иных корпоративных структур.

Один из самых распространенных вопросов на практике — законно ли использование зарубежных, в частности оффшорных, компаний в налоговом планировании? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Использования оффшоров может быть как легитимным средством налогового планирования, так и средством незаконного уклонения от налогов. В мировой практике оффшорные компании широко используются в законных операциях, а их использование должно быть четко основано на нормах и возможностях, предоставляемых национальным и международных законодательством.

Целью настоящей статьи является рассмотрение вопросов взаимодействия российских и зарубежных (в том числе, оффшорных) компаний, а также исследование основных факторов, влияющих на выбор юрисдикции в процесс международного налогового планирования. Будут показаны основные обязанности российских организаций при перечисление денежных средств нерезидентам (в частности, оффшорам), случаи необходимости уплаты налога на прибыль, а также вопросы применения международных налоговых соглашений.

Следует особо подчеркнуть, что в настоящей работе не рассматриваются конкретные схемы применения зарубежных компаний и особенности налогового режима юрисдикций — эти вопросы будут затронуты кратко лишь в той мере, в какой это необходимо для более полного освещения темы публикации.

Зарубежные компании, которые могут представлять интерес с точки зрения оптимизации налогообложения, можно условно разделить на 3 группы:

а). Компании, зарегистрированные в «классических» оффшорных юрисдикциях.

Оффшорные юрисдикции обладают следующими основными характеристиками Оффшорных юрисдикций в мире более 50. Самые известные их них: Британские Виргинские Острова, Панама, Сейшельские острова, Белиз, Невис, Багамские острова, Доминика и другие.

б). Низконалоговые юрисдикции.

Данные государства не являются полностью безналоговыми зонами, имеют более высокий, чем оффшорные юрисдикции, авторитет в международном сообществе и при соблюдении определенных условий могут уплачивать налоги в весьма небольшом размере. Для компаний, зарегистрированных в низконалоговых юрисдикциях, обязательно прохождение ежегодного аудита и сдачи бухгалтерской отчетности.

К указанной группе можно отнести государства Кипр и Гонконг.

К примеру, в прошлом Кипр активно использовался в качестве оффшорной зоны, однако в связи со вступлением в ЕС оффшорная зона там была упразднена. В настоящее время Кипр является членом Европейского Союза, сохранив при этом одну из самых благоприятных в мире систем налогообложения (ставка налога на прибыль составляет 10%).

К группе низконалоговых юрисдикций также следует отнести Гонконг. Компании Гонконга не уплачивают налоги, если не ведут бизнеса на территории государства. Это сближает Гонконг с «классическими» оффшорами, однако Гонконг отличается от них значительно большим авторитетом в международном сообществе, развитостью рынка финансовых и иных профессиональных услуг, поэтому не рассматривается в деловой среде в качестве «классического» оффшора.

Различные экспертные исследования признают Гонконг в качестве мирового лидера среди экономически свободных стран. Опубликованный Heritage Foundation в The Wall Street Journal «Индекс экономической свободы 2006» ставит Гонконг на 1 место из 155 стран по степени экономической свободы.

в). On-shore (оншорные компании) компании. Указанные юрисдикции — это государства с обычным (или высоким) налогообложением. Зарегистрированные в них компании обязаны вести бухгалтерский учет в стране регистрации, однако при соблюдении определенных условий могут уплачивать налоги в пониженном размере. Данные компании могут применяться в агентских схемах, построении холдинговых структур, а также для использования договоров об избежании двойного налогообложения.

К ним относятся: Европейские страны (в частности Великобритания, Дания, Швейцария) США, Новая Зеландия и многие другие.

К примеру, ставка налога на прибыль в Великобритании составляет 20%, если чистая прибыль компании не превышает Ј300,000 и 30%, если прибыль превышает указанную цифру. В Новой Зеландии ставка составляет 33% на прибыль, полученную от источника в Новой Зеландии.

Ключевой вопрос международного налогового планирования — это вопрос выбора юрисдикции для регистрации компании, ответ на который в каждом случае индивидуален. Факторы, влияющие на выбор зарубежной юрисдикции, достаточно многообразны: от налогового режима до политической стабильности государства и ограничений, налагаемых на работу с оффшорными зонами законодательством различных государств.

6. Антиоффшорное регулирование

Власти налогооблагаемых стран не очень-то довольны офшорной деятельностью своих резидентов, направленной на снижение налогов. Однако их возможности по противодействию ей довольно ограничены, так как такая деятельность ведется за пределами их юрисдикции. Тем не менее, определенные «антиофшорные» меры возможны и широко применяются.

Основной прием в борьбе с офшорами составление «черных списков» подозрительных стран. Компании из таких стран, так или иначе, дискриминируются, а резиденты, имеющие с ними дело, подвергаются санкциям. Такие списки составляют как национальные правительства, так и международные организации, такие как ОЭСР и ФАТФ. Кроме того, в национальное налоговое законодательство вводятся положения, препятствующие использованию определенных схем по снижению налогов.

Так, для борьбы с трансфертным ценообразованием власти могут определять таможенную стоимость товара не по его контрактной стоимости, а по существующим рыночным ценам на данный товар, взятым из справочников, каталогов и т.д.

Помимо этого, для предотвращения манипулирования контрактными ценами при сделках между «родственными» фирмами в законодательство многих стран, а также в международные налоговые договоры вводится «принцип вытянутой руки». Это значит, что в случае искусственного перераспределения прибыли между связанными компаниями эта прибыль для целей налогообложения пересчитывается, таким образом, как если бы компании были независимы (находились «на расстоянии вытянутой руки»). Это относится как к торговым сделкам, так и к выплате роялти, процентов и т.д.

Для борьбы с получением своими резидентами доходов на офшор в безналоговом режиме власти большинства развитых стран вводят так называемое законодательство о контролируемых иностранных компаниях. Суть его состоит в том, что доходы офшора, контролируемого резидентом, принудительно включаются в налогооблагаемый доход этого резидента. Впрочем, в России такого законодательства пока нет.

Для того чтобы получить информацию об офшорах, контролируемых своими резидентами, развитые страны заключают договоры с офшорными зонами по обмену налоговой информацией. Кроме того, на офшорные юрисдикции оказывается давление с целью изменения их законодательства в сторону большей прозрачности банковской системы и корпоративных структур. Офшорные зоны вынуждены идти на сотрудничество под угрозой включение в упомянутые черные списки ОЭСР («нечестная налоговая конкуренция») и ФАТФ («отмывание денег»).

7. Правовое регулирование отношений в сфере международного налогового планирования в России

Международное налоговое планирование на современном этапе развития в условиях глобализации и интернационализации хозяйственной жизни играет немаловажную роль в деятельности налогоплательщиков. Резкая интенсификация процессов, связанных с международной миграцией капиталов, вызывает необходимость при определении «географии» бизнеса учитывать влияние достаточно большого количества факторов, в том числе и такого, как налоговый фактор. В настоящее время преимущества национальной налоговой системы некоторой страны становятся для предпринимателя таким же полезным ресурсом, как, например, дешевая рабочая сила или месторождение полезных ископаемых. Однако очевидно, что подобная практика не может не сказаться и на положении государства, чьи резиденты применяют схемы международного налогового планирования. При этом правовая регламентация указанной деятельности, исследование ее связи с налоговой системой государства, практикой уклонения от уплаты налогов представляет непосредственный интерес.

Международный бизнес в построении схемы своей работы обязательно учитывает степень налоговой привлекательности стран, где ему предстоит действовать. Более того, в определенных случаях именно налоговые соображения играют определяющую роль для выбора места деятельности тех или иных подразделений компании, направления движения финансовых потоков, совершения определенных экономических операций. В то же время международное налоговое планирование зачастую выступает и инструментом противозаконной деятельности субъектов налоговых правоотношений, что порождает неоднозначное отношение к нему со стороны отдельных государств и международных организаций.

Обозначенные положения наглядно свидетельствуют о том, что налоговое планирование в макромасштабах выступает на данный момент весьма актуальным и противоречивым вопросом в области налогового права и соответственно не может не вызвать исследовательский интерес.

Активное использование отечественным бизнесом вышеуказанного инструмента экономической деятельности неизбежно поставило и перед российским государством вопрос об определении властной позиции в отношении данного явления и соответственно о введении последнего в рамки правового поля. Сразу же следует отметить, что, так как правоотношения в налоговой сфере подвергались значительным структурным изменениям в ходе реформ последних десятилетий, то и соответствующая правовая база, формировавшаяся в условиях политической и экономической нестабильности, к сожалению, до настоящего времени не отличается полнотой и последовательностью. Это приводит с одной стороны к неопределенности «границ дозволенного», фактически полулегальному положению методов налогового планирования, с другой стороны не позволяет осуществлять планомерную борьбу с противозаконной деятельностью в налоговой сфере, эффективно контролировать движение теневых финансовых потоков.

В целом, отечественное законодательство открыто практически не препятствует широкому использованию международного налогового планирования российскими налогоплательщиками. Так ст.34 Конституции РФ провозглашает принцип свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом хозяйствующие субъекты обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Поскольку налог — это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично 1, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве «презумпции облагаемости».

Налоговый кодекс РФ, определяя обязательства налогоплательщиков, также не содержит четких ограничений в использовании методов налогового планирования. При этом НК РФ закрепляет право налогоплательщиков использовать налоговые льготы, а также запрещает устанавливать дифференцированные ставки налогов в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В НК РФ также провозглашена «презумпция невиновности» налогоплательщика, установлено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы. Данный важнейший принцип налогового права дополняется следующими существенными правилами:

все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;

налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц.

Тем не менее, по оценкам специалистов, статус методов налогового планирования в России остается по-прежнему неопределенным.

И хотя, как было сказано, планировать налоги и минимизировать затраты, повышая эффективность работы организации, законодательно и не запрещено, предпринимая подобные попытки, необходимо иметь в виду, что в определенных случаях они могут рассматриваться государством и как налоговые преступления.

На этот факт уже давно указывалось многими авторами. Так, В.А. Мачехин утверждает, что «в России пока не выработаны специальные концепции борьбы с избежанием налогов, и юридический термин «уклонение от уплаты налогов» содержится не в налоговом, а в уголовном законодательстве, означая конкретные составы преступлений (ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ)». Одновременно приводится опыт США, где за налогоплательщиком признается право избегать налогов с использованием всех законных средств. Критерием же правонарушения, связанного с уклонением от уплаты налогов, является именно намерение нарушить закон, искусственное занижение налогов. Тот же автор отмечает, что в России вообще именно уголовное, а не налоговое законодательство опережает развитие концепций налогового планирования. При этом и само уголовное законодательство несовершенно. Так, например, П.С. Яни упоминает о конкуренции — ст.174 УК РФ, посвященной легализации, и ст.175 УК РФ «Приобретение или сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем»

Разграничивая понятия уклонения от уплаты налогов, их обход и налоговое планирование применительно к российской практике, необходимо отметить следующее.

Понятие «уклонение от уплаты налогов» применено только в одном законе — Уголовном кодексе РФ (в форме уклонения от подачи декларации о доходах либо включения в последнюю заведомо ложных сведений, а также искажения данных бухгалтерской отчетности и сокрытия объектов налогообложения). При этом «уклонение от уплаты налогов» используется в России не только в случае привлечения налогоплательщиков к уголовной ответственности. Фактически к уклонению приравниваются большинство налоговых правонарушений, предусмотренных законодательством. Также указанное понятие часто используется не по назначению. Есть примеры, когда на просьбу разъяснить какое-либо положение налогового законодательства, с тем чтобы получить возможность правомерно воспользоваться какой-либо льготой по уплате налогов, сотрудники налогового органа отвечали отказом, мотивируя свои действия «нежеланием способствовать уклонению от уплаты налогов», хотя налогоплательщики имеют законное право предъявлять подобные требования на основании ст.21 НК РФ. К сожалению, отсутствие четко разработанных принципов разграничения понятий уклонения от уплаты налогов и налогового планирования может привести (и приводит на практике) к подмене одного понятия другим и, как следствие, к необоснованному применению финансовых санкций. Тем не менее, представляется, что по своей сути налоговое планирование (в отличие от уклонения от уплаты налогов и их обхода) представляет собой активную деятельность налогоплательщиков, направленную исключительно на рационализацию бизнеса с налоговой точки зрения, а не на совершение налоговых правонарушений.

Что касается ведения предпринимательской деятельности посредством использования преимуществ оффшорных юрисдикций, то прямых запретов на ее осуществление российское законодательство также не содержит. При этом квалифицировать создание оффшорных компаний как попытку сокрытия прибыли (дохода) нельзя, так как формально прибыль образуется у субъекта, не являющегося плательщиком налога в РФ 1. (Вместе с тем, если же прибыль (доход) оффшорной компании будет использована на выдачу заработной платы работникам «материнского» предприятия, то такие действия, по мнению П.С. Яни, могут быть квалифицированы как сокрытие дохода, полученного за границей)

Однако определенные ограничения в рассматриваемой сфере все же присутствуют. При этом регламентированы они не налоговым, а банковским и валютным законодательством и направлены, прежде всего, на упорядочение и контроль за совершением операций движения капитала и осуществлением сделок с иностранной валютой.

Так, валютное законодательство закрепляет комплекс норм, определяющих виды и порядок осуществления валютных операций, открытие валютных счетов в России и за ее пределами, права и обязанности резидентов и нерезидентов и иные вопросы. При этом в валютной сфере действуют такие ограничения, как обязанность резидента уведомить налоговые органы об открытии счета за границей, требование о предварительной регистрации открываемого счета, обязанность оформлять паспорт сделки при осуществлении валютных операций, осуществление резервирование денежных сумм (в определенных законом случаях), а также таможенное декларирование при ввозе и вывозе валютных ценностей (порядок которого регулируется таможенным законодательством). Указанные меры призваны пресекать произвольное движение финансовых потоков за пределы России, ограничивая таким образом в определенной мере и возможности международного налогового планирования.

Банк России в своих указаниях и инструкциях также закрепляет ряд требований, направленных на обеспечение большей прозрачности движения денежных потоков. Так, Указание ЦБ РФ от 4.05.2005г. №1574-У «Об открытии резидентами, являющимися физическими лицами — индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ» устанавливает, что резиденты, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, открывают банковские счета (вклады) в валюте РФ и в иностранной валюте в банках иностранных государств только после предварительной регистрации открываемого счета (вклада) в налоговых органах по месту учета резидента в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России. Однако особенно важным в контексте исследуемой темы представляется анализ Указания ЦБ РФ от 7.08.2003г. №1317-У, регламентирующего порядок установления корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах. При этом предусматривается разделение данных территорий на три группы по степени убывания к ним доверия и соответственно возрастании условий, при которых возможно установление корреспондентских отношений (связанных с суммой капитала такого банка, его аудиторской оценкой, кредитным рейтингом и др.)

Также следует указать на необходимость получения разрешения ЦБ РФ на право регистрации за рубежом оффшорных компаний, иначе нелегальная для Банка России регистрация и последующая деятельность могут привести к наложению ареста на полученный капитал, квалифицируемый как полученный незаконно.

Таким образом, определенные, хотя и не достаточно четкие пределы налогового планирования все же установлены российским законодательством. Теоретики разделяют последние на три группы, к которым относят:

1) Законодательные ограничения, направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов: обязанность по регистрации налогоплательщиков в соответствующих органах, представление документов, отчетности, сообщение об участии в российских и иностранных организациях, об открытии или закрытии счетов, а также установление ответственности за нарушения налогового законодательства и др.;

2) Меры административного воздействия, при помощи которых достигается возможность оперативного вмешательства налоговых органов в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов: проведение налоговых проверок, приостановление операций по счетам, контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам, применение налоговых санкций, предъявление судебных исков и. т. д;

3) Специальные судебные доктрины: в России последние только начинают формироваться и применяются в частности для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты либо незаконного обхода налогов. Российскими судами применяются в основном такие устоявшиеся в мировой практике доктрины, как «существо над формой» и «деловая цель».

Так отечественным аналогом доктрины «существо над формой» являются, предусмотренные ГК РФ мнимые и притворные сделки, однако процесс доказывания данных фактов на практике весьма затруднен. При этом нужно отметить, что указанная доктрина может иметь и обратный эффект. Так, заинтересованное лицо вправе воспользоваться ею, чтобы доказать, что существо действий должно превалировать над незначительными упущениями в форме сделки при ее заключении, что на практике позволяет добиться переквалификации заключенного договора и взыскания в свою пользу излишне уплаченных сумм налога.

Что касается применения доктрины «деловая цель», то ее основные принципы применяются при рассмотрении дел о недействительности сделок, заключенных с целью уклонения от уплаты налогов без намерения создать соответствующие правовые последствия. В качестве примера можно привести случаи заключения трудовых договоров с инвалидами и некоторыми другими категориями граждан, чье трудоустройство предоставляет предприятию существенные налоговые льготы. Однако при этом доказать мнимость данных сделок также весьма затруднительно.

Помимо указанного существенными инструментами ограничения применения налоговой минимизации является доказательство взаимозависимости операций и экономических субъектов, контроль ценообразования для целей налогообложения и др. Так, в частности, по делам, связанным с вопросами контроля ценообразования для целей налогообложения, можно отметить следующее. Из более чем 150 дел, рассмотренных судами по данному предмету, в пользу налоговых органов были вынесены лишь 14 решений. Это связано как с трудностями практического доказывания определения рыночной цены, так и с допускаемыми зачастую налоговыми органами нарушениями методов, правил и условий применения ст.40 НК РФ. Примечательно и то, что вниманию налоговых органов подвергаются главным образом мелкие и средние производители, а не крупные организации, обладающие разветвленной сетью хозяйственных связей и применяющих разнообразные схемы налогового планирования, в том числе и с использованием трансфертного ценообразования, часть из которых может оказаться незаконной. Все это свидетельствует и о недостатках отечественной контролирующей и правоохранительной систем.

Наиболее успешно в судебной практике осуществляется, пожалуй, лишь доказывание неправомерности требований налогоплательщиков по возмещению из бюджета сумм НДС по экспорту, что, однако также не лишено определенных практических трудностей.

К сожалению, российским законодательством не предусмотрено использование многих зарекомендовавших себя в международной практике доктрин («вытянутой руки», иностранной контролируемой компании, неэффективно применяется доктрина «сделка по шагам» и др.), что позволяет до настоящего времени бесконтрольно осуществлять движение определенных финансовых потоков, применять нелегальные схемы международного налогового планирования, способствует функционированию «теневой» экономики, снижает эффективность деятельности правоохранительных органов в данной сфере.

В целом необходимо отметить, что, несмотря на наметившуюся тенденцию к ужесточению санкций за совершение налоговых правонарушений, определенные пробелы в законодательстве, трудности в практическом доказывании ряда нарушений позволяют большинству недобросовестных налогоплательщиков избежать соответствующего наказания. Все это свидетельствует о необходимости принятия скорейших государственных мер в данном направлении.

В рамках рассмотрения вопроса правового регулирования международного налогового планирования необходимо особо остановиться и на таком важном аспекте, как система международных соглашений, регулирующих вопросы избежания двойного налогообложения и взаимодействия в налоговой сфере, которые позволяют снизить налоговую нагрузку для резидентов, осуществляющих деятельность за рамками национальных границ и во многом детерминируют динамику иностранных инвестиций, а также изменение числа организаций с участием иностранного капитала в России.

В настоящее время в Российской Федерации существует более 150 соглашений, затрагивающих налоговые вопросы, из них 66 — об избежании двойного налогообложения. Рассмотрим те из них, которые с правовой точки зрения представляют наибольший интерес.

Прежде всего, что закономерно, Россию связывают комплекс соглашений по налоговым вопросам со странами СНГ. Так 4 июня 1999 г. между государствами — участниками СНГ было заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере. Оно предусматривает такие формы сотрудничества, как: предоставление информации о национальных налоговых системах, регистрации налогоплательщиков, наличия банковских счетов, объектов налогообложения и доходов, полученных на территориях сторон; рекомендации по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства; обмен информацией о соблюдении налогового законодательства налогоплательщиками; взаимодействие в проведении мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений налогового законодательства; обмен опытом и оказание взаимной помощи; создание рабочих групп и обмен экспертами по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества. Также были заключены соглашения с Казахстаном (от 30 сентября 1998 г.) и Молдовой (от 8 октября 1996г.) по вопросам соблюдения налогового законодательства, предусматривающие обмен информацией между данными государствами посредством направления запросов о содействии.

Особо следует отметить межправительственное соглашение с республикой Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, также предусматривающем различные формы сотрудничества от содействия в возвращении имущества до проведения совместных аналитических исследований.

Важнейшим вопросом в области международного налогового сотрудничества остается и вопрос об избежании двойного налогообложения, т.е. взимания с одного налогоплательщика сходных налогов за аналогичный объект в аналогичном периоде в двух и более странах1. Как правило, это связано со столкновением принципов взимания налогов в разных странах, а именно принципа резидентства и принципа территориальности2. Разрешение указанной коллизии достигается путем заключения комплекса двусторонних соглашений с различными государствами. Как известно, в российском законодательстве закреплен приоритет норм международных договоров над нормами национального законодательства. Это подтверждается и постановлением Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 5 декабря 2000 г. № 2934/99, практически обязывающее принимать во внимание положения этих соглашений при рассмотрении налоговых споров.

Как показывает анализ, содержание большинства данных соглашений во многом повторяет положения модельной конвенции ОЭСР об избежании двойного налогообложения. Структура их включает следующие разделы: лица, к которым применяется соглашение (соответственно резиденты обеих стран); налоги, на которые оно распространяется; определения используемых терминов; порядок налогообложения различных видов доходов (прибыли, дивидендов, процентов, роялти, пенсий итд.); порядок устранения двойного налогообложения (как правило, путем вычета сумм налога, уплаченных в иностранном государстве, из сумм, подлежащих выплате в России); и иные положения.

Наиболее перспективным с точки зрения международного налогового планирования было и продолжает оставаться Соглашение с Республикой Кипр — Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Никосия, 5 декабря 1998 г.). В последние годы популярность Кипра как оффшорной зоны неизменно возрастала в деловых кругах России. По масштабам экономической деятельности в Российской Федерации Кипр неизменно сохраняет третье место после США и Германии, оставляя позади такие страны, как Швейцария, Великобритания, Франция, Швеция, Нидерланды и др., что подтверждается данными Госкомстата.

Из стран с льготными налоговыми режимами у России существует Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 28 июня 1993 г.). Ставка по дивидендам здесь составляет 10-15%, однако существуют статьи об обмене информацией, и ряд типов компаний исключается из сферы действия данного соглашения.

У России есть также соглашения со Швейцарией и США. Несмотря на то, что эти государства не относятся к странам с льготными режимами налогообложения, тем не менее, их использование позволяет получить доступ к достаточно разветвленной сети заключенных ими налоговых соглашений.

В целом же анализ показывает, что Россию можно признать страной с широкой сетью международных налоговых соглашений, однако условия таких соглашений, равно как и величина совокупного налогового бремени, не позволяют отнести наше государство к странам льготного режима налогообложения. Все это способствует бегству капиталов из России, с одной стороны, и не способствует притоку капитала в Россию, с другой стороны.

В то же время Россия и сама применяет такие эффективные способы внутреннего налогового планирования, как свободные экономические зоны и ЗАТО, получившие бурное развитие в 90-х гг., однако в настоящее время, по мнению специалистов, утратившие былую актуальность.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что российское законодательство на данный момент не содержит четкого и последовательного регулирования отношений в сфере международного налогового планирования при общем курсе на ужесточение ответственности за налоговые преступления и стремлении по экономическим показателям соответствовать требованиям мирового сообщества, что соответственно создает определенную неясность в данном вопросе для налогоплательщиков. Положения, имеющие отношение к регулированию указанной сферы отношений, содержатся в комплексе разнородных нормативных актов, однако единого подхода к определению правового статуса данного явления все же не прослеживается. Государство на настоящий момент не выработало эффективного механизма борьбы с незаконной экономической практикой налогоплательщиков, но при этом и не очертила однозначно границ дозволенного, что порождает закономерные негативные последствия и финансовые потери для страны в целом и порождает состояние нестабильности в деятельности субъектов налоговых правоотношений. Особенно усугубляет данное положение правовая неопределенность налоговых преступлений, так как именно зафиксированные в законе признаки отличают противоправную деятельность от легитимных мер по минимизации налогообложения. Представляется, что данное положение требует скорейшего разрешения путем определения четкой и единообразной властной позиции в указанном направлении и ее последовательной реализации посредством концептуальной модели правового регулирования, возможного использования выработанных западных доктрин, активного международного сотрудничества и иных комплексных мер.

В заключение можно привести слова американского судьи Лирнда Хэнда:». Нет ничего дурного в том, чтобы осуществлять деятельность, платя минимум налогов. Так поступают все — и бедные, и богатые, — и все поступают правильно, поскольку никто не должен платить больше предписанного законом: налог является закрепленным изъятием, а не добровольным пожертвованием».

Заключение

На бытовом уровне многие считают понятия «офшорная компания» и «отмывание денег» чуть ли не синонимами. На самом же деле офшорная (как и обычная) компания — это всего лишь инструмент, который можно использовать и в законных, и, увы, в противозаконных целях, так же как, например, молоток.

Следует четко различать налоговое планирование и уклонение от налогов. Налоговое планирование — это такая деятельность по минимизации налогов, которая не вступает в противоречие с законом. Уклонение же от налогов — это нарушение закона, в особо серьезных случаях — уголовное преступление. Еще хуже, когда уклонение от налогов сопровождается другими правонарушениями, особенно «отмыванием» (это отдельный состав, отличный от налоговых нарушений). Однако к настоящему налоговому планированию это отношения не имеет.

Источник http://www.b-f-m.ch/2-page/%D0%BE%D1%84%D1%84%D1%88%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%BB

Источник https://studme.org/352720/finansy/mezhdunarodnoe_nalogovoe_planirovanie_ofshornyy_biznes

Источник https://otherreferats.allbest.ru/finance/00209086_0.html