Рабочая программа по Бизнес-планированию | Рабочая программа на тему: | Образовательная социальная сеть

Содержание

Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (укрупненная группа специальностей 38.00.00 Экономика и управление).

Организация-разработчик: ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий

Арасланова О.А., преподаватель высшей категории

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.16. Бизнес-планирование разработана на основе ОПОП специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), прошедшей техническую и содержательную экспертизу Республиканского экспертного Совета по профессиональному образованию ГОУ «РУНМЦ МО РБ»,

протокол № 03/11 от 30.06.2011 г.

Рассмотрено на заседании методического совета ГАПОУ СКСиПТ,

протокол № 10 от 27.06.2017.

Утверждено на заседании педагогического совета ГАПОУ СКСиПТ,

протокол № 7 от 30 июня 2017 г.

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Бизнес-планирование

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 23369 Кассир, 20336 Бухгалтер.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;

использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования;

использовать вычислительную технику для обработки плановой информации.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

роль и место бизнес-планирования в области управления финансами и инвестиционными проектами;

структуру и функции бизнес-планов;

требования инвесторов к разработке бизнес-планов;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию.

В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны формироваться элементы следующих общих и профессиональных компетенций:

Наименование результата обучения

Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

Составлять налоговые декларации, отчеты по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу(ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Рабочая программа по Бизнес-планированию
рабочая программа на тему

Данная рабочая программа предназначена для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет».

Скачать:

Вложение Размер
op.09_biznes-planirovanie_bp.docx 39.1 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Для специальности : 080114 Экономика и бухгалтерский учет

повышенный образовательный уровень

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 100000 «Сфера обслуживания» по специальности среднего профессионального образования : 080114 Экономика и бухгалтерский учет.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

преподаватель экономических дисциплин Туровская Н.Ю.

Одобрена цикловой комиссией коммерции

Председатель цикловой комиссии ______________________

Зам. директора по учебной работе ______________________

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область применения программы: Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет , входящей в состав укрупнённой группы специальностей 100000 Сфера обслуживания.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Бизнес-планирование» дисциплина входит в профессиональной цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь :

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;
  • заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
  • рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;
  • составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;
  • использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования;
  • использовать вычислительную технику для обработки плановой информации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать :

  • основные принципы и методы планирования;
  • организацию производственного и технологического процессов;
  • основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета.
  • структуру и функции бизнес-планов;
  • требования инвесторов к разработке бизнес-планов;
  • методику бизнес-планирования;
  • базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию.

1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе лекций 50 часов, практики 18 часов; самостоятельной работы обучающегося 34 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

работа с учебником

работа с нормативными документами

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 7семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ________ Бизнес-планирование_____

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ

Раздел 1. Введение в бизнес — планирование

Тема 1.1.Бизнес – планирование как элемент экономической политики организации

Роль, место и значение бизнес-планирования в управлении организацией (предприятием). Планирование как наука, вид деятельности и искусство. Сущность и структура объектов планирования в организации. Возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений. Предмет планирования.

Тема 1.2.Структура и функции бизнес — плана

Формы планирования и факторы, влияющие на выбор форм планирования. Основные виды и типы бизнес-планов. Структура, функции и содержание разделов бизнес-планов. Требования к разработке бизнес-планов. Информационное обеспечение бизнес-планирования.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий (по вопросам к разделам учебных пособий, составленным преподавателем).

Работа с нормативными актами (ГК РФ, законы и постановления РФ), с учредительными документами предприятий.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя,

Подготовить схему — конспект по теме: виды планирования

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Развитие малого бизнеса в Москве

2.Отличительные особенности организационно-правовых форм предприятий

Раздел 2.Основные элементы бизнес — планирования

Тема 2.1. Стратегическое и инвестиционное планирование

Понятие и экономическое содержание стратегического планирования. Понятие и классификация стратегий. Цели организации (предприятия). Инвестиционный план. Диаграмма GANTT. Бюджет инвестиционных затрат.

Практическое занятие № 1. Описание отрасли, предприятия, продукта

Тема 2.2. Финансовое планирование

Назначение и структура основных документов финансового плана. Международные стандарты финансовой отчетности (IAS и GAAP). Технология финансового планирования. Методика расчетов и структура основных документов финансового плана (план прибылей и убытков, план движения денежных средств, план балансов, план распределения прибыли) проектов. Стратегия финансирования инвестиционного проекта.

Практическое занятие № 2. Анализ рынка сбыта и маркетинговый план

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий (по вопросам к разделам учебных пособий, составленным преподавателем).

Работа с нормативными актами (ГК РФ).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы .

Назначение стратегического планирования

Содержание инвестиционного и финансового планов

Бюджетирование на предприятиях

Раздел 3. Технология бизнес — планирования

Тема 3.1. Моделирование бизнес — процессов

Основные технологические процессы бизнес-планирования. Техническое задание и календарный план на разработку бизнес-плана. Особенности разработки моделей бизнес-процессов (информационных, материальных и финансовых потоков). Назначение программ серии Expert (Audit Expert, Sales Expert, Marketing Expert, Forecast Expert, Project Expert).

Практическое занятие № 3. Организационный план

Тема 3.2. Финансовое моделирование и стратегия финансирования проекта в системе Project Expert

План продаж. План производства. План прямых затрат на производство и реализацию продукции. План коммерческих затрат. План затрат на управление. План инвестиционных затрат (график работ и диаграмма GANTT). Влияние условий оплаты, инфляции и налогообложения на результаты расчетов. Методы контроля правильности построения финансовой модели.

Практическое занятие № 4. Производственный план

Практическое занятие № 5. Финансовый план

Тема 3.3. Анализ результатов и оценка рисков проектов

Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов. Оценка и анализ ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости и рентабельности и т.д. Анализ безубыточности. Статистический и сценарный анализ.

Практическое занятие № 6. Риски и гарантии

Практическое занятие № 7. Подготовка презентации бизнес-плана

Тема 3.4. Оформление бизнес – плана, презентации и инвестиционные предложения

Оформление разделов бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения.

Практическое занятие № 8. Презентация бизнес-плана

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий (по вопросам к разделам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите, подготовка к защите бизнес-проекта.

Решение задач на расчет точки безубыточности, рентабельности, коэффициента финансовой устойчивости

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы .

Современные средства презентации

Информационные технологии в бизнес-планировании.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: Социально-экономических дисциплин

— посадочные места по количеству обучающихся;

— рабочее место преподавателя (стол, компьютер, интерактивная доска);

  • наглядные пособия;
  • электронные учебные пособия

Технические средства обучения:

– компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

  1. Гражданский кодекс РФ, ч. 1. 2 , 3, 4. М. Изд. Проспект 2014г.-544с
  2. Налоговый кодекс РФ, в двух частях. М., Изд. »Ось-89», 2011г.,688с.
  3. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 года № 209-ФЗ
  4. Гомола А.И., Жанин П.А. Бизнес планирование. М, Издательский центр «Академия», 2013
  5. Муравьева Т.В., Волкова Н.А., Зиньковская Н.В. Экономика фирмы: Учебник; — М.:Академия, 2011.

1.Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. №127-ФЗ

2. Экономика предприятия. Под ред. д.э.н. А.Е.Карлика. Инфра-М, 2012г.-432с

3. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия) — М.: Финансы и статистика, 2012г.-576с.
Интернет ресурс:

  1. Официальный сайт: Министерства финансов Р.Ф. http://www.minfin.ru/ru/
  2. Официальный сайт: Министерства экономического развития и торговли. http://www.economy.gov.ru/minec/main
  3. Сайт Эл. Словарь: Wikipedia. http://ru.wikipedia.org/wiki/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, разделов бизнес- проекта.

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение определять организационно-правовые формы организаций

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся,

Умение планировать деятельность организации

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, опроса

Умение использовать вычислительную технику для обработки плановой информации, использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, подготовке презентаций

Умение заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий

Умение рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Умение находить и использовать необходимую экономическую информацию

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий

Знание основных принципов и методов планирования

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, тестирования, опроса, написания рефератов, создания компьютерных презентаций

Знание структуры и функций бизнес-планов

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий (разделов бизнес-плана), опроса, тестирования

Знание базовых системных программных продуктов и пакетов прикладных программ по бизнес-планированию

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении индивидуальных заданий по бизнес-планированию, создания компьютерных презентаций

Знание требований инвесторов к разработке бизнес-планов

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Рабочая программа по статегическому менеджменту

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Великолукская государственная сельскохозяйственная академия»

Экономический факультет

hello_html_3571ea7a.png

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Профиль «Производственный менеджмент»

Квалификация (степень) – бакалавр

Великие Луки 2019

Рассмотрена и рекомендована к использованию заседанием кафедры «Экономика, менеджмент и торговое дело» (протокол №1 от «28» августа 2019 г.), учебно-методической комиссией экономического факультета ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА (протокол №1 от «29» августа 2019 г.).

Автор-составитель:

О.Н. Квашина – к.э.н., доцент кафедры «Экономика, менеджмент и торговое дело».

С.С. Фадеева – к.э.н., доцент кафедры «Информационные технологии и таможенное дело»;

Н.А. Абдуллаев – генеральный директор ООО «ЭТНА» Великолукского района Псковской области.

Рабочая программа дисциплины «Стратегический менеджмент» разработана в соответствии с учебным планом направления подготовки бакалавров 38.03.02 Менеджмент, профиль «Производственный менеджмент».

Дисциплина вариативной части Б1.В.11.

Предназначена для обучающихся очной и заочной форм обучения.

1.

2. 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

3. 1.1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины

Цель дисциплины – формирование у обучающихся базовых теоретических знаний, умений и основных практических навыков в области стратегического управления корпорацией, организацией, фирмой, также представления об особенностях стратегического управления этими объектами в условиях рыночной экономики.

Задачи дисциплины:

освоить сущность и содержание стратегического управления;

научиться проводить стратегический анализ внешней и внутренней среды фирмы;

научиться формулировать миссию и стратегические цели современной организации;

овладеть вопросами выбора стратегий организаций, выявления их сущности и разработки стратегий для конкретных условий хозяйствования субъекта;

научиться осуществлять мероприятия в области мониторинга реализации стратегии и контроль ее выполнения;

овладеть методами проектирования системы управления на основе системного и ситуационного подходов.

4. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОПОП ВО

Учебная дисциплина «Стратегический менеджмент» входит в вариативную часть – Б1.В.11, изучается в 7 и 8 семестрах при очной форме обучения, в 4 и 5 год при заочной форме обучения.

Дисциплина базируется на входных знаниях, умениях и компетенциях, полученных обучающимися в процессе изучения дисциплин «Теория менеджмента», «Маркетинг», «Производственный менеджмент», «Методы принятия управленческих решений», «Управление человеческими ресурсами» .

Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения дисциплин «Финансовый менеджмент», «Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности», «Бизнес-планирование», а также для прохождения производственной практики.

5. 1.3 Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты обучения, соотнесенные с общими результатами освоения образовательной программы

Результаты освоения ОП

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности

Знать :

основную законодательную и нормативно-правовую базу РФ, а также наиболее важные общепринятые в мире социально-экономические права и обязанности человека и организации.

Уметь :

ориентироваться в системе законодательных и нормативно-правовых актов РФ, регламентирующих сферу общественной, профессиональной деятельности и предпринимательской деятельности.

Владеть :

навыками работы с законодательными и нормативно-правовыми актами и подготовки основных корпоративных документов.

Способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия

Знать :

теорию и практику современного организационного проектирования;

причины многовариантности практики управления персоналом в современных условиях .

Уметь :

разрабатывать стратегию управления человеческими ресурсами и реализовывать ее в конкретных условиях;

проводить аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать и определять потребность в персонале .

Владеть :

навыком распределения ответственности, контроля и оценки персонала в соответствии с обязанностями.

Владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности

Знать :

методы и основные теории стратегического менеджмента;

содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления;

подходы к анализу систем качества продукции, услуг – с целью обеспечения её конкурентоспособности .

Уметь :

разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации;

проводить анализ конкурентной сферы отрасли .

Владеть :

методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы;

методами анализа отраслевых рынков в целях повышения конкурентоспособности организаций – участников этих рынков .

Способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

Знать :

принципы взаимосвязи функциональных стратегий компании .

Уметь :

анализировать содержание и особенности функциональных стратегий и готовить предложения по повышению эффективности их взаимосвязи .

Владеть :

технологией разработки функциональных стратегий и методами формирования сбалансированных управленческих решений .

Владение навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ

Знать :

принципы моделирования и управления бизнес-процессами и распределением работ .

Уметь :

описывать процедуры выполнения работ и определять способы контроля .

Владеть :

аналитическим и техническим инструментарием разработки процедур и методов контроля .

Владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления

Знать :

основные подходы к применению количественных и качественных методов анализа при принятии управленческих решений, принципы и алгоритмы построения экономических, финансовых и организационно управленческих моделей .

Уметь :

осуществлять выбор математических моделей организационных систем, анализировать их адекватность и последствия применения;

владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления.

Владеть :

навыками и методами экономического и организационно-управленческого моделирования;

моделями адаптации моделей к конкретным задачам управления .

Умение моделировать бизнес-процессы и использовать методы реорганизации бизнес-процессов в практической деятельности организаций

Знать :

основные бизнес-процессы в организации .

Уметь :

моделировать и оптимизировать бизнес-процессы .

Владеть :

методами реинжиниринга бизнес-процессов и оценки их результативности .

1.4 Организация образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обучение по дисциплине лиц, относящихся к категории инвалидов, и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

В случае возникновения необходимости обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в Академии предусматривается создание специальных условий, включающих в себя использование специальных образовательных программ, методов воспитания, дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания Академии и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При получении высшего образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. С учетом особых потребностей обучающимся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 2 – Распределение объема дисциплины по видам работ

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

очная форма обучения

очная форма обучения

заочная форма обучения

Аудиторные занятия (всего), в том числе

Практические занятия (ПЗ) всего, в т.ч.:

в активной форме

в интерактивной форме

Самостоятельная работа (всего), в том числе

Работа с литературой. Интернет

Подготовка к практическим занятиям

Выполнение расчетных заданий

Выполнение курсовой работы

2.2 Разделы, темы дисциплины и виды занятий

Таблица 3 – Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий (о чная форма обучения)

Наименование раздела дисциплины

Практические занятия (час.)

Форма текущего контроля

Самостоятельная работа (час.)

Виды и формы самостоятельной работы

Тема 1 «Введение в стратегическое управление, стратегический менеджмент»

Тема 2 «Разработка стратегии предприятия»

Тема 3 «Анализ ситуации в отраслях народного хозяйства России»

Тема 4 «Анализ стратегического положения предприятия»

Тема 5 «Стратегия и конкурентное преимущество»

Тема 6 «Подходы к формированию стратегических альтернатив»

Тема 7 «Стратегическое планирование. Система плановых показателей. Прогнозирование»

Тема 8 «Бизнес-план как элемент стратегического планирования»

Тема 9 «Стратегия повышения качества продукции, выпускаемой на производственном предприятии»

Тема 10 «Ценовая политика предприятия»

Наименование раздела дисциплины

Практические занятия (час.)

Форма текущего контроля

Самостоятельная работа (час.)

Виды и формы самостоятельной работы

Тема 11 «Стратегическая и техническая политика фирмы»

Тема 12 «Стратегии ресурсосбережения на производстве»

Тема 13 «Мониторинг реализации стратегии. Выполнение и контроль стратегии. Реализация стратегии и контроль»

Выполнение курсовой работы

Таблица 4 – Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий (зао чная форма обучения)

Наименование раздела дисциплины

Практические занятия (час.)

Форма текущего контроля

Самостоятельная работа (час.)

Виды и формы самостоятельной работы

Тема 1 «Введение в стратегическое управление, стратегический менеджмент»

Тема 2 «Разработка стратегии предприятия»

Тема 3 «Анализ ситуации в отраслях народного хозяйства России»

Тема 4 «Анализ стратегического положения предприятия»

Тема 5 «Стратегия и конкурентное преимущество»

Тема 6 «Подходы к формированию стратегических альтернатив»

Тема 7 «Стратегическое планирование. Система плановых показателей. Прогнозирование»

Тема 8 «Бизнес-план как элемент стратегического планирования»

Тема 9 «Стратегия повышения качества продукции, выпускаемой на производственном предприятии»

Тема 10 «Ценовая политика предприятия»

Тема 11 «Стратегическая и техническая политика фирмы»

Тема 12 «Стратегии ресурсосбережения на производстве»

Тема 13 «Мониторинг реализации стратегии. Выполнение и контроль стратегии. Реализация стратегии и контроль»

Выполнение курсовой работы

Формы контроля:

ВКР – выполнение курсовой работы;

ДЗ – домашнее задание;

ИЛ – изучение и конспектирование учебной и научной литературы;

ИТ – изучение отдельных вопросов, не рассмотренных в лекции;

КР – контрольная работа;

ПКР – подготовка к контрольной работе;

ПП – подготовка к практическим занятиям;

РЗ – разноплановые задания;

РИ – работа с рекомендованными источниками;

РЛ – работа с лекционным материалом;

С – собеседование (устный опрос);

СР – самостоятельная работа;

ТЗ – творческое задание;

Э – подготовка и написание эссе;

2.3 Содержание разделов и тем дисциплины

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий.

Тема 1 « Введение в стратегическое управление, стратегический менеджмент»

Основные понятия стратегического менеджмента. Задачи стратегического менеджмента. Классификация стратегий. Классификация целей. Участники разработки и реализации стратегии на современном предприятии.

Осваиваемые компетенции: ОПК-1; ОПК-3, ПК-5; ПК-10; ПК-13 .

Тема 2 «Порядок разработки стратегий на предприятии»

Разработка миссии предприятия, организации. Определение и классификация целей предприятия. Уровни стратегии. Взаимосвязь миссии и стратегий в «стратегической пирамиде». Разработка стратегии: этапы. Факторы, определяющие стратегию. Подходы к разработке стратегии.

Осваиваемые компетенции: ОПК-1; ОПК-3, ПК-5; ПК-7; ПК-10; ПК-13 .

Тема 3 «Анализ ситуации в отраслях народного хозяйства России»

Анализ экономического положения в отрасли. Анализ конкурентных сил. Модель Портера. Факторы, изменяющие структуру конкурентных сил. Алгоритм мониторинга состояния среды. Оценка силы (слабости) конкурентных позиций. Анализ и классификация целей и стратегий конкуренции. Ключевые факторы успеха (КФУ). Оценка привлекательности отрасли.

Осваиваемые компетенции: ОПК-1; ОПК-3, ПК-5; ПК-10; ПК-13 .

Тема 4 «Анализ стратегического положения предприятия»

Оценка эффективности стратегии предприятия. Оценка силы и слабости компании, ее возможностей и угроз. Матрица SWOT . Матрица возможностей. Матрица угроз. Стратегический анализ издержек. Цепочка ценностей. Оценка конкурентной позиции предприятия.

Осваиваемые компетенции: ОПК-1; ОПК-3, ПК-5; ПК-10; ПК-13 .

Тема 5 «Стратегия и конкурентное преимущество»

Общие стратегии конкуренции. Сравнительный анализ основных конкурентных стратегий. Стратегия лидерства по издержкам. Функциональные показатели издержек. Стратегия дифференциации. Стратегия оптимальных издержек. Сфокусированные стратегии низких издержек и дифференциации. наступательные и оборонительные стратегии. Вертикальная интеграция и дезинтеграция.

Осваиваемые компетенции: ОПК-1; ОПК-3, ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-13 .

Тема 6 «Подходы к формированию стратегических альтернатив»

Понятия и типы стратегических альтернатив. Процесс разработки стратегических альтернатив и стратегического выбора. Факторы формирования вариантов портфелей стратегий и их прогнозирование. Роль и значение бенчмаркинга. Организационные аспекты процесса разработки стратегических альтернатив. Анализ эффективности вероятных портфелей стратегий.

Осваиваемые компетенции: ОПК-1; ОПК-3, ПК-5; ПК-10; ПК-13 .

Тема 7 «Стратегическое планирование. Система плановых показателей. Прогнозирование»

Сущность стратегического планирования и его варианты. Типология стратегического планирования. Особенности стратегического планирования и его отличительные черты. Процесс стратегического и его этапы. Стратегический план и его структура.

Стратегическое планирование деятельности предприятия. Классификация планов и основные показатели плана развития предприятия. Методологические основы планирования. Разработка производственной программы.

Принципы прогнозирования. Прогнозирование управленческих решений. Экстраполяция.

Осваиваемые компетенции: ОПК-1; ОПК-3, ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-13 .

Тема 8 «Бизнес-план как элемент стратегического планирования»

Основы бизнес-планирования на предприятии. Методологические основы разработки бизнес-плана . Структура бизнес-плана. Содержание бизнес-плана. Методика составления бизнес-плана.

Осваиваемые компетенции: ОПК-1; ОПК-3, ПК-5; ПК-7; ПК-10; ПК-13 .

Тема 9 «Стратегия повышения качества продукции, выпускаемой на производственном предприятии»

Система показателей качества товара. Система показателей качества сервиса потребителей товара на конкретном рынке. Прогнозирование стратегии повышения качества товара. Концепция всеобщего управления качеством товара.

Осваиваемые компетенции: ОПК-1; ОПК-3, ПК-3; ПК-5; ПК-7; ПК-10; ПК-13 .

Тема 10 «Ценовая политика предприятия. Выбор ценовых стратегий на предприятии»

Виды и сущность ценовых стратегий предприятия. Стратегия низких издержек производства и продажи. Стратегия уникальности характеристик товара. Стратегия приспособления. Затратно-маркетинговая стратегия. Методы расчета цен на предприятии.

Осваиваемые компетенции: ОПК-1; ОПК-3, ПК-3; ПК-5; ПК-7; ПК-10; ПК-13 .

Тема 11 «Стратегическая и техническая политика предприятия»

Содержание и задачи технической подготовки производства. Организация технической подготовки производства. Экономика технологической подготовки производства. Стратегическое планирование технологической подготовки производства.

Осваиваемые компетенции: ОПК-1; ОПК-3, ПК-3; ПК-5; ПК-7; ПК-10; ПК-13 .

Тема 12 «Стратегии ресурсосбережения на производстве»

Показатели ресурсоемкости товара. Показатели эффективности деятельности фирмы. Факторы ресурсосбережения. Выбор стратегии ресурсосбережения.

Осваиваемые компетенции: ОПК-1; ОПК-3, ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-13 .

Тема 13 «Мониторинг реализации стратегии. Выполнение и контроль стратегии. Реализация стратегии и контроль»

Процесс реализации стратегии. Составные элементы стратегического управления. Ф ункции управления и факторы реализации стратегии. Н еобходимые условия реализации стратегии. Стратегические изменения в организации. Выполнение основных функций управления реализацией стратегии. Стратегический контроль и стратегический контроллинг. О ценка реализации и корректировка стратегии.

Осваиваемые компетенции: ОПК-1; ОПК-3, ПК-3; ПК-5; ПК-7; ПК-10; ПК-13 .

3 ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

3.1 Темы практических занятий и использование образовательных технологий в учебном процессе

Учебный план направления подготовки 38.03.02 Менеджмент, профиль «Производственный менеджмент» предусматривает по дисциплине Б1.В.11 «Стратегический менеджмент» проведение практических занятий с использованием активных и интерактивных образовательных технологий (табл.5).

Таблица 5 – Темы практических занятий и использование образовательных технологий в учебном процессе

Вид используемых образовательных технологий

(форма проведения занятия)

Тема 1 «Введение в стратегическое управление, стратегический менеджмент»

Решение практических ситуаций. Работа в микрогруппах. Обсуждение.

Решение кейса. Анализ внешней среды организации

Тема 2 «Разработка стратегии предприятия»

Решение практических ситуаций

Анализ формулировок миссий организаций

Принятие решений: выбор стратегий организации

Тема 3 «Анализ ситуации в отраслях народного хозяйства России»

Решение практической ситуации: проведение PEST -анализа для организации

Решение кейса: PEST анализ для предприятия переработки

Решение кейса. Анализ конкурентных сил

Решение кейса: Проведение отраслевого и конкурентного анализа

Творческое задание: Практическое применение ключевых компетенций сегмента сферы торговли

Тема 4 «Анализ стратегического положения предприятия»

Занятие в интерактивной форме: работа с электронной таблицей. Построение расширенного СВОТ-анализа для организации

Решение практических ситуаций: Оценка экономической эффективности деятельности организации

Контрольная работа 1

Тема 5 «Стратегия и конкурентное преимущество»

Блиц-опрос по теории

Исследование стратегического развития компании

Построение матрицы БКГ

Построение матрицы Мак-Кинзи

Матрица консалтинговой фирмы Артур де Литтл

Тема 6 «Подходы к формированию стратегических альтернатив»

Проверка теоретических знаний

Решение практических ситуаций

Контрольная работа 2

Тема 7 «Стратегическое планирование. Система плановых показателей. Прогнозирование»

Проверка теоретических знаний

Решение практических ситуаций

Кейс. Разработка стратегического плана предприятия

Тема 8 «Бизнес-план как элемент стратегического планирования»

Закрепление теоретического материала (тест)

Постановка задачи для составления бизнес-плана

Анализ и оценка бизнес-среды. Конкуренция в отрасли хлебопекарного производства. Сбор данных для разработки маркетингового плана (экскурсия)

Составление плана производства

Защита бизнес-плана (презентация)

Работа с готовым бизнес-проектом

Тема 9 «Стратегия повышения качества продукции, выпускаемой на производственном предприятии»

Закрепление теоретического материала

Решение практических ситуаций

Тема 10 «Ценовая политика предприятия»

Закрепление теоретического материала

Решение практических ситуаций

Тема 11 «Стратегическая и техническая политика фирмы»

Решение практических ситуаций

Внедрение организационных изменений на предприятии (построение моделей)

Тема 12 «Стратегии ресурсосбережения на производстве»

Закрепление теоретического материала

Тема 13 «Мониторинг реализации стратегии. Выполнение и контроль стратегии. Реализация стратегии и контроль»

Проверка теоретических знаний

Решение практических ситуаций

3.2 Задания для самостоятельной работы обучающихся

Таблица 6 – Перечень разделов и тем дисциплины для самостоятельной работы

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Тема 1 «Введение в стратегическое управление, стратегический менеджмент»

1.Проработать методику проведения анализа внешней среды организации.

2.Внимательно изучить информацию на сайте академии: Устав, Положения, нормативные и локальные акты

Ссылка на официальный сайт: http://www.vgsa.ru/sveden/document/

Тема 2 «Разработка стратегии предприятия»

6.Проработать алгоритм разработки миссии организации.

7.На официальных сайтах предприятий, действующих в г. Великие Луки, Великолукском районе в разделах «Главная страница», «Сведения об организации» найти и выписать миссию и цель (для 15-20 предприятий), выявить преимущества и недостатки формулировок миссии и цели.

8.Пользуясь официальным сайтом ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА, составить организационную структуру управления и сформулировать задачи разработки стратегии академии по уровням стратегии: корпоративная, деловая, функциональная, операционная)

9.Используя информацию с официального сайта ОАО «Великолукский мясокомбинат», провести анализ сильных и слабых сторон предприятия в сферах:

организация общего управления;

10.Провести сравнительную характеристику достоинств и недостатков основных подходов, применяемых для разработки стратегии предприятий.

Тема 3 «Анализ ситуации в отраслях народного хозяйства России»

1.Составить матрицу влияния экономических характеристик предприятий АПК Псковской области на стратегические решения

2.Провести анализ конкурентных сил Портера для предприятия переработки г. Великие Луки (мясопереработка, молочный комбинат)

3. Составить карту стратегических групп конкурентов в розничной торговле для розничных сетей Магнит, Пятерочка, Разница, Хороший

Тема 4 «Анализ стратегического положения предприятия»

Провести функционально-стоимостный анализ рабочего места менеджера отдела производства и упаковки ООО «Фанкит». Построить функциональную модель для объекта (3 уровня)

Ссылка для скачивания задания и методики решения: https://cloud.mail.ru/public/6NX4/FL5Swh7SL

Тема 5 «Стратегия и конкурентное преимущество»

Провести сравнительный анализ основных конкурентных стратегий по характеристикам:

стратегическая цель организации;

основа конкурентного преимущества;

поддержка, обеспечение стратегии.

Тема 6 «Подходы к формированию стратегических альтернатив»

Подготовить эссе по темам:

Бенчмаркинг для производственника

Процесс разработки стратегических альтернатив: особенности и возможности для производственных предприятий

Анализ эффективности вероятных портфелей стратегий

Тема 7 «Стратегическое планирование. Система плановых показателей. Прогнозирование»

1.Проработать основные статьи Федерального закона от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

2.Составить презентацию основных положений ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», сравнить с Федеральным законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»

Тема 8 «Бизнес-план как элемент стратегического планирования»

Проработать бизнес-план создания автомойки компании ООО «Автокар» (ссылка для скачивания https://cloud.mail.ru/public/EaLD/ RNWW9NKxL

Тема 9 «Стратегия повышения качества продукции, выпускаемой на производственном предприятии»

Самостоятельная проработка кейса: управление качеством молока на предприятии АПК. Ссылка для скачивания: https://cloud.mail.ru/public/71Ey/vHNvV9nRC

Тема 10 «Ценовая политика предприятия»

Составить конспект по ценовым стратегиям предприятий:

Роль цен в управлении предприятием

Ценовые стратегии: виды, выбор

Ценовая система: виды цен, их классификация

Система модификации цен

Тема 11 «Стратегическая и техническая политика фирмы»

Разработать презентации на темы:

«Стратегическое планирование технологической подготовки производства»

«Стратегическое планирование предприятия по созданию инновационных продуктов»

«Стратегическое планирование предприятия в области создания товара-заменителя»

Тема 12 «Стратегии ресурсосбережения на производстве»

1. Проработать систему показателей ресурсоемкости товара и производства.

2. Провести анализ эффективности использования ресурсов для предприятия (кейс можно скачать по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/FPk4/7smmfdLEd

Тема 13 «Мониторинг реализации стратегии. Выполнение и контроль стратегии. Реализация стратегии и контроль»

1.Подготовка к итоговой контрольной работе по всем темам дисциплины

2.Написание эссе по темам:

Составные элементы стратегического управления

Три отличия процесса реализации стратегии от процесса выполнения долгосрочного плана. Точка зрения С.А. Попова

Особенности управления стратегическими изменениями

М одификации организационных структур управления

Корпоративное обучение: функции, целесообразность, особенности внедрения в российских условиях

3. Составить график реализации стратегии ОАО «Великолукский мясокомбинат». Стратегия инноваций – разработка и внедрение продукта «Сосиски детские (без сои)»

4 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ и порядок аттестации ОБУЧАЮЩИХСЯ

4.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования

Таблица 7 – Этапы формирования компетенций

Этап формирования компетенции

очной формы обучения (заочной формы обучения)

4.2 Показатели, критерии и шкалы оценивания компетенций

Таблица 8 – Показатели компетенций по уровню их сформированности (зачет, курсовая работа, экзамен)

Показатели компетенции (ий)

Уровень сформированной компетенции

Знать (соответствует таблице 1)

Умеет (соответствует таблице 1)

Владеть (соответствует таблице 1)

Таблица 9 – Соотношение показателей и критериев оценивания компетенций со шкалой оценивания и уровнем их сформированности

Показатели компетенции (ий)

Уровень сформированной компетенции

Знать (соответствует таблице 1 РП)

Показывает полные и глубокие знания, логично и аргументированно отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные, показывает высокий уровень теоретических знаний

Показывает глубокие знания, грамотно излагает ответ, достаточно полно отвечает на все вопросы, в том числе дополнительные. В то же время при ответе допускает несущественные погрешности

Показывает достаточные, но не глубокие знания, при ответе не допускает грубых ошибок или противоречий, однако в формулировании ответа отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. Для получения правильного ответа требуются уточняющие вопросы

Показывает недостаточные знания, не способен аргументированно и последовательно излагать материал, допускает грубые ошибки, неправильно отвечает на дополнительные вопросы или затрудняется с ответом

Умеет (соответствует таблице 1 РП)

Умеет применять полученные знания для решения конкретных практических задач, способен предложить альтернативные решения анализируемых проблем, формулировать выводы

Умеет применять полученные знания для решения конкретных практических задач, способен формулировать выводы, но не может предложить альтернативные решения анализируемых проблем

При решении конкретных практических задач возникают затруднения

Не может решать практические задачи

Владеть (соответствует таблице 1 РП)

Владеет навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, способен оценить результат своей деятельности

Владеет навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, затрудняется оценить результат своей деятельности

Показывает слабые навыки, необходимые для профессиональной деятельности

11. 4.3 Типовые контрольные задания

На промежуточную аттестацию выносятся следующие компетенции, формируемые дисциплиной:

ОПК-1 — владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности;

ОПК-3 — способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия;

ПК-3 — владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;

ПК-5 — способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;

ПК-7 — владение навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ;

ПК-10 — владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления;

ПК-13 — умение моделировать бизнес-процессы и использовать методы реорганизации бизнес-процессов в практической деятельности организаций.

Для оценки сформированности компетенций в фонде оценочных средств по дисциплине приводятся задания, позволяющие выявить уровень знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности у обучающихся, осваиваемых программу подготовки в бакалавриате.

По дисциплине «Стратегический менеджмент» в 7 семестре предусмотрен зачет.

Примерный перечень вопросов к зачету:

Основные понятия стратегического менеджмента.

Задачи стратегического менеджмента.

Участники разработки и реализации стратегии на современном предприятии.

Разработка миссии предприятия, организации.

Определение и классификация целей предприятия.

Взаимосвязь миссии и стратегий в «стратегической пирамиде».

Разработка стратегии: этапы.

Факторы, определяющие стратегию.

Анализ экономического положения в отрасли.

Анализ конкурентных сил. Модель Портера.

Факторы, изменяющие структуру конкурентных сил.

Алгоритм мониторинга состояния среды.

Оценка силы (слабости) конкурентных позиций.

Анализ и классификация целей и стратегий конкуренции.

Ключевые факторы успеха (КФУ).

Оценка эффективности стратегии предприятия.

Оценка силы и слабости компании, ее возможностей и угроз.

Матрица SWOT . Матрица возможностей. Матрица угроз.

Стратегический анализ издержек.

Общие стратегии конкуренции.

Сравнительный анализ основных конкурентных стратегий.

Стратегия лидерства по издержкам.

Функциональные показатели издержек.

Стратегия оптимальных издержек.

Сфокусированные стратегии низких издержек и дифференциации.

Наступательные и оборонительные стратегии.

Понятия и типы стратегических альтернатив.

Процесс разработки стратегических альтернатив и стратегического выбора.

Факторы формирования вариантов портфелей стратегий и их прогнозирование.

Роль и значение бенчмаркинга.

Организационные аспекты процесса разработки стратегических альтернатив.

Анализ эффективности вероятных портфелей стратегий.

По дисциплине «Стратегический менеджмент предусмотрена курсовая работа.

Список тем для написания курсовых работ:

Внедрение агрессивной конкурентной стратегии на производственном предприятии.

Внедрение стратегического плана в организации в условиях современного законодательства в РФ.

Внедрение структуры управления организацией, ориентированной на решение стратегических проблем.

Малый бизнес: перспективные стратегии развития.

Организационно-экономические методы в стратегическом управлении предприятием.

Основные задачи, принципы и методы прогнозирования стратегического управленческого решения.

Основные стратегии и их применение в условиях рынка России (на примере конкретного предприятия).

Особенности применения стратегического управления российскими предприятиями.

Особенности формирования и реализации кадровой стратегии предприятия.

Особенности формирования стратегии предприятия в современных отечественных условиях.

Потенциал организации как конечный продукт стратегического управления.

Применение бюджетирования в стратегическом управлении организацией.

Проблемы выбора стратегического управления в современных отечественных условиях.

Разработка бизнес-плана в стратегии стабилизации продаж современного предприятия.

Разработка бизнес-плана открытия нового предприятия

Разработка и внедрение наступательной конкурентной стратегии на предприятии.

Разработка программы организационного развития предприятия

Разработка рекламной стратегии организации.

Разработка стратегий и их инвестиционное обеспечение.

Разработка стратегии роста с использованием матрицы Ансоффа «товар-рынок».

Разработка финансовой стратегии организации.

Реализация стратегий диверсифицированного роста.

Реализация стратегий интегрированного роста.

Реализация стратегий концентрированного роста.

Совершенствование организационной культуры и имиджа организации.

Совершенствование сбытовой стратегии предприятия.

Совершенствование стратегического управления организацией в период мирового финансового кризиса.

Стратегические и тактические планы в системе управлением предприятием.

Стратегические подходы к использованию финансовых результатов предприятия.

Стратегические решения в деятельности организации.

Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью предприятия.

Стратегия управления доходами от платных услуг предприятия.

Стратегия управления обязательствами предприятия.

Стратегия управления персоналом кризисного предприятия.

Управление инновационными стратегиями в предпринимательской деятельности фирмы.

Управление реализацией стратегии.

Управленческие инновации в деятельности организации: стратегический аспект.

Управленческий учет в стратегическом управлении предприятием.

Формирование инновационного портфеля организации.

Формирование миссии и целей организации.

Формирование технической и социальной политики фирмы. Уровни задач социальной и технической политики.

Этапы развития корпоративного планирования.

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен, который проводится в форме устного ответа и решения ситуационной задачи. Экзаменационный билет, как правило, включает два теоретических задания (вопроса) и одно практическое. Число контрольных заданий в письменной работе зависит от специфики дисциплины, определяется кафедрой и перечнем компетенций, выносимых на промежуточную аттестацию.

Примерный перечень вопросов к экзамену:

Сущность стратегического планирования и его варианты.

Типология стратегического планирования.

Особенности стратегического планирования и его отличительные черты.

Стратегический план и его структура.

Стратегическое планирование деятельности предприятия.

Классификация планов и основные показатели плана развития предприятия.

Методологические основы планирования. Разработка производственной программы.

Прогнозирование управленческих решений.

Основы бизнес-планирования на предприятии.

Методологические основы разработки бизнес-плана.

Методика составления бизнес-плана.

Система показателей качества товара.

Система показателей качества сервиса потребителей товара на конкретном рынке.

Прогнозирование стратегии повышения качества товара.

Концепция всеобщего управления качеством товара.

Виды и сущность ценовых стратегий предприятия.

Стратегия низких издержек производства и продажи.

Стратегия уникальности характеристик товара.

Методы расчета цен на предприятии.

Содержание и задачи технической подготовки производства.

Организация технической подготовки производства.

Экономика технологической подготовки производства.

Стратегическое планирование технологической подготовки производства.

Показатели ресурсоемкости товара.

Показатели эффективности деятельности фирмы.

Выбор стратегии ресурсосбережения.

Процесс реализации стратегии.

Составные элементы стратегического управления.

Ф ункции управления и факторы реализации стратегии.

Н еобходимые условия реализации стратегии.

Стратегические изменения в организации.

Выполнение основных функций управления реализацией стратегии.

Стратегический контроль и стратегический контроллинг.

О ценка реализации и корректировка стратегии.

4.4 Порядок аттестации обучающихся по дисциплине

Для аттестации обучающихся по дисциплине используется традиционная система оценки знаний.

По дисциплине «Стратегический менеджмент» в 7 семестре (на 4 курсе) предусмотрен зачет, в 8 семестре (на 5 курсе) курсовая работа и экзамен. Оценивание обучающегося представлено в таблицах 10, 11, 12.

Таблица 10 – Применение системы оценки для проверки результатов итогового контроля (зачет)

не имеет задолженностей по дисциплине;

имеет четкое представление о современных методах, методиках и технологиях, применяемых в рамках изучаемой дисциплины;

правильно оперирует предметной и методической терминологией;

излагает ответы на вопросы зачета;

подтверждает теоретические знания практическими примерами;

дает ответы на задаваемые уточняющие вопросы;

имеет собственные суждения о решении теоретических и практических вопросов, связанных с профессиональной деятельностью.

не имеет четкого представления о современных методах, методиках и технологиях, применяемых в рамках изучаемой дисциплины;

не оперирует основными понятиями;

проявляет затруднения при ответе на уточняющие вопросы.

Таблица 11 – Применение пятибалльной системы при оценке курсовой работы

работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер, присутствуют элементы научной новизны;

собран, обобщен и проанализирован достаточный объем литературных источников;

работа оформлена на высоком профессиональном уровне с применением современных компьютерных технологий, своевременно представлена на проверку, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению курсовых работ;

при защите освещены главные вопросы исследования, на поставленные вопросы обучающимся даны развернутые грамотные ответы;

в работе даны анализ и оценка полученным результатам исследования, присутствуют элементы оценки эффективности работы (проекта) и даны рекомендации по их внедрению (предложения по совершенствованию).

собран, обобщен и проанализирован необходимый объем литературы, тема работы раскрыта, однако выводы и рекомендации не всегда четко сформулированы и / или не имеют практической значимости, есть неточности при освещении отдельных вопросов темы;

работа представлена своевременно, есть отдельные недостатки в ее оформлении;

в процессе защиты работы даны неполные ответы на вопросы.

«удовлетворительно»

тема работы раскрыта частично, но в основном правильно, поверхностно изложены отдельные вопросы темы;

в работе недостаточно полно была использована научная литература по теме исследования, нет научных статей, нормативных источников;

выводы и практические рекомендации не отражают в достаточной степени содержание работы;

работа представлена своевременно, однако не в полном объеме по содержанию и / или оформлению соответствует предъявляемым требованиям;

в процессе защиты обучающийся недостаточно полно изложил основные положения работы, испытывал затруднения при ответах на дополнительные вопросы.

«неудовлетворительно»

содержание работы не раскрывает тему, вопросы изложены бессистемно и поверхностно, нет анализа и оценки практического материала, основные положения и рекомендации не имеют обоснования;

работа не оригинальна, основана на компиляции публикаций по теме;

работа представлена несвоевременно, по содержанию и оформлению не соответствует предъявляемым требованиям;

на защите обучающийся показал поверхностные знания по исследуемой теме, отсутствие представлений об актуальных проблемах по теме, не отвечал на дополнительные и наводящие вопросы.

Таблица 12 – Применение пятибалльной системы оценки для проверки результатов итогового контроля (экзамен)

имеет четкое представление о современных методах, методиках и технологиях, применяемых в рамках изучаемой дисциплины;

свободно и правильно оперирует предметной и методической терминологией;

свободно владеет вопросами экзаменационного билета;

подтверждает теоретические знания практическими примерами;

дает развернутые ответы на задаваемые дополнительные вопросы;

имеет собственные суждения о решении теоретических и практических вопросов, связанных с профессиональной деятельностью.

имеет представление о современных методах, методиках и технологиях, применяемых в рамках изучаемой дисциплины;

знает предметную и методическую терминологию дисциплины;

излагает ответы на вопросы экзаменационного билета, ориентируясь на написанное им в экзаменационном листе;

подтверждает теоретические знания отдельными практическими примерами;

дает ответы на задаваемые дополнительные вопросы.

«удовлетворительно»

имеет посредственное представление о современных методах, методиках и технологиях, применяемых в рамках изучаемой дисциплины;

правильно оперирует основными понятиями;

отвечает на вопросы экзаменационного билета, главным образом, зачитывая написанное в экзаменационном листе;

излагает, главным образом, теоретические знания по вопросам экзаменационного билета;

не во всех случаях находит правильные ответы на задаваемые дополнительные вопросы.

«неудовлетворительно»

не имеет представления о современных методах, методиках и технологиях, применяемых в рамках изучаемой дисциплины;

не во всех случаях правильно оперирует основными понятиями;

отвечает на экзаменационные вопросы, зачитывая их с текста экзаменационного листа;

экзаменационные вопросы излагает не в полной мере;

не отвечает на дополнительные вопросы

12. 5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13. 5.1 Литература

Тебекин А. В. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. для прикладного бакалавриата / А. В. Тебекин. – 2-е изд., пер. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 333 с. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/CF1E6223-C68E-487B-9165-4517C8EDE6B5 , по подписке. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Абрамов В. С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Ч 1. Сущность и содержание [Электронный ресурс]: учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов ; под ред. В. С. Абрамова. – М. : Юрайт, 2018. – 270 с. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/7402B3EF-9CC9-4B59-91C1-A614DF864325 , по подписке. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

(дополнительная)

Сидоров М. Н. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. для прикладного бакалавриата / М. Н. Сидоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 158 с. – Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/9124D7EB-A0B3-4E99-8DC3-57BDC677BD02 , по подписке. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Сергеев А. А. Бизнес-планирование [Электронный ресурс] : учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Сергеев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 475 с. – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/D7466BA3-B2C1-49F1-A271-04022BB90134, по подписке. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

(методическое обеспечение дисциплины)

Методические указания по написанию курсовой работы по дисциплине «Стратегический менеджмент» направления подготовки 38.03.02 Менеджмент, профиль «Производственный менеджмент / подгот. О.Н. Квашина. – перераб. и доп. – Великие Луки: РИО ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА, 2018. – 17 с.

Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Стратегический менеджмент» направления подготовки 38.03.02 Менеджмент, профиль «Производственный менеджмент» / подгот. О.Н. Квашина. – перераб. и доп. – Великие Луки: РИО ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА, 2018 . – 34 с.

Учебно-практическое пособие по дисциплине «Стратегический менеджмент» для проведения практических занятий, обучающихся очной и заочной форм обучения направления подготовки 38.03.02 Менеджмент/ подгот. О.Н. Квашина. – перераб. и доп. – Великие Луки: РИО ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА, 2018. – 133 с.

14.

Программное обеспечение и Интернет – ресурсы

Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадемии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cnshb.ru/ , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cnshb.ru/akdil/ , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://elibrary.ru/ , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Виртуальная библиотека по сельскому хозяйству [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fadr.msu.ru/rin/library/index.html , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Сайт Госкомстата России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . gks . ru , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . minfin . ru , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Сайт Министерства сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// mcx . ru / , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус.

Программное обеспечение

Microsoft Office Professional Plus 2013.

Среда электронного обучения Русский Moodle 3 KL .

Операционная система семейства Windows 7 .

СПС Консультант Плюс

15.

16. 6 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ

17. ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, ауд. 2-279а. Оснащена: специализированная мебель, переносной мультимедийный проектор NECNP52, ноутбук HP Compag, переносной экран на штативе Lumien Eco, доска классная.

Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, ауд. 2-295. Оснащена: специализированная мебель, переносной мультимедийный проектор NECNP52, ноутбук HP Compag, переносной экран на штативе Lumien Eco, доска классная.

Учебная аудитория для курсового проектирования (выполнения курсовых работ), ауд. 2-245.

Оснащена: специализированная мебель, переносной мультимедийный проектор NEC NP52G, ноутбук ASUS M51 KR, 14 ПК, переносной экран на штативе, доска классная.

Учебная аудитория для групповых и индивидуальных консультаций, ауд. 2-295. Оснащена: специализированная мебель, переносной мультимедийный проектор NECNP52, ноутбук HP Compag, переносной экран на штативе Lumien Eco, доска классная.

Учебная аудитория для текущего контроля и промежуточной аттестации, ауд. 2-295. Оснащена: специализированная мебель, переносной мультимедийный проектор NECNP52, ноутбук HP Compag, переносной экран на штативе Lumien Eco, доска классная.

Помещение для самостоятельной работы, ауд. 2-280. Оснащена: специализированная мебель, 10 ПК, переносной мультимедийный проектор Epson, выход в Интернет, доска классная, доступ в электронную информационно-образовательную среду организации.

Источник https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rabochaya_programma_uchebnoj_distciplini_biznesplani_160109.html

Источник https://nsportal.ru/npo-spo/ekonomika-i-upravlenie/library/2015/02/05/rabochaya-programma-po-biznes-planirovaniyu

Источник https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-stategicheskomu-menedzhmentu-4022651.html

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: