Закупка кредита по 223-фз Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс

Содержание

Как заключить кредитный договор по 223-ФЗ

Кредитный договор по 223-ФЗ — это соглашение, по которому отдельные виды юридических лиц оформляют заем. Заключать такие контракты на бюджетные средства запрещено.

Использование заемных средств, предоставление денег во временное пользование сторонним организациям — нормальная практика для организации любой формы собственности. Если в уставном капитале организации присутствует доля государства и она превышает 50 %, то законодательство позволяет брать деньги под госконтракт по 223-ФЗ и предписывает заключение кредитного договора на конкурсной основе. Прямо не запрещено брать кредиты, выдавать займы и бюджетным организациям. Кроме использования закона о закупках, они обязаны учитывать объем доходов, которые получат от ПДД (приносящей доход деятельности).

Оплачивать банковские кредиты за счет бюджетной сметы закон не позволяет. В нормативах нет прямых разъяснений, можно ли заключить договор по 223-ФЗ, а оплатить его деньгами, полученными по 44-ФЗ, но из логики Федеральной контрактной системы очевидно, что бюджетное финансирование по 44-ФЗ строго распланировано под ПФХД и план-график, и тратить его на оплату договора по закону № 223, то есть для закупок на средства от предпринимательской деятельности, запрещено.

Кредит и 223-ФЗ

Кредитная организация предоставляет заемщику денежные средства и получает назад сумму кредита и проценты по нему. Это не купля-продажа, не подряд и не услуга. Но договорные отношения с банками по поводу заемных средств мы не найдем и в исключениях сферы действия Закона о закупках.

В Письме Минэкономразвития № Д28и-773 от 30.03.2016 указано, что если о желании привлечь заем и кредит заявляет юрлицо, то действие 223-ФЗ на такие договоры не распространяется. В ситуации же, когда заказчик при привлечении займов и кредитов не является кредитором, заключение договора на кредит по 223-ФЗ возможно.

Бесплатно составьте соглашение с помощью специального конструктора договоров от КонсультантПлюс.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .

Давайте выясним, почему практика показывает, что понятие «банковская услуга» широко применяется в законодательстве РФ. Используется оно в законе «О банках и банковской деятельности». В Федеральном законе № 395-1 от 02.12.1990 закреплено, какие закупки осуществляются в банке — закупки банковских услуг, в том числе и предоставление кредита. В антимонопольном законодательстве эти услуги перечислены среди финансовых, связанных с размещением денежных средств. Клиент оплачивает услуги банка в виде процентов.

Именно поэтому заключение кредитного договора у вышеперечисленных организаций проходит по итогам закупочных процедур. С точки зрения ГК, документ подтверждает факт получения финансовой услуги и обязательства клиента по их оплате. Подготовка и заключение договора в соответствии с положениями 223-ФЗ никак на его природе не отражаются. Для начала рассмотрим, как выбрать поставщика финансовых услуг (банк) и что важно указать в информационном сообщении о закупке с особенностями закупки кредитного договора.

Как выбрать поставщика услуг по 223-фз

Что считаем важным в документации

Получение банковского кредита через госзакупки имеет ряд особенностей. Разработка информационного сообщения и документации требует особого внимания. В извещении о закупке в числе различных сведений, предусмотренных законодательством (ч. 8, 9 ст. 4 закона № 223-ФЗ), необходимо указать название займа: кредит на исполнение контракта по 223-ФЗ без залога — как пример. Кроме того, следует прописать требуемый объем кредита и максимальный размер платы за пользование кредитом (размер процентов), в том числе в абсолютном значении («сведения о НМЦД»).

Порядок описания остальных позиций документации — в таблице:

Требования к оказываемой услуге для заказчика

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке

Рекомендуем разработать форму предложения о предоставлении кредита, иметь всю необходимую информацию для принятия решения.

В качестве приложения к предложению запросите шаблон кредитного соглашения и копию лицензии банка на осуществление банковской деятельности.

Требования к описанию оказываемой услуги

Указание на то, что в предложении о предоставлении кредита должна содержаться следующая информация:

  • размер предлагаемого кредита;
  • размер платы за предоставление займа (проценты), в том числе в абсолютном выражении;
  • график платежей с указанием сумм.

Сроки (периоды) оказания услуги

Сведения о начальной (максимальной) цене договора

Максимальный размер платы за предоставление займа (процентов), в том числе в абсолютном значении.

Форма, сроки и порядок оплаты услуги

Порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)

Указание на то, что размер платы за предоставление кредита включает в себя все платежи, взимаемые банком за его предоставление.

Требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям

Наличие лицензии на ведение банковской деятельности.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

Размер платы за предоставление кредита, наличие возможности досрочного погашения.

Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре

Указание на то, что при оценке предложений больший вес имеет размер платы за предоставление займа.

В законе о закупках отдельными видами юрлиц не указано, обязательно ли прописывать источник финансирования в контракте по 223-ФЗ, но заказчикам рекомендуется указать, что закупка проводится за счет внебюджетных средств. По правилам государственные и муниципальные заказчики проводят торги по закону № 223 вне бюджета, то есть из средств, полученных от приносящей доход деятельности. Это — одно из ключевых отличий от 44-ФЗ, по которому заказчики закупают исключительно на бюджетные деньги средства федерального, регионального и местного бюджета.

Что считаем важным в договоре

Контролирующие органы в сфере закупок считают, что любые условия, которые включены сторонами в контракт, существенны. Контракты возмездного оказания услуг должны содержать предмет договора. Обязателен раздел о перечне видов услуг и совершаемых действиях (юридических и фактических).

К важным и существенным условиям кредитного контракта следует отнести следующие: стороны договора, сумму займа и его цель, срок кредитования, способ обеспечения, размер платы за пользование заемными средствами, условия выдачи и погашения займа.

НМЦД при анализе рынка кредитных услуг

При проведении закупочной процедуры на получение банковского займа в извещении обязательно указывается начальная (максимальная) цена договора (НМЦД). В соответствии с законом заказчик обязан учесть все факторы, существенные при определении цены услуги (в нашем случае — процента за пользование заемными средствами). Это сроки кредитования, риски невозврата или повышения процентной ставки, иные платежи, связанные с исполнением кредитного договора. Порядок формирования цены контракта выбирается заказчиком самостоятельно.

Для определения НМЦД:

  • определите среднее значение ставок по кредиту, предлагаемых несколькими банками;
  • переведите среднее значение ставок в рубли.

В Письме № Д28и-2258 от 30.07.2015 Минэкономразвития приводит пример расчета для случая, когда заказчику нужен кредит в размере 1 млн руб.:

  1. Получаем ставки по кредитам от трех банков — 16 %, 12 % и 13 % годовых. Значит, среднее значение — 13,6 %.
  2. Переводим среднее значение в рубли. Получается, что если заказчику нужен займ в 1 млн руб., то НМЦД составит 136 000 руб.

Как закон о закупках влияет на заключение и исполнение кредитного договора

Подготовка, подписание, исполнение и внесение изменений в кредитный договор, заключенный на основании 223-ФЗ, осуществляются в соответствии с нормами законодательства. Если положение о закупках не содержит прямого указания на запрет изменения условий контракта, то корректировке подвергаются все существенные условия контракта. Чтобы изменения имели юридическую силу, сторонам необходимо:

  • прийти к единому мнению;
  • подготовить дополнительное соглашение к контракту.

Все разногласия сторон разрешаются только в судебном порядке. И еще важный нюанс: в соответствии с ч. 16 ст. 4 223-ФЗ сведения о закупке услуг по получению займов размещать в ЕИС необязательно.

А вот как отделить кредитные деньги от некредитных по 223-ФЗ — вести раздельный учет всех поступлений. В условиях соглашения строго прописывается объем кредита, необходимо отразить сумму в бухучете при ее поступлении и фиксировать все операции с заемными средствами. Бухучет необходимо вести в разрезе каждого кредитного договора.

Если вам поручили подготовить документы для получения кредита в соответствии с законом о закупках, то следует проверить вот что:

  • публикацию в ЕИС утвержденного положения о закупках в соответствии с требованиями законодательства;
  • наличие в положении сведений о порядке оформления этапов конкурентных и иных процедур (например, заключение договора с единственным поставщиком возможно, если эта процедура прописана в положении заказчика);
  • соответствие действующего положения типовым положениям о закупках учредителя или собственника вашей организации. В нем нет прямого запрета на использование заемных средств.

В Письме № Д28и-3268 от 29.10.2015 Минэкономразвития указало, что заказчик вправе утвердить положение о закупке, в котором пропишет, что получение кредита является закупкой у единственного поставщика. Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика на основании четких и понятных критериев определенных случаев отнесения к таким процедурам, обоснованности определения таких случаев, которая зафиксирована в положении о закупке, полностью соответствует нормам Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 о защите конкуренции.

Необходимые изменения в положение о закупках вносят в любое время. Главное — их вовремя опубликовать. Сделать это следует в течение 15 дней после утверждения. Если ваша организация планирует пользоваться заемными средствами регулярно, то не прописывайте процедуру получения средств очень детально. Это позволит быстрее адаптироваться к меняющейся экономической ситуации.

Как отчитаться о закупке кредита

Минэкономразвития в Письме № Д28и-773 от 30.03.2016 указывает, что по ч. 19 ст. 4 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, публикует в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок товаров, работ, услуг. В статье 4.1 223-ФЗ установлено, что заказчики ведут реестр договоров в обязательном порядке. Таким образом, Минэкономразвития предписывает заказчикам размещать в ЕИС контракты о предоставлении займов и всю информацию и документы, которые подтверждают выполнение взаимных обязательств. Следовательно, и отчитаться по таким контрактам необходимо в установленные сроки.

Дмитриева Наталья

Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).

Закупка кредита по 223-фз

Подборка наиболее важных документов по запросу Закупка кредита по 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Закупка кредита по 223-фз

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Обзор: «Вопросы о закупках при применении Федерального закона N 223-ФЗ»
(КонсультантПлюс, 2021) Вопрос: Государственное автономное учреждение рассматривает вопрос о получении кредита в банке. Является ли привлечение кредита закупкой? Должно ли учреждение в этом случае руководствоваться нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»? Если да, то как это осуществить?

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Об определении порядка осуществления закупки услуг по получению кредитов и займов отдельными видами юрлиц и размещении сведений о ней в ЕИС.
(Письмо Минфина России от 20.08.2020 N 24-04-07/73299) Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение от 22.05.2020 по вопросу применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) при закупке услуг по получению кредитов и займов, сообщает следующее.

Нормативные акты: Закупка кредита по 223-фз

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 16.04.2022)
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 17) закупкой заказчиком услуг, связанных с заключением, исполнением, изменением или расторжением договора синдицированного кредита (займа) либо договора об организации синдицированного кредита (займа);

Как оформить кредит по 223 фз

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Организация заключает договор на получение овердрафта на сумму 4 800 тыс. руб. плюс проценты по ставке 7,7%, будет его проводить как закупку у единственного поставщика по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ). На основании внутреннего положения о закупках максимальная сумма сделки по единственному поставщику составляет 5 млн. рублей. Можно ли на основании Закона N 223-ФЗ не размещать договор в ЕИС? Можно ли не вносить изменения в план закупок? Необходимо ли в договоре указать максимальную сумму в рублях или достаточно суммы займа и процентной ставки?

Организация заключает договор на получение овердрафта на сумму 4 800 тыс. руб. плюс проценты по ставке 7,7%, будет его проводить как закупку у единственного поставщика по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ). На основании внутреннего положения о закупках максимальная сумма сделки по единственному поставщику составляет 5 млн. рублей. Можно ли на основании Закона N 223-ФЗ не размещать договор в ЕИС? Можно ли не вносить изменения в план закупок? Необходимо ли в договоре указать максимальную сумму в рублях или достаточно суммы займа и процентной ставки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В положении о закупке может быть предусмотрено, что информация о закупках услуг по получению кредита не подлежит размещению в единой информационной системе. В таком случае из сведений о любом таком договоре будет учитываться только его цена при формировании обобщенной информации, включаемой в ежемесячный отчет заказчика.
Цена договора кредита может определяться формулой, устанавливающей правила расчета суммы процентов, подлежащих уплате заказчиком контрагенту, исходя из суммы кредита и ставки уплачиваемых процентов, значение которой будет определено в ходе закупки.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) при осуществлении заказчиком закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика, далее — контрагент) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается перечисленная в данной норме информация о закупке. К этой информации относятся: извещение и документация (за исключением запроса котировок), проект договора, являющийся их неотъемлемой частью, все изменения, разъяснения этих документов, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом N 223-ФЗ и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных чч. 15 и 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, которые делятся на две категории:
— закупки, сведения о которых не могут быть размещены в ЕИС в силу того, что такие сведения составляют государственную тайну, или поскольку сведения о них содержат информацию о товарах, работах, услугах, контрагентах, которая не содержит государственной тайны, но в силу решения Правительства РФ не размещаются в ЕИС (первый абзац ч. 15, ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
— закупки, информацию о которых заказчик вправе не размещать в ЕИС, — перечисленные в пп. 2 и 3 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ и представляющие собой определенные виды договоров, в том числе услуг по получению кредитов, а также закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., — 500 тыс. руб. (п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Как видим, в силу прямого указания ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещение заказчиком в ЕИС информация о закупке услуг по получению кредитов отнесено на усмотрение самого заказчика. При этом, исходя из общих принципов осуществления закупки, установленных Законом N 223-ФЗ, включая информационную открытость (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), решение заказчика о реализации этого права, по нашему мнению, должно быть отражено в положении о закупке. Аналогичная точка зрения по поводу закупок, указанных в п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, высказана в письме Минфина России от 13.02.2015 N 02-02-09/6464. Положение о закупке может предусматривать размещение или неразмещение таких сведений в ЕИС либо давать право заказчику принимать решения в отношении конкретных закупок.
Таким образом, в положении о закупке может быть предусмотрено, что информация о закупках услуг по получению кредита не подлежит размещению в ЕИС.
В таком случае информация о такого рода договорах, исходя из ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, не включается в план закупок и, исходя из ч. 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ, не включается в реестр договоров. Из сведений о соответствующем договоре заказчик должен будет учитывать только его цену при расчете обобщенных сумм, включаемых в ежемесячный отчет, поскольку это прямо предусмотрено п. 1 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
В отношении цены договора кредита мы можем сказать следующее.
Из п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ следует, что документация может включать не только цену по договору в целом, но и:
— формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком контрагенту в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо
— цену единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. По смыслу п. 1 ст. 423, п. 1 ст. 424 ГК РФ условие гражданско-правового договора о цене определяет плату или иное встречное предоставление, получаемое одной из сторон договора за исполнение своих обязанностей от другой стороны. Сумма возвращаемого займа не может рассматриваться как плата заимодавцу за передачу денежных средств, подлежащая согласованию сторонами в силу п. 1 ст. 424 ГК РФ: возврат заемных средств как обязанность заемщика следует из самой правовой природы договора займа и не образует какого-либо дохода (выгоды) для заимодавца.
Отсюда следует, что цена по договору кредита состоит только из суммы процентов — платы за пользование денежными средствами (смотрите п. 4 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 N 13/14). Данный вывод подтверждается п. 2 письма Минэкономразвития России от 30.07.2015 N Д28и-2258.
Заметим, что именно исходя из вышеизложенной позиции постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 определено, что в контракте на оказание услуг по предоставлению кредита субъектам РФ и (или) муниципальным образованиям, заключаемом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в качестве исключения из общего правила, установленного этим Законом об определении твердой цены контракта либо твердой цены единицы товара (работ, услуг), может указываться формула цены, включающей процентную ставку, рассчитываемую как сумма ключевой ставки Банка России и надбавки, определяемой контрактом, и максимальное значение цены контракта*(1).
В рассматриваемой же ситуации, поскольку Закон N 223-ФЗ требования об определении твердой цены контракта или твердой цены единицы товара (работ, услуг) не содержит, заказчик вправе определить начальную (максимальную) цену договора и порядок определения собственно цены договора любым предусмотренным п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ способом, в том числе установив формулу расчета суммы процентов, подлежащих уплате заказчиком контрагенту, исходя из суммы кредита и ставки уплачиваемых процентов, окончательное значение которой будет определено в ходе закупки. Данный вывод подтверждается, например, решением Федеральной антимонопольной службы от 15.07.2020 N 223-ФЗ-518/20.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

26 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Подробнее об этом смотрите в материале:
— Энциклопедия решений. Определение формулы цены контракта по Закону N 44-ФЗ на оказание услуг по предоставлению кредита.

Источник https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-zaklyuchit-kreditnyy-dogovor-po-223-fz

Источник http://www.consultant.ru/law/podborki/zakupka_kredita_po_223-fz/

Источник https://www.garant.ru/consult/gpurchase/1451568/

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: