Содержание
Кто дает инвестиции в регионы
Пандемия коронавируса значительно ударила по бюджетам субъектов России, вынудив региональные власти искать новые способы привлечения финансирования. Несмотря на это, за счет «тонких настроек» в каждом регионе в целом показатели исполнения бюджета остались достаточно высокими. Как изменились условия и возможности для формирования бюджетов развития проектов, как сделать территорию привлекательной для инвесторов и где искать альтернативные источники финансирования обсудили участники дискуссии «Как перейти к бюджету развития регионов», состоявшейся в рамках второго дня Гайдаровского форума-2021.
Участниками дискуссии стали первый заместитель министра финансов России
Леонид Горнин, первый заместитель министра экономического развития России Андрей Иванов, губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Модератором сессии выступил губернатор Новгородской области Андрей Никитин.
Говоря об общих результатах минувшего года, первый замминистра финансов России Леонид Горнин отметил, что при формировании бюджета ведомство прогнозировало выпадающие доходы региональных бюджетов на уровне 800-850 млрд. руб., но по факту субъекты продемонстрировали более устойчивые показатели. Эксперт также отметил темп роста расходов региональных бюджетов капитального и инвестиционного характера, который сохранился на уровне 10%, несмотря на все неопределенности в налоговых поступлениях. Сюда вошли поддержка малого и среднего бизнеса, капитальные затраты, формирование инвестпрограмм, которые предполагают строительство дорог, развязок, расходы по новым социальным объектам.
Одним из ключевых вопросов в рамках дискуссии стал процесс привлечения инвестиций в регионы. В частности, первый замминистра экономического развития Андрей Иванов заявил, что ведомство намерено в 2021 году предложить создание единого универсального стандарта. «Считаем, что главная наша задача 2021 года – эти стандарты сформулировать, сделать очень понятные пошаговые методические рекомендации их внедрения», – сказал Иванов.
Он добавил, что должен появиться некий «свод правил» для инвесторов, который будет включать в себя сроки и стоимость подключения к коммунальной, транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуре. «Главная задача 2021 года – сформулировать эти стандарты, сделать пошаговые методические рекомендации по их внедрению. Мы полагаем, что такого рода документ может появиться у каждого региона», – добавил заместитель Министра экономического развития. При этом он подчеркнул, что все субъекты федерации должны иметь возможность воспользоваться инструментами поддержки инвесторов, вне зависимости от уровня закредитованности региона.
«Разного уровня закредитованность у разных субъектов, не все регионы будут иметь возможность привлекать средства, чтобы проекты состоялись. Нам предстоит диалог с Минфином – чтобы установить, что делать с теми регионами, которые не могут взять эти средства из-за значительного объема заемных средств. Надо найти решение, как им помочь и согласовывать таким бюджетам их политику по привлечению ресурсов на реализацию проектов», – резюмировал Иванов.
По словам губернатора Пермского края Дмитрия Махонина, в минувшем году регион, чья экономика связана с добычей полезных ископаемых, сильно пострадал от недополучения налога на прибыль – здесь обычно добывают 16 млн. тонн нефти и 10 млн. тонн калийных удобрений. Из-за пандемии объем выпадающих доходов в регионе составил 26 млрд. рублей.
Вместе с тем, на сегодня в регионе реализуется порядка 20 проектов, общий объем инвестиций которых оценивается в 1,6 трлн. руб., и никто из инвесторов от них не отказался. Здесь намерены развивать проекты в области нефтегазохимии, механизмов глубокого передела, а также в сфере сельского хозяйства: так, к поддержке сельхозтоваропроизводителей руководство региона концептуально изменило подход, добавив субсидирование переработки продуктов. В частности, это позволило в минувшем году открыть в регионе самое крупное хранилище сыров.
В этом году в регионе планируется запуск первого индустриального парка, а в планах до 2026 года – строительство еще пяти. Вместе с тем, говоря о взаимодействии региона и правительства, Дмитрий Махонин отметил, что хотелось бы иметь больше возможностей для участия в дискуссиях при принятии тех или иных решений – особенно тех, которые потребуют от регионов дополнительных бюджетных расходов. «Нам, в частности, хотелось бы иметь больше возможностей дискутировать по налоговому маневру в сфере IT, который реализован за счет выпадающих доходов по региональным налогам», – привел пример спикер.
Эту же идею поддержали губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Вместе Моор добавил, что в вопросах инвестиционной политики каждый регион должен использовать свои инструменты, которые могут быть не так эффективны для другой области или округа. В случае Тюменской области, регион всегда ориентировался на запрос инвесторов и создавал те проекты, на которые был конкретный запрос.
Например, в последние годы в Тюменской области отмечается высокий спрос на индустриальные парки, которых в регионе всего два. «Есть запрос на готовые помещения, которые можно было бы арендовать и оперативно развернуть производство. Работаем в этом направлении», – сказал Моор.
Подобного рода идеологии – идти от запроса инвестора – придерживается и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. «Наша идеология состоит в том, чтобы идти от потребности инвестора и давать не то, что мы можем, а то, что он хочет. У нас в регионе есть индустриальные парки, подписан СЗПК с крупным инвестором», – сказал Смекалин.
Также он отметил, что руководство региона максимально оперативно корректирует региональное законодательство исходя из потребностей инвесторов. «Согласно рейтингу АСИ, по линии законодательства Ульяновская область одна из лучших по эффективности и применению», – добавил он.
Вместе с тем он подчеркнул, что регион нуждается в совершенствовании использования ряда существующих механизмов. «В перечень возможных направлений региональных затрат не вошли важные и эффективные направления – к примеру, в инженерной инфраструктуре нет телекоммуникаций, а без них нет ни одного предприятия», – сказал Смекалин.
В свою очередь губернатор Новосибирской области Андрей Травников поделился опытом привлечения инвестиций в регион с диверсифицированной экономикой, где основными источниками налоговых поступлений в бюджет региона являются добыча, транспорт, торговля, наука, образовательные и медицинские услуги.
По его словам, руководство области делает упор на три главных направления: во-первых, торговлю, так как Сибирь – это экспортные ворота в Азию; во-вторых, на развитую инфраструктуру и логистику, а также на развитие научно-образовательного комплекса. «Стараемся поддерживать развитие этих ключевых элементов», – добавил он.
Гайдаровский форум «Россия и мир после пандемии» проходит 14 и 15 января в Президентской академии. По традиции форум открывает деловую повестку года в России. В 2021 году масштабное мероприятие проходит в гибридном формате – онлайн и офлайн.
Основной трек обсуждений – социальные и экономические преобразования, которые произошли в стране и в мире в результате пандемии COVID-19. Экспертные дискуссии сконцентрированы на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.
Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», «Газпромбанк» (АО).
Стратегические партнеры – ОАО «РЖД», Johnson & Johnson, ГК «АКИГ», Novartis.
Партнеры: Mastercard, Российский фонд прямых инвестиций.
Партнеры дискуссии –PepsiCo, Huawei, Coca-Cola, AstraZeneca, Магнит, Takeda, EY.
Генеральные информационные партнеры: ТАСС, Business FM, РБК, РИА Новости.
Стратегические информационные партнеры: «Интерфакс», «Российская газета», ИД «Коммерсантъ», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт». Главные информационные партнеры: Anews, News.ru, lenta.ru.
Международные информационные партнеры: Russia Today.
Информационные партнеры: телеканал «ПРО Бизнес», АЭИ «ПРАЙМ», «Полит.ру», журнал «Стратегия», журнал «Государственная служба», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», Финам, журнал «Банковское обозрение», «Парламентская газета», медиапроект «Сноб», радиостанция «Эхо Москвы», телеграм-канал «Научно-образовательная политика».
Кто дает инвестиции в регионы
Развитие и перспективы творческих индустрий на северных территориях обсудят участники Форума креативного бизнеса в рамках Петербургского международного экономического форума. Программа «Креативные индустрии Севера» входит в план председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 гг., оператором мероприятий является Фонд Росконгресс.
17 июня на Дворцовой площади Санкт-Петербурга состоится грандиозный концерт «Звёзды Русского Радио», который «Русская Медиагруппа» подарит гостям и жителям Северной столицы. Музыкальный праздник станет самым ярким событием фестиваля «Петербургские сезоны», организованного Фондом «Росконгресс» и объединившего мероприятия культурной программы 25-го юбилейного Петербургского международного экономического форума.
8 июня, Всемирный день океанов, во Владивостоке отметили началом экологической акции «Человек. Море. Тигр. Искусство», в которой приняли участие директор Восточного экономического форума Игорь Павлов, глава города Владивосток Константин Шестаков, директор по коммуникациям Владивостокского морского торгового порта Никита Томилин.
На Петербургском международном экономическом форуме 15-18 июня 2022 года впервые откроется посвященный арктической повестке стенд «Арктика — территория диалога». Деловая программа стенда включает проведение свыше 15 мероприятий, часть из них пройдет в рамках плана председательства России в Арктическом совете в 2021-2023 гг., оператором которого выступает Фонд Росконгресс.
Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения
Правительство России призывает инвесторов к увеличениям вложений в регионы, однако, особой активности пока не наблюдается. Власть предлагает поощрительные механизмы для администраторов в регионах с целью стимулирования инвестиционных процессов в отдельных субъектах.
Если учесть, что наши инвестиции представляют собой финансовые средства из офшоров, то и методы стимулирования аналогичные. Михаил Мишустин заявил, что будут списываться бюджетные кредитные обязательства регионов на размер предполагаемых налогов (бюджетных доходов) от внедренных инвестиционных проектов.
Но как вычислить размер этих доходов? Когда реально будет списание?
Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?
Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?
На это понадобится время, зато долги будут присутствовать. К тому же, для того чтобы запустить проекты, и контролировать их нужны квалифицированные специалисты, а их у нас очень мало.
В границах региона инвестирование предполагает следующие направления:
— улучшение региональной самостоятельности (хозяйственной и экономической),
— устранение имеющегося дисбаланса в развитии разных отраслей хозяйственной деятельности,
— решение проблем социального характера (увеличение заработной платы, наличие рабочих мест и т.д.)
Инвестиции в регионы важны не только для конкретной территории, но и в масштабах государства. От этого зависит решение задач в области управления инвестициями, а также ряда проблем в экономике регионов. Привлечение инвестиций способствует установлению баланса во всех сферах жизнедеятельности между соседними регионами, а это, в целом, стабилизирует экономическое развитие страны, а также социальное положение.
Все российские регионы отличаются по своей привлекательности для инвесторов. Правильная оценка привлекательности инвестиций регионов особенно важна в случае, когда планируется крупное инвестирование, имеющее национальное значение. Для этого применяются значения валового регионального продукта.
В настоящее время региональное инвестирование
вызывает интерес не только со стороны государства, но и частных инвесторов, для которых есть реальная возможность получать доход с экономической деятельности на определенной территории. Надо заметить, что для инвесторов, не имеющих большого опыта и значительных капиталов, масштабные регионы с развитой инфраструктурой недоступны из-за большой конкуренции и четкого разграничения рынка. Некоторые регионы представляют собой «лакомый кусок» для многих инвесторов, так как есть большой выбор для вложения денег в разные области хозяйственной деятельности (к примеру, создание малого и среднего бизнеса, а также деятельности на фондовых рынках, развитии жилищного строительства).
Надо сказать, что в нашей стране, объемы инвестиций в регионы не велики. Это наглядно видно из статистики показателей жизненного уровня и доходов граждан крупных регионов и небольших, удаленных от современных центров с развитой бизнес-структурой.
Это объясняется рядом причин, к примеру, неграмотно организованной федеральной политикой, основным направлением которой является стремление местных властей единолично управлять всеми процессами. Кроме того, большой бедой являются бюрократические препоны, препятствующие привлечению инвестиций не только для иностранных инвесторов, но и для российских. Местные власти не могут контролировать конкуренцию между компаниями, ведущими деятельность на определенной территории.
Для определения необходимости вложения капитала в конкретный регион инвестор, как правило, изучает его экономическую привлекательность: имеет значение жизненный уровень граждан, населяющих данную территорию, уровень цен, степень занятости населения, среднемесячный доход, объем производства и т.д. Все эти показатели связаны между собой. Кроме этого, важное значение имеют местные законодательные документы, установленные ставки по налогам, степень защищенности от разного рода рисков, отношение местных властей к инвестиционной деятельности.
В некоторых регионах
ситуация складывается таким образом, что создается впечатление, будто региональным властям не важны долгосрочные программы. Относительно инвестирования, решения принимаются спонтанно, инвестиционной политике не уделяется должного внимания, в принимаемых региональных программах развития нет никакой информации о разработке механизмов для привлечения инвестиций иностранных инвесторов. Только за счет изменения данной инвестиционной стратегии можно обеспечить прирост валового регионального продукта примерно на 2 %.
Немаловажной причиной низкого развития регионов является тот факт, что за границей РФ о многих ее регионах ничего не известно.
А ведь для привлечения иностранного капитала необходима информационная открытость, достоверные сведения об имеющихся ресурсах, инвестиционном климате региона. Стоит сказать о том, что за последние годы в российских регионах сформированы различные региональные фонды, компании развития, однако, большинство из них работают формально. Пока местные власти не поймут, что привлечение инвестиций является тоже, своего рода, инвестицией, которая требует вложения капитала не только в новые технологии, но и в человека, рассчитывать на большой прорыв в данном направлении, вряд ли возможно.
По статистике, кроме нескольких регионов (Краснодарский край, респ. Татарстан, г. Санкт-Петербург, Московская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Курская, Ленинградская, Белгородская области) где инвестиционные риски относительно невысокие, в остальных регионах России картина не такая оптимистичная. В любом случае, для привлечения капитала в регионы необходимо использовать все возможные механизмы (к примеру, специальные экономические зоны, индустриальные парки, кластеры и т.д.).
Целью государственного регулирования
социальных инвестиций регионов является обеспечение определенного равновесия во взаимодействии государства, населения и инвесторов при улучшении жизненного уровня. Субъектами социальных инвестиций могут выступать: государство, зарубежные инвесторы, организации (как коммерческие, так и некоммерческие), частные инвесторы.
Государственные инвестиции направлены на развитие различных отраслей экономики, получить которые представители малого бизнеса могут в двух случаях:
— на создание собственного бизнеса (для разных регионов размер субсидий варьируется от 50 до 90 тысяч рублей. В России это делают центры занятости),
— на развитие своего дела, получение субсидий порядка 300 тысяч рублей (это задача министерства экономического развития).
В любом случае, необходимо активно действовать, так как на фоне дефицита бюджета (как федерального, так и регионального), увеличения безработицы, снижения доходов граждан — привлечение инвестиций в регионы является показателем эффективной работы региональных властей. Не имеет значения какие инвесторы (иностранные либо отечественные), главное, чтобы поднялся уровень жизни в регионах, развивалась региональная экономика, создавались новые рабочие места и т.д.
Источник https://ifur.ranepa.ru/news/?ELEMENT_ID=389737
Источник https://www.investinregions.ru/
Источник https://pokoriaem.ru/investirovanie-2/investirovanie-v-regiony-vlozheniya-dlya-razvitiya-ekonomiki-i-podnyatiya-urovnya-zhizni-naseleniya.html