Инвестиционная надбавка к тарифу Акты, образцы, формы, договоры Консультант Плюс

Налогообложение инвестиционной составляющей тарифа на ЖКУ

В настоящее время сложилась практика, что инвестиционная составляющая тарифа на ЖКУ, утверждаемого уполномоченным органом региона с согласия регионального подразделения ФАС России, на основании показателя необходимой валовой выручки (НВВ), включается в тариф «котловым» способом, то есть без выделения (обособления) от остальной части тарифа. В этом случае инвестиционная составляющая тарифа облагается налогами в составе всего тарифа в целом, то есть на общих основаниях – налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль.

Это может породить ситуацию, когда по тем или иным причинам (в силу непредвиденных обстоятельств или же преднамеренно) капвложения, на которые рассчитана инвестиционная составляющая тарифа, не осуществляются, а сами денежные средства используются нецелевым (неинвестиционным) образом (говоря обычным языком, разбазариваются и проедаются; именно такая ситуация получила оценку в письме ФАС России № АГ/50327/17 от 24 июля 2017г.). При этом недобросовестный получатель инвестиционной составляющей тарифа оправдывает нецелевое использование последних тем, что он же, дескать, уплатил все налоги, и потому эти денежные средства он вправе использовать по собственному усмотрению.

Между тем, рассматривать инвестиционную составляющую тарифа как сумму, облагаемую налогами в общем порядке, нет никаких оснований.

Инвестиционная составляющая не может быть объектом обложения НДС, поскольку, с точки зрения подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, она не является выручкой от реализации в смысле, придаваемом правоприменительной практикой пункту 1 статьи 39 НК РФ. Реализации в этом случае нет – ибо планируемый объект капвложений (цель инвестиционной составляющей тарифа) еще не сдан в эксплуатацию, и он никому не передан в форме передачи права собственности (или хотя бы поставлен на баланс получателя тарифа) – строительство может быть рассчитано на несколько лет.

Отсюда следует, что инвестиционная составляющая тарифа не может быть объектом обложения НДС в составе выручки 1 . Ясно, что она не может быть также объектом обложения НДС в составе авансов полученных, поскольку последнее не соответствует статусу данных сумм в силу их инвестиционного характера.

Логически очевидно, что, не будучи выручкой от реализации, подлежащей обложению НДС согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, инвестиционная составляющая тарифа не может быть также и выручкой от реализации согласно пункту 1 статьи 249 НК РФ. В противном случае возникнет недопустимое смысловое противоречие двух норм НК РФ: инвестиционная составляющая тарифа не является выручкой от реализация согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, но, в то же время, она якобы является выручкой от реализации в контексте пункта 1 статьи 249 НК РФ.

Избежать этой налоговой коллизии можно только, признав инвестиционную составляющую тарифа целевым финансированием, которую следует выделять отдельной строкой в счетах населению от организации, тарифы которой утверждаются уполномоченным органом региона, а также учитывать в бухгалтерском учете указанной организации как целевые средства (на счете 86 «Целевое финансирование»), не облагаемые НДС и налогом на прибыль.

Это обеспечит как прозрачность контроля целевого использования инвестиционной составляющей тарифа, так и особенности налогообложения инвестиционной составляющей тарифа как целевых средств.

Аналитика синтетического счета 86 «Целевое финансирование» предполагает учет инвесторов, то есть собственников средств (население) до момента завершения строительства предполагаемых объектов капвложений. Корреспонденция счетов следующая:

Текущая деятельность на общих основаниях налогообложения:

Дебет 62 – Кредит 90 (оказание текущих услуг как реализация с НДС)

Дебет 51 – Кредит 62 (оплата населением текущих услуг по той

составляющей тариф, которая включает НДС)

Инвестиционная деятельность без обложения НДС и налогом на прибыль:

Дебет 51 – Кредит 86 (оплата населением инвестиционной составляющей

тарифа, не включающей НДС, с аналитикой по собственникам)

Дебет 60 – Кредит 51 (оплата услуг подрядчиков по инвестициям)

Дебет 08 – Кредит 60 (услуги подрядчиков по инвестициям)

Дебет 01 – Кредит 08 (ввод инвестиционного объекта в эксплуатацию)

Дебет 86 – Кредит 83 (увеличение добавочного капитала)

Исходя из этого, регулятору в лице ФАС России следует подумать над следующими вопросами:

Об установлении для уполномоченных органов регионов обязанности утверждать тарифы с выделением (обособлением от основного тела тарифа) инвестиционной составляющей тарифа как целевых средств, не подлежащих обложению НДС и налогом на прибыль.

О принятии приказа ФАС России, обязывающего организации, подпадающие под антимонопольное законодательство: во-первых, вести раздельный учет средств, поступающих от населения, в части составляющей тарифа на текущую деятельность, и в части инвестиционной составляющей тарифа; во-вторых, выделять инвестиционную составляющую тарифа отдельной строкой в счетах на оплату для населения; в-третьих, отражать поступающие от населения денежные средства по инвестиционной составляющей тарифа в корреспонденции с синтетическим счетом 86 «Целевое финансирование», в разрезе аналитических субсчетов.

Инвестиционная надбавка к тарифу

Подборка наиболее важных документов по запросу Инвестиционная надбавка к тарифу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Инвестиционная надбавка к тарифу

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2019 N 14АП-416/2019 по делу N А13-12075/2016
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Решение: Требование удовлетворено в части. Таким образом, надбавка к тарифу не носит инвестиционный характер, не относится к средствам целевого финансирования и не является объектом концессионного соглашения, поэтому положения подпунктов 4 и 4.1 пункта 3 статьи 39, подпунктов 14 и 37 пункта 1 статьи 251 НК РФ применению в рассматриваемом случае не подлежат.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Инвестиционная надбавка к тарифу

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Определение дохода по статье 249 НК РФ: арбитражная практика
(Тимофеева Л.Е.)
(«Налог на прибыль: учет доходов и расходов», 2021, N 10) Решением городской думы в целях финансирования инвестиционной программы обществу была установлена надбавка к тарифу на утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов для потребителей, в том числе на 2013 год в размере 549 руб. за тонну.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Налоговые споры: инструкция по внесудебному и судебному обжалованию»
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
(«ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019) Полученные от потребителей денежные средства в виде платы за подключение и надбавки к тарифу предприятие направляло на реализацию инвестиционной программы, полагая, что такие средства являются целевыми, носят инвестиционный характер и в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 39 НК РФ не признаются доходом, подлежащим учету при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Нормативные акты: Инвестиционная надбавка к тарифу

Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ
(ред. от 11.06.2021)
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» 7.1. Инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», применяются до окончания срока, на который они были установлены, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484
(ред. от 06.12.2021)
«О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами»
(вместе с «Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами») При определении величины расходов на капитальные вложения (инвестиции) в составе нормативной прибыли регулируемой организации не учитываются расходы, финансируемые за счет надбавок к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», амортизации, заемных средств, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Инвестиционная составляющая в тарифах на ЖКУ

Одной из причин недофинансирования ЖКК и высокой степени износа основных фондов является недостаточный, несоответствующий объективной потребности инвестиционный потенциал тарифов на жилищно-коммунальные услуги, что значительно снижает заинтересованность инвесторов во вложении средств как в замену изношенных фондов, так и в их развитие [56,57].

В настоящее время собственных источников средств финансирования капитальных вложений у предприятий ЖКК не хватает, привлечение внепших источников инвестирования весьма проблематично, в том числе из-за отсутствия у инвесторов желания осуществлять вложения в отрасль с низкой рентабельностью. Повышение же рентабельности, в свою очередь, невозможно без наличия объемов финансирования. Таким образом, получается замкнутый круг: высокая рентабельность, как условие притока инвестиций с одной стороны, и привлечение инвестиций, как условие повышения рентабельности предприятий с другой [57,58].

В современных условиях функционирования предприятий ЖКК одним из главных способов накопления финансовых ресурсов в достаточном объеме и реально осуществимым является включение в тариф на жилищно-коммунальные услуги инвестиционной составляющей. Инвестиционная составляющая тарифа — это временная компонента тарифа (в денежной форме), вводимый предприятием для реконструкции, технического перевооружения основных средств на определенный период с целью получения технико-экономического эффекта [58].

Главными условиями ввода инвестиционной составляющей являются [60,80]: — неизменность величины тарифа для потребителей на время действия инвестици онной составляющей; — обоснование предполагаемого технико-экономического эффекта в результате введения инвестиционной составляющей, который должен отразиться на снижении себестоимости и повышении качества предоставляемых услуг для потребителя.

Решение о введении инвестиционной составляющей в тариф должно быть согласовано с регулирующим органом. Уполномоченный орган проводит экономическую и финансовую оценку эффективности инвестиционного проекта, а также определяет степень влияния инвестиционной составляющей на тариф в период ее действия [57,58,80]. Введение в тариф на жилищно-коммунальные услуги инвестиционной составляющей представляет собой предпосылку к появлению новой, более усовершенствованной ценовой политики на предприятиях ЖКК [ 142].

Однако необходимо отметить, что несмотря на наличие правовой базы для формирования инвестиционной составляющей тарифа, фактически она не формируется или формируется в недостаточном объеме и не пополняется. Это привело к тому, что за счет средств коммунальных предприятий практически не производятся ремонт и замена изношенных основных фондов. Эти работы в основном выполняются в аварийном режиме, что в 2-3 раза увеличивает их стоимость и обуславливает низкое качество. Недостаток финансовых средств для реабилитации основных фондов при одновременном их неэффективном использовании ведет к дальнейшему снижению надежности коммунальных систем, росту аварийности [4,65].

Преобладание в структуре тарифа эксплуатационных затрат и недостаточная доля инвестиционных расходов вызвана рядом причин. Одной из них является установление регулирующим органом норматива рентабельности, не имеющего содержательного обоснования и не учитывающего потребность предприятий ЖКК в инвестициях [806].

В настоящее время стоимость основных фондов коммунальных предприятий значительно отстает от рыночной стоимости (в 1,5-2 раза). Переоценка проводится нерегулярно (на некоторых предприятиях последняя переоценка была проведена в 1997-1998 гг.) и, как следствие, низка доля затрат на амортизацию, которая, как известно, является одним из основных источников воспроизводства основных фондов, реализации инвестиционных проектов и возврата кредитов на их осуществление [57,58]. В большинстве коммунальных предприятий не создаются ремонтные фонды, являющиеся важным источником замены изношенных фондов. Финансирование на ремонт, как правило, осуществляется на базе фактических затрат без необходимых технико-экономических обоснований. В то же время не использованная до конца года часть затрат на ремонт изымается у предприятия. Фактически большая часть средств, предназначенных на ремонт, используется на аварийно-восстановительные работы [58].

Общий уровень финансирования ЖКК за счет всех источников (доходов от реализации услуг, дотаций, целевых бюджетных выплат) составляет не более 70-80 % от потребности. Происходит накапливание дебиторской задолженности. Бюджетное финансирование не превышает 30-50% от утвержденной, как правило, заниженной потребности в этих средствах. Недостаток финансовых ресурсов отражается, в пер вую очередь, на снижении инвестиционных возможностей предприятий. Это ведет к дальнейшему недоремонту основных фондов, снижению надежности работы систем жизнеобеспечения и качества обслуживания потребителей [99.101].

В этой связи необходимым является создание нормативного и финансово-экономического механизма, обеспечивающего гарантированный уровень надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства и качественного обслуживания потребителей. Эти цели подразумевают не только реабилитацию изношенных основных фондов и предотвращение нарастающей аварийности, но и замену морально устаревшего оборудования, совершенствование технологии, реализацию мероприятий по ресурсосбережению и др. [101,108,113]

Таким образом, объективная обоснованность инвестиционной составляющей закрепляется обязательностью ее включения в тариф, то есть основная цель — расширенное воспроизводство, обеспечивается механизмом реализации по привлечению необходимых средств. Такая задача решается быстрее, в том числе с учетом привлечения административного ресурса, нежели долговременное и проблематичное выстраивание инвестиционных механизмов, которые бы способствовали привлечению средств с рынков капитала [60,80]. Очевидно, что определение инвестиционной составляющей в тарифе для различных групп потребителей не может быть единой.

Тарифная составляющая должна быть выделена только в базовом тарифе или оптовом тарифе наряду с иными, в первую очередь, прямыми затратами. Таким образом, базовая составляющая тарифа должна быть единой для всех категорий потребителей. Косвенные затраты, в том числе, административные, должны быть разнесены уже с учетом социальной направленности тарифного регулирования. Так, для промышленных потребителей может быть установлен более высокий тариф, и, соответственно, на объем поставляемой энергии этой категории потребителей должна быть отнесена большая доля административных и иных косвенных затрат (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

Источник https://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a72/970163.html

Источник http://www.consultant.ru/law/podborki/investicionnaya_nadbavka_k_tarifu/

Источник https://studexpo.net/719825/matmetody_v_ek-ke/investitsionnaya_sostavlyayuschaya_tarifah

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: