Инвестиция и ВВП — существующая взаимосвязь

Что такое ВВП

ВВП расшифровывается как валовой внутренний продукт. Чаще всего с помощью него оценивают, насколько хорошо или плохо обстоят дела в экономике.

Валовой внутренний продукт — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг для конечного использования, то есть предназначенных для потребления, а не для производства других товаров или услуг. Также ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.

Обычно ВВП считают за год, но его можно рассчитать и за другой период, например за квартал.

ВВП в нынешнем виде появился в 1930-х годах , а уже в следующем десятилетии стал стандартом для оценки экономики страны. Но ее и раньше пытались оценивать как нечто целое. Например, во Франции в 1665 году Уильям Петти хотел просчитать, сможет ли Англия вести войну с Голландией и финансировать ее за счет налогов.

Если сложить показатели валового внутреннего продукта всех стран, можно узнать мировой ВВП. Его изменение в разные годы показывает, что происходит с мировой экономикой: если ВВП растет — все хорошо, если падает — значит, пришел кризис.

В России часто используют еще один показатель — валовой региональный продукт, или ВРП. Его значение показывает, сколько товаров и услуг произведено в конкретном регионе.

Данные о ВВП России раз в квартал публикует Росстат.

Что такое ВВП на душу населения. Кроме ВВП для всего государства отдельно рассчитывают ВВП на душу населения. Он равен значению ВВП, поделенному на количество жителей страны.

ВВП на душу населения показывает уровень экономической активности и качество жизни людей. Чем выше этот показатель, тем больше и продуктивнее работают граждане и, соответственно, в среднем больше зарабатывают.

Чем отличается от ВНП. До 1993 года экономисты использовали еще один показатель — валовой национальный продукт, или ВНП, но сейчас о нем говорят реже.

В отличие от ВВП, который показывает стоимость товаров и услуг, созданных внутри страны, ВНП показывает стоимость товаров и услуг, созданных резидентами государства. Причем неважно, где они находятся: внутри страны или за рубежом.

В 1993 году ООН выпустила рекомендации по расчету системы национальных счетов, где ВНП заменили валовым национальным доходом — ВНД. Его рассчитывают как ВВП плюс доходы, полученные гражданами страны из-за границы, минус доходы, вывезенные иностранцами.

Структура

  1. Расходов людей и организаций.
  2. Товаров и услуг, которые люди приобрели в этом году, но не использовали. Научно это называется «валовым накоплением».
  3. Чистого экспорта товаров и услуг — то есть разницы между экспортом и импортом.

Кроме расчета самого ВВП и ВВП на душу населения статистики смотрят вклад каждой сферы экономической деятельности в валовой внутренний продукт. То есть изучают структуру ВВП по отраслям. Это помогает понять, какие направления развиваются быстрее, а какие проседают.

Например, считается, что экономика России основана на добыче полезных ископаемых — в первую очередь нефти и газа. Но если посмотреть на структуру ВВП в 2019 году, то окажется, что самую большую долю занимают обрабатывающие производства — 14,6%. На втором месте торговля — 13,7%. А добыча полезных ископаемых лишь на третьем — 12,6%.

Виды ВВП

Номинальный ВВП учитывает стоимость всех произведенных товаров и услуг в текущих рыночных ценах. Он зависит от того, как меняется индекс цен и доходов в экономике. Если в стране инфляция — номинальный ВВП растет, даже если объемы производства остаются на том же уровне, ведь произведенные товары и услуги просто стали стоить дороже.

Реальный ВВП учитывает только изменение объемов производства. Для этого стоимость товаров и услуг рассчитывают в ценах того года, с которым сравнивают показатель. Например, чтобы узнать, как изменился реальный ВВП за год, товары, произведенные в 2019 году, оценят по их стоимости в 2018.

Для чего используется показатель ВВП

ВВП нужен для того, чтобы понимать, хорошо ли работает экономика государства: если валовой внутренний продукт растет — страна развивается. Кроме этого, ВВП помогает оценить, как разные макроэкономические показатели влияют на рынок. Например, инфляция — на расходы населения, а экспорт — на курс валют.

Пересчитав ВВП разных стран в одну валюту по биржевому курсу, можно сравнить экономики разных государств. Часто ВВП сравнивают по паритету покупательной способности — это соотношение двух валют исходя из цен на одинаковые товары в двух странах.

Некоторые экономисты считают, что с помощью ВВП очень сложно оценить благосостояние людей и что существуют другие, более подходящие показатели. Например, в странах, где большое неравенство доходов, богатеет лишь малая часть граждан. На жизни остальных рост производства никак не сказывается: ВВП на душу населения растет, а среднестатистические граждане живут плохо.

Во Франции в 2007 году создали специальную комиссию по измерению эффективности экономики и социального прогресса. Председатель этой комиссии Джозеф Стиглиц написал книгу «Неверно оценивая нашу жизнь. Почему ВВП не имеет смысла».

Что не отражается в ВВП

При расчете ВВП не учитывают доходы, которые не связаны с производством. Например:

  • сделки с ценными бумагами, в том числе на фондовом рынке;
  • государственные безвозмездные расходы — пенсии, пособия, стипендии, субсидии, дотации;
  • подарки, благотворительные взносы и материальную помощь;
  • продажу подержанных товаров — их стоимость уже посчитали при производстве.

Также не учитываются товары и услуги, произведенные за прошлый период, и рост стоимости активов.

Теневая экономика может включаться в ВВП, однако расчет ее размеров не очень точный из-за сложности оценки. Например, в 2017 году теневая экономика, по мнению Росстата, составляла порядка 12,7% ВВП России.

Как рассчитать ВВП

Существует три способа рассчитать внутренний валовой продукт.

По доходам — показывает, сколько денег заработано в стране. Еще этот метод называют распределительным, а Росстат использует термин «ВВП, полученный методом формирования по источникам доходов».

Чтобы посчитать все доходы в стране, складывают несколько показателей:

  1. Оплату труда работников, то есть зарплаты, премии и другие выплаты.
  2. Валовую прибыль всех предприятий и организаций, то есть разницу между выручкой и себестоимостью товаров.
  3. Доходы от сдачи имущества в аренду.
  4. Налоги на импорт и производство.
  5. Амортизацию.
  6. Доходы от вложения капитала.

Из получившейся суммы вычитают субсидии и доход, полученный из-за границы. Итоговая цифра — показатель ВВП.

По расходам — показывает, сколько денег потрачено. Росстат использует термин «ВВП, рассчитанный методом использования доходов».

Для этого тоже суммируют несколько показателей:

  1. Инвестиционные расходы — вложения в модернизацию производства.
  2. Траты населения.
  3. Государственные расходы — зарплаты бюджетникам, оборона и т. д.
  4. Чистый экспорт — разница между импортом и экспортом товаров и услуг.

По добавленной стоимости — показывает, на какую сумму произведено продукции. Росстат использует термин «ВВП, при расчете производственным методом».

Какие показатели рассчитывают вместе с ВВП

Кроме ВВП на душу населения и ВНД вместе с валовым внутренним продуктом часто рассчитывают еще несколько экономических показателей.

Чистый национальный продукт — это ВНП после вычета амортизации.

Потенциальный валовой внутренний продукт — это ВВП, который получится при полной занятости населения и использовании всех технологических ресурсов. Он отражает потенциал экономики. Разница между фактическим и потенциальным ВВП называется разрывом ВВП.

Дефлятор ВВП — ценовой индекс, который показывает, во сколько раз уровень цен всех произведенных в текущем году товаров и услуг больше уровня цен года, с которым сравнивают показатель. При расчете дефлятора учитывают только продукцию, которая произведена в стране, поэтому получается внутренняя инфляция.

Как увеличить ВВП

Чтобы увеличить валовой внутренний продукт, нужно повлиять на показатели, из которых складывается ВВП.

Повышать число занятых. Это можно сделать двумя путями: на коротком отрезке времени в несколько лет поможет борьба с безработицей, на длинном в несколько десятилетий — повышение рождаемости, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.

Повышать уровень жизни населения. Чем богаче живут люди, тем выше их расходы. Чем лучше у них образование, тем более ценные товары и услуги они смогут производить.

Снижать издержки производства через модернизацию оборудования и повышение квалификации сотрудников. Так будет расти производительность труда и добавленная стоимость продукции.

Делать теневую экономику легальной — выводить из тени самозанятых, бороться с зарплатами в конвертах и так далее. Нелегальный сектор экономики при расчете ВВП тяжело учесть, хотя фактически добавленная стоимость производится.

Снижать социальные выплаты и направлять эти деньги на государственные расходы, которые учитываются при расчете ВВП: капитальное строительство, инвестиции, создание новых рабочих мест.

ВВП России

По итогам 2019 года номинальный ВВП России составил 110 трлн рублей, или 1,67 трлн долларов США. ВВП на душу населения — примерно 750 тыс. рублей, или 11,4 тыс. долларов. Индекс-дефлятор по отношению к 2018 году — 103,8%.

номинальный ВВП России в 2019 году

В 2019 году ВВП России вырос на 1,3% по сравнению с 2018. В последние десять лет ежегодный рост составляет в среднем 1—1,5% .

Самым неудачным был 2015 год — статистики зафиксировали падение ВВП на 2%. Экономика не успела восстановиться после кризиса 2014 года, также ситуацию усугубили санкции западных стран. В итоге в 2015 году экспорт снизился почти на 70%, инвестиции в основной капитал — на 8,4%, промпроизводство — на 3,4%, а реальные доходы населения — на 4%.

Сравнение ВВП России и других стран

По размеру ВВП в 2019 году Россия занимала 12 место среди стран мира. По показателю ВВП на душу населения — 82 место.

Прогноз ВВП России на 2020 год

Экономисты ожидают, что по итогам года показатель валового внутреннего продукта снизится по сравнению с ВВП за 2019 год. Из-за коронавируса и самоизоляции производство резко упало, покупательская активность тоже. Это касается не только российской экономики, но и других стран: предприятия по всему закрывались на карантин, упали объемы перевозок. А значит, снизился спрос на российские полезные ископаемые — металлы, нефть и газ.

Центробанк считает, что по итогам 2020 года ВВП России снизится на 4,5—5,5% . Но уже в 2021 году рост составит 3,5%—4,5% .

Министерство экономического развития дает более пессимистичный прогноз: в 2020 году — падение на 5%, в 2021 — рост на 2,8%.

Министерство финансов заложило в базовый, то есть наиболее вероятный сценарий развития экономической ситуации, сокращение ВВП на 5%.

Взаимосвязь инвестиций и ВВП

Объем инвестиций в ВВП

ВВП или валовой внутренний продукт, с точки зрения фундаментальной экономической науки, является главным макроэкономическим показателем, который отражает состояние и динамику развития экономики любого государства. Россия в этом, естественно, не является исключением из общего правила.

На изменения ВВП влияют многие экономические факторы. Ведущим среди них являются именно инвестиции. Более того, можно утверждать, что такое влияние имеет взаимный характер.

Сущность явления

Современные финансисты твердо убеждены, что инвестиции и ВВП тесно связаны между собой. Между ними существует ярко выраженная прямо пропорциональная зависимость. Так, рост объема инвестиций незамедлительно сказывается на положительной динамике и повышении валового внутреннего продукта. В то же самое время когда растет ВВП, то вместе с ним увеличиваются темпы и объемы вложений.

Экономическая кейнсианская теория говорит о существовании эффекта мультипликатора инвестиций. Смысл данного явления состоит в том, что даже незначительный инвестиционный подъем способен обеспечить существенное увеличение валового внутреннего продукта.

Такой подход имеет достаточно простое объяснение, согласно которому финансовые вложения представляют собой мощный импульс для развития промышленности страны. Вслед за этим происходит увеличение рабочих мест и рост доходов населения. Следовательно, растет и потребление выпускаемых товаров, что, в свою очередь, снова стимулирует производство к дальнейшему развитию.

Да, все приведенные выше выкладки первоначально носили сугубо теоретический характер. Однако с момента их появления прошло достаточно много времени, чтобы можно было осознанно утверждать наличие мощного положительного влияния, которое внутренние и внешние инвестиции оказывают на показатель ВВП.

При этом обязательно необходимо учитывать, что описываемая взаимосвязь не подчинена каким-либо строгим неизменным закономерностям и поэтому не может быть признана абсолютной. Инвестиции всегда будут достаточно подвижными и изменчивыми. Они часто зависят от множества не только экономических, но также политических и социальных факторов. На их фоне ВВП смотрится гораздо более устойчивым и стабильным макроэкономическим показателем.

Тем не менее современного развития экономической науки вполне достаточно для построения математической модели, которая с довольно высокой точностью позволит определить существующую взаимосвязь между динамикой вложений в национальную экономику и изменениями валового внутреннего продукта. Да, подобные расчеты всегда будут иметь определенную погрешность. Однако ее уровень можно будет заранее спрогнозировать. В то же время подобная модель позволит делать достаточно точные прогнозы развития. В частности, с ее помощью можно будет запланировать необходимый уровень инвестиций, который приведет к необходимому уровню роста ВВП.

Доля инвестиций в структуре ВВП

Правительство каждого государства постоянно отслеживает долю инвестиций в валовом внутреннем продукте. Конечно, в Российской Федерации подобная работа также проводится.

Инвестиции и динамика ВВП

Причем в данных исследованиях конкретные показатели инвестиций важны не сами по себе. Первоочередное значение имеет именно взаимная динамика двух рассматриваемых показателей.

В условиях напряженной внешнеполитической ситуации в России в последние годы наблюдается определенный дефицит иностранных инвестиций. Их уровень неуклонно снижается, начиная с 2012 года. После введения в 2014 году западными государствами экономических санкций, направленных против Российской Федерации, эта тенденция только усилилась. Частично она была компенсирована дополнительными внутренними корпоративными вложениями.

На этом фоне мы могли наблюдать незначительное падение ВВП вплоть до 2015 года включительно. Однако по существующим прогнозам в 2016 году показатель валового внутреннего продукта впервые за последние годы покажет незначительный рост.

Госполитика против будущего: как Минфин и Центробанк жертвуют инвестициями ради макроэкономической стабильности

Обратная сторона стремления государства всеми силами свести бюджет к профициту — замедление роста инвестиций. Достичь низких цифр инфляции, при этом лишив экономику будущего, — не слишком эффективная стратегия, считает экономист Сергей Заверский

Уоррен Баффет как-то заметил: «Самое лучшее время инвестировать — несколько лет назад. Второй лучший вариант — сегодня. Чем раньше вы начнете инвестировать, тем лучше». Что бы он ни имел в виду изначально, сложно сказать лучше про ситуацию в нашей экономике прямо сейчас.

Инвестирование в целом — это приобретение каких-либо активов с целью получения прибыли в будущем. Это справедливо в принципе для всех субъектов. Например, для физических лиц, осуществляющих вложения свободных денежных средств (сбережений) на банковские депозиты или в ценные бумаги с целью накопления на какие-либо покупки или на старость. Бизнес готов инвестировать собственные и заемные средства при их наличии и при наличии хорошей инвестиционной возможности, позволяющей заработать больше, чем изначально вкладывалось. Государство инвестирует — или, так скажем, должно инвестировать — собственные средства (из доходов бюджета) либо же заемные, для обеспечения будущих поступлений в бюджет, которые не только позволят ему выполнять все ранее взятые обязательства, но и со временем их расширять.

Ключевой момент состоит в том, что за счет инвестиций, осуществляемых сегодня, мы обеспечиваем себе будущее. Получается ли у нас сейчас это делать? Похоже, что не очень. Темпы роста инвестиций у нас в целом устойчиво замедляются, снизившись в несколько раз не только по сравнению с уровнем 2000-х годов, когда наблюдался их быстрый рост, но и по сравнению с началом 2010-х. За период с 2015 по 2019 год они составили в среднем всего 0,2% в год, то есть темпы роста явно не превышали уровня статистической погрешности (расчет автора на основе данных Росстата). Доля инвестиций в ВВП также остается довольно низкой — по итогам 2019 года она оказалась на уровне 20,6%. Это был бы неплохой показатель для ведущих развитых стран, но крайне низкий для страны, которой необходимо поддерживать высокие темпы роста экономики, хотя бы на уровне среднемировых.

Означает это в итоге одно: о будущем мы серьезно не думаем. И первичный импульс, следует сказать, здесь исходит со стороны государства. Например, в рамках бюджетной политики четко прослеживается, что инвестиции не являются для бюджета приоритетом. Так, в принятых Основных направлениях налоговой, бюджетной и тарифно-таможенной политики на 2020-2022 год роста инвестиций со стороны государства за этот период не предполагалось. И расходы бюджета в целом по итогам 2022 года должны были бы остаться практически на уровне 2019 года (16,9% ВВП по сравнению с 16,8%, см. стр. 52 документа), и, в частности, расходы на национальную экономику к 2022 году должны были сохраниться на уровне 2019 года, то есть 2,5% ВВП (расчеты автора на основе данных на стр. 56-57). Пандемия многое изменила, но неизменным осталось одно — стремление всеми силами свести бюджет к профициту. А это означает как минимум отказ от расширения инвестиций, хотя и о сокращении уже заложенных сумм тоже заходит речь.

Банк России также предпочитает лишь наблюдать за ситуацией с инвестициями со стороны, отказываясь играть значимую роль в этом процессе. Во-первых, это хорошо прослеживается в рамках формулируемых целей денежно-кредитной политики. Банк России в своих документах четко указывает, что его денежно-кредитная политика нацелена на поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции. Что же касается инвестиций, то предполагается лишь, что при ценовой стабильности компаниям проще осуществлять финансовое и инвестиционное планирование. Это по сути и есть ожидаемый со стороны ЦБ вклад его денежно-кредитной политики «в решение общей задачи экономической политики на текущем этапе — в ускорение темпов экономического роста на основе увеличения инвестиций» (именно так определяется этот вклад в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов, стр. 6).

Но еще интереснее второе обстоятельство. Оно состоит в том, что Банк России не просто действует в соответствии со специфически поставленной целью. Здесь скорее другое — ЦБ очень своеобразно понимает роль своих решений для экономики, что и влечет за собой множество проблем. Вот характерный пример из того же ранее упомянутого документа с основными направлениями ДКП: «Изменение рыночных процентных ставок, которое приводит к увеличению или снижению спроса на новые заемные средства со стороны фирм, отражается также на динамике инвестиционного спроса. В России этот эффект, по оценкам Банка России, имеет меньший количественный эффект по сравнению с влиянием на потребительский спрос. Во многом это связано с преобладающей долей собственных средств при финансировании инвестиций в российской экономике» (см. стр. 97 документа).

Этот маленький фрагмент очень ярко иллюстрирует общую суть денежно-кредитной политики Банка России: с его точки зрения, снижение процентных ставок слабо поможет инвестициям, потому что они осуществляются компаниями в основном за счет собственных средств. Хотя вполне логично задаться другим вопросом: а не является ли то, что инвестиции осуществляются в основном за счет собственных средств, как раз следствием недоступности заемного финансирования, и в том числе по причине высоких процентных ставок и других особенностей политики ЦБ, влияющих на условия кредитования?

Вывод же, который делает Банк России, отражает взятую им на себя пассивную роль во всех экономических процессах, кроме контроля за динамикой цен. Но преследование низких темпов инфляции за счет лишения экономики будущего — вряд ли хорошая стратегия.

Инвестиции за счет собственных средств компаний не способны обеспечить устойчивый экономический рост практически ни при каких условиях. Это прописные истины, которые отражаются в функциях, которые должна выполнять нормальная финансовая система. Во-первых, прибыли отдельных компаний просто не будет достаточно для осуществления необходимых инвестиций в крупные проекты. Во-вторых, даже если у каких-то компаний и появляются крупные объемы средств, то вкладывая все средства в один проект, они бы плохо диверсифицировали свои риски, что подрывало бы их дальнейшую устойчивость. В-третьих, экономический рост во многом зависит от появления и развития новых компаний, у которых нет никакой прибыли, причем зачастую на протяжении нескольких лет. И этот перечень можно продолжать.

То, что происходило и происходит в России, вполне соответствует общей логике и истории экономики: не хватает привлеченных средств — нет и инвестиций, а, соответственно, и роста. Например, в середине 2000-х годов, с 2002 по 2007 год, доля собственных средств предприятий в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал составляла в среднем 43,2%, имея четкую тенденцию к снижению. В это время инвестиции росли в среднем на 13,8% в год, а ВВП — более чем на 7,0% в год, причем по обоим показателям наблюдалась повышательная тенденция. В период же с 2015 по 2019 год мы имеем совершенно обратную ситуацию: доля собственных средств в структуре источников инвестиций растет и в среднем за этот период составила 52,5%, инвестиции же в основной капитал, как уже было отмечено, росли лишь на 0,2%, а ВВП — на 0,8% в год.

При этом ситуация усугубляется: по итогам I квартала 2020 года доля собственных средств среди источников финансирования инвестиций подскочила до 65,1%, что означает, что компании смогли финансировать инвестиции заемными средствами фактически лишь на треть (данные из доклада «Социально-экономическое положение России — 2020 г.», январь-апрель, Инвестиции в нефинансовые активы за I квартал).

В результате мы наблюдаем очень странную ситуацию. С одной стороны, цели по росту инвестиций в основной капитал стали все чаще звучать и в качестве одного из приоритетов национальной экономической политики. Так, в Послании президента Федеральному собранию в 2020 году была поставлена задача к 2024 году довести долю инвестиций в основной капитал до 25% (с текущих 21%), а в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» зафиксирована цель реальному росту инвестиций в основной капитал к 2030 году не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года. Цели по росту инвестиций в основной капитал фиксируются и в документах правительства. С другой же стороны, проводимые бюджетная и денежно-кредитная политики показывают, что никаких важных шагов в этой области не делается.

Хождение по замкнутому кругу — малоэффективная стратегия действий. Учитывая, что дефицит инвестиций в России можно оценить в триллионы рублей в год (недостающие 5-7% ВВП — это порядка 4,5-6,5 трлн рублей в год в ценах 2019 года), нужны решительные действия в этом направлении, и прежде всего со стороны государства.

Во-первых, государство своим примером должно показать, что инвестировать в России — это хорошо, что оно верит в своих людей и в свою экономику. Если же государство будет и дальше занимать позицию, что хороших возможностей у нас мало, условия не очень хороши, а деньги лучше просто хранить на счетах — вряд ли стоит ожидать, что бизнес начнет разворачивать масштабную активность. А если отечественный бизнес не начнет, то и иностранные инвесторы не пойдут. Обеспечивать рост инвестиций будет некому.

Соответственно, это требует решительного пересмотра базовых установок бюджетной политики. Мы много лет гордимся тем, что российский госдолг — исключительно низкий. Но хорошее в низком уровне госдолга заключается в том, какие возможности он предоставляет. Нет никакого смысла им гордиться, если мы имеющиеся возможности не используем. Недостатка в проектах, направленных, например, на решение насущных проблем в развитии инфраструктуры, у нас нет. Но при этом помимо собственно проектов с государственным финансированием, необходимо и активное предоставление инвестиционных стимулов для бизнеса.

Во-вторых, государство должно обеспечить участникам экономики приемлемые условия привлечения средств для инвестиций, как минимум дающие им возможности, сопоставимые с теми, которые имеют наши конкуренты за рубежом — и по стоимости привлечения средств, и по их срочности. Прежде всего, здесь необходимы меры как денежно-кредитной политики, так и политики по регулированию банковской системы и финансового рынка. Само по себе снижение ключевой ставки мало что дает, если не подкрепляется, с одной стороны, изменением общего подхода к установлению банковских нормативов, а с другой — действиями центрального банка как в рамках системы рефинансирования выданных кредитов и выпущенных облигаций, так и в плане активных действий на рынке, в частности, прямого выкупа облигаций на свой баланс в рамках определенных программ.

В-третьих, необходимы шаги, обеспечивающие рост спроса со стороны населения, поддерживающего инвестиционный процесс. Здесь речь идет прежде всего об ипотечном и автокредитовании на приобретение отечественных автомобилей. При этом ипотека заслуживает особого внимания. Низкие ставки по ипотеке снижают и риски неуплаты со стороны заемщиков, а это значит, что появляется и простор для снижения величины первоначального взноса. При снижении ставки с 9% до 5,5% и размера первоначального взноса с 20% до 10% уровень необходимого ежемесячного дохода заемщика для получения ипотечного кредита снижается на 14%, что означает появление возможности для улучшения жилищных условий дополнительно для нескольких миллионов семей (см. расчет в приложении). Расширение же спроса на ипотеку обеспечит рост спроса на продукцию компаний самого широкого спектра отраслей.

Макроэкономическая стабильность без роста и развития — прямой путь к застою. Сдерживая инвестиции сейчас, мы сами портим наше будущее. Безусловно, какие-то из осуществленных инвестиций окажутся непродуктивными, в каких-то случаях возможны махинации и непроизводительное использование средств. Но если не делать ничего и не сдвинуть инвестиционный процесс с его нынешней мертвой точки, о каком-либо прорывном развитии страны и повышении уровня жизни граждан надолго придется забыть.

Приложение: влияние условий ипотечного кредитования на улучшение жилищных условий граждан

Согласно данным по ипотечному жилищному кредитованию на июнь 2020 года (последние доступные данные), средний размер ипотечного кредита составил 2 371 328 рублей. При первоначальном взносе в 20% и процентной ставке по кредиту 9% годовых на срок 20 лет размер ежемесячного платежа по ипотечному кредиту составит 17068,36 рублей. При первоначальном взносе в 10% и процентной ставке по кредиту 5,5% размер ежемесячного платежа составит 14680,86 рублей. Разница между размерами платежей составляет 14,0%. При соотношении платежей на оплату долговых обязательств и доходов заемщика 50/50 это соответствует снижению требуемого дохода заемщика с 34136,72 рублей до 29361,72 рублей (разница 4775,01 рублей). Согласно данным Росстата, среднедушевые доходы в размере 27000,1-45000,0 рублей в месяц имели в 2019 году 24,6% населения страны. При среднегодовой численности населения в 146,8 млн человек, это составляет 36,1 млн человек. При допущении равномерного распределения доходов внутри этой группы (имеющих доходов от 27000,1 до 45000,0 рублей) снижение требуемого дохода заемщика на 4775,01 рублей обеспечит потенциальную возможность взять кредит дополнительно для 6,5% населения, то есть 9,5 млн человек. При этом более реалистичным будет предположить, что в этой группе населения будет наблюдаться смещение численности населения в сторону нижней границы диапазона. А это означает, что улучшение возможностей по ипотечному кредитованию коснется даже большего количества граждан. Согласно итогам Всероссийской переписи населения, средний размер частного домохозяйства в РФ составляет 2,6 человека. Соответственно, 9,5 млн человек — это 3,7 млн домохозяйств (семей).

Источник https://journal.tinkoff.ru/guide/gdp/

Источник https://investoriq.ru/teoriya/investitsii-i-vvp.html

Источник https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/407045-gospolitika-protiv-budushchego-kak-minfin-i-centrobank-zhertvuet