Об инвестициях — ИПС Әділет

Об инвестициях

Сноска. Утратил силу Кодексом РК от 29.10.2015 № 375-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с инвестициями в Республике Казахстан, и определяет правовые и экономические основы стимулирования инвестиций, гарантирует защиту прав инвесторов при осуществлении инвестиций в Республике Казахстан, определяет меры государственной поддержки инвестиций, порядок разрешения споров с участием инвесторов.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) комплектующие – составные части, в совокупности составляющие конструктивную целостность технологического оборудования и включенные в соответствующий перечень товаров, составленный Комиссией Таможенного союза;
2) рабочая программа – приложение к инвестиционному контракту, определяющее календарный график работ по реализации инвестиционного проекта до ввода производства в эксплуатацию, а также основные производственные показатели проекта после ввода производства в эксплуатацию;
3) инвестиции – все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также для реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта;
4) уполномоченный орган по инвестициям (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, определяемый Правительством Республики Казахстан, по заключению инвестиционных контрактов и контролю за их исполнением;
4-1) инвестиционный приоритетный проект – инвестиционный проект, реализуемый вновь созданным юридическим лицом по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утвержден Правительством Республики Казахстан, и предусматривающий осуществление инвестиций в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;
Примечание РЦПИ!
В подпункт 5) предусмотрено изменение Законом РК от 31.10.2015 № 378-V ( вводится в действие с 01.01.2016).

5) инвестиционный спор – спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора;
6) инвестиционный проект – комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств, включая производства, созданные, расширенные и обновленные в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта;
7) инвестиционный контракт – договор на реализацию инвестиционного проекта, предусматривающий осуществление инвестиций и предоставление инвестиционных преференций;
8) инвестиционная деятельность – деятельность физических и юридических лиц по участию в уставном капитале коммерческих организаций либо по созданию или увеличению фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также для реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта;
8-1) инвестиционный омбудсмен – должностное лицо, назначаемое Правительством Республики Казахстан, на которое возлагаются функции по содействию в защите прав и законных интересов инвесторов;
9) инвестиционные преференции – преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта;
10) инвестиционный стратегический проект – инвестиционный проект, входящий в перечень, определяемый Правительством Республики Казахстан, и способный оказать стратегическое влияние на экономическое развитие Республики Казахстан;
10-1) инвестиционная субсидия – вид бюджетной субсидии, предоставляемой в качестве инвестиционной преференции на безвозмездной и безвозвратной основе юридическому лицу Республики Казахстан, заключившему инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного приоритетного проекта;
11) инвестор – физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в Республике Казахстан;
11-1) «одно окно» для инвесторов – централизованная форма содействия инвесторам со стороны уполномоченного органа в предоставлении государственных услуг, предусматривающая минимизацию участия инвесторов в сборе и подготовке документов и ограничение их непосредственного контакта с государственными органами;
12) юридическое лицо Республики Казахстан – юридическое лицо, в том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
13) государственные натурные гранты – имущество, являющееся собственностью Республики Казахстан, передаваемое во временное безвозмездное пользование либо предоставляемое на праве временного безвозмездного землепользования юридическому лицу Республики Казахстан для реализации инвестиционного проекта с последующей безвозмездной передачей в собственность либо землепользование;
14) миноритарный инвестор – инвестор, осуществивший инвестиции в размере менее десяти процентов от голосующих акций (менее десяти процентов голосов от общего количества голосов участников);
15) модельный контракт – типовой контракт, утверждаемый Правительством Республики Казахстан и используемый при заключении инвестиционных контрактов;
16) технологическое оборудование – товары, предназначенные для использования в технологическом процессе инвестиционного проекта.

Примечание РЦПИ!
Статью 1 предусмотрено дополнить подпунктом 17) в соответствии с Законом РК от 31.10.2015 № 378-V ( вводится в действие с 01.01.2016).
Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 20.02.2012 № 567-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2012 № 36-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 31.10.2015 № 380-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.10.2015 № 362-V ( вводится в действие с 01.12.2015).

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об
инвестициях

1. Законодательство Республики Казахстан об инвестициях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с:
осуществлением инвестиций из средств государственного бюджета;
вложением капитала в некоммерческие организации, в том числе для образовательных, благотворительных, научных или религиозных целей.
3. К отношениям, возникающим при осуществлении инвестиций и относящимся к сфере действия иных законов Республики Казахстан, положения настоящего Закона применяются в части, не противоречащей таким законам Республики Казахстан.
3-1. Отношения, связанные с привлечением инвестором иностранной рабочей силы по заключенному инвестиционному контракту, регулируются законодательством Республики Казахстан о занятости населения.
4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными законами РК от 19 февраля 2007 года N 230 (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 3. Объекты инвестиционной деятельности

1. Инвесторы имеют право осуществлять инвестиции в любые объекты и виды предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Права и обязанности инвесторов в отношении объектов и видов предпринимательской деятельности, в которые осуществляются инвестиции, устанавливаются настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан и соответствующими договорами.
2. Законодательными актами Республики Казахстан, исходя из необходимости обеспечения национальной безопасности, могут определяться виды деятельности и (или) территории, в отношении которых инвестиционная деятельность ограничивается или запрещается.
Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными Законом РК от 19 февраля 2007 года N 230 (порядок введения в действие см. ст.2 ).

Глава 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНВЕСТИЦИЙ

Статья 4. Гарантия правовой защиты деятельности
инвесторов на территории Республики
Казахстан

1. Инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
2. Инвестор имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам Республики Казахстан, а также в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
3. Республика Казахстан гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и государственными органами Республики Казахстан, за исключением случаев, когда изменения в договора вносятся по соглашению сторон.
Настоящие гарантии не распространяются на:
1) изменения в законодательстве Республики Казахстан и (или) вступление в силу и (или) изменения международных договоров Республики Казахстан, которыми изменяются порядок и условия импорта, производства, реализации подакцизных товаров;
2) изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты Республики Казахстан в целях обеспечения национальной и экологической безопасности, здравоохранения и нравственности.

Статья 5. Гарантии использования доходов

Инвесторы вправе:
1) по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) открывать в банках на территории Республики Казахстан банковские счета в национальной валюте и (или) иностранной валюте в соответствии c банковским и валютным законодательством Республики Казахстан.

Статья 6. Гласность деятельности государственных органов
в отношении инвесторов и обеспечение доступа
инвесторов к информации, связанной с
осуществлением инвестиционной деятельности

1. Официальные сообщения государственных органов Республики Казахстан и нормативные правовые акты, затрагивающие интересы инвесторов, публикуются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2. Инвесторам, включая миноритарных инвесторов, обеспечивается свободный доступ к информации о регистрации юридических лиц, об их уставах, о регистрации сделок с недвижимостью, выданных лицензиях, а также к иной предусмотренной законодательными актами Республики Казахстан информации, которая связана с осуществлением ими инвестиционной деятельности и не содержит коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Сноска. Статья 6 в редакции Закона РК от 19 февраля 2007 года N 230 (порядок введения в действие см. ст.2 ).

Статья 7. Осуществление государственными органами
контроля за деятельностью инвесторов

1. Контроль за деятельностью инвесторов осуществляется государственными органами, которым такое право предоставлено законами Республики Казахстан.
2. Порядок и сроки осуществления контроля за деятельностью инвесторов определяются законами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 7 в новой редакции — Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125.

Статья 8. Гарантии прав инвесторов при
национализации и реквизиции

1. Принудительное изъятие имущества инвестора (национализация, реквизиция) для государственных нужд допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
2. При национализации инвестору возмещаются Республикой Казахстан в полном объеме убытки, причиненные ему в результате издания законодательных актов Республики Казахстан о
национализации.
3. Реквизиция имущества инвестора осуществляется с выплатой ему рыночной стоимости имущества.
Рыночная стоимость имущества определяется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
4. Оценка, по которой собственнику была возмещена стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в судебном порядке.
5. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, инвестор вправе требовать возврата сохранившегося имущества, но при этом обязан возвратить полученную им сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

Статья 9. Разрешение споров

Примечание РЦПИ!
Пункт 1 предусмотрен в редакции Закона РК от 31.10.2015 № 378-V ( вводится в действие с 01.01.2016).

1. Инвестиционные споры могут быть решены путем переговоров, в том числе с привлечением экспертов, либо в соответствии с ранее согласованной сторонами процедурой разрешения споров.
2. При невозможности разрешения инвестиционных споров в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи разрешение споров производится в соответствии с международными договорами и законодательными актами Республики Казахстан в судах Республики Казахстан, а также в международных арбитражах, определяемых соглашением сторон.
3. Споры, не относящиеся к инвестиционным, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 10. Переход прав инвестора к другому лицу

Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производит платежи в пользу инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной ему в отношении инвестиций, осуществленных на территории Республики Казахстан, и к этому иностранному государству либо уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) инвестора на указанные инвестиции, то в Республике Казахстан такой переход прав (уступка требования) признается правомерным только в случае осуществления инвестором инвестиций в Республике Казахстан и (или) выполнения им определенных договорных обязательств.

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИЙ

Статья 11. Цель государственной поддержки инвестиций

1. Целью государственной поддержки инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды.
2. Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении инвестиционных преференций.
Сноска. В статью 11 внесены изменения — Законом РК от 4 мая 2005 г. N 48 .

Статья 12. Уполномоченный орган

1. Государственная поддержка инвестиций осуществляется уполномоченным органом, определяемым Правительством Республики Казахстан.
2. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции и в целях выполнения возложенных на него задач имеет право в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, привлекать специалистов соответствующих государственных органов, консультантов и экспертов из числа физических и юридических лиц Республики Казахстан.
2-1. Исключен Законом РК от 27.10.2015 № 362-V ( вводится в действие с 01.12.2015).
2-2. Уполномоченный орган оказывает содействие инвесторам в обеспечении гарантированного заказа со стороны заинтересованных юридических лиц в соответствии с инвестиционным контрактом, заключаемым между уполномоченным органом и инвестором.
3. Деятельность уполномоченного органа регулируется Положением, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными законами РК от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 27.10.2015 № 362-V ( вводится в действие с 01.12.2015).

Статья 12-1. Инвестиционный омбудсмен

1. В целях обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов инвестиционный омбудсмен:
1) рассматривает обращения инвесторов по вопросам, возникающим в ходе осуществления инвестиционной деятельности в Республике Казахстан, и выносит рекомендации для их разрешения, в том числе взаимодействуя с государственными органами;
2) оказывает содействие инвесторам в решении возникающих вопросов во внесудебном и досудебном порядках;
3) вырабатывает и вносит в Правительство Республики Казахстан рекомендации по совершенствованию законодательства Республики Казахстан.
2. Положение о деятельности инвестиционного омбудсмена утверждается Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Глава 3 дополнена статьей 12-1 в соответствии с Законом РК от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 12-2. Оказание содействия инвесторам при
взаимодействии с государственными органами

Сноска. Заголовок статьи 12-2 с изменениями, внесенными Законом РК от 27.10.2015 № 362-V (вводится в действие с 01.12.2015).

1. Для создания и функционирования «одного окна» для инвесторов уполномоченный орган организует специально отведенное место, предназначенное для приема заявлений на оказание государственных услуг и выдачи их результатов инвесторам или их законным представителям, а также оказания государственных услуг в электронной форме посредством получения сведений из информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Помимо этого, уполномоченный орган осуществляет в отношении инвесторов или их представителей:
1) прием и консультирование по вопросам существующих государственных услуг;
2) помощь в подготовке и оформлении документов, необходимых для получения государственных услуг;
3) помощь в оформлении электронной цифровой подписи, электронных заявлений и других документов;
4) сопровождение инвестора в центральных и местных исполнительных органах при получении государственных услуг в порядке, определенном настоящей статьей.
2. Правила об организации деятельности «одного окна» для инвесторов утверждаются Правительством Республики Казахстан и должны предусматривать порядок:
1) осуществления приема и консультирования инвесторов или их законных представителей;
2) приема заявлений на оказание государственных услуг и выдачи их результатов инвесторам или их законным представителям;
3) взаимодействия между уполномоченным органом и государственными органами по вопросам оказания государственных услуг;
4) сопровождения уполномоченным органом инвестора в государственных органах;
5) мониторинга процесса оказания государственных услуг для инвесторов.
3. Уполномоченный орган совместным приказом с государственными органами, ответственными за оказание государственных услуг, определяет ответственных лиц для взаимодействия в рамках оказания государственных услуг инвесторам и сопровождения уполномоченным органом инвестора в государственных органах.
4. Уполномоченный орган в рамках «одного окна» для инвесторов вправе ходатайствовать перед центральными и местными исполнительными органами о рассмотрении обращения инвестора и вносить документы инвесторов в государственные органы.
Сноска. Глава 3 дополнена статьей 12-2 в соответствии с Законом РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015); с изменениями, внесенными Законом РК от 27.10.2015 № 362-V ( вводится в действие с 01.12.2015).

Статья 13. Виды инвестиционных преференций

1. По инвестиционному проекту (в том числе инвестиционному приоритетному проекту) предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:
1) освобождение от обложения таможенными пошлинами;
2) государственные натурные гранты.
2. По инвестиционному приоритетному проекту предоставляются следующие виды инвестиционных преференций (далее – инвестиционные преференции для инвестиционного приоритетного проекта):
1) преференции по налогам;
2) инвестиционная субсидия.
Сноска. Статья 13 в редакции Закона РК от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 14. Порядок получения инвестиционных
преференций

1. Для получения инвестиционных преференций юридическое лицо Республики Казахстан направляет в уполномоченный орган заявку на предоставление инвестиционных преференций и документы, подтверждающие соответствие заявителя установленным настоящим Законом требованиям, по форме, установленной уполномоченным органом.
2. Инвестиционные преференции предоставляются на основании инвестиционного контракта, заключенного между уполномоченным органом и юридическим лицом Республики Казахстан, реализующим инвестиционный проект.
Сноска. Статья 14 в редакции Закона РК от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Статья 15. Условия предоставления инвестиционных
преференций

1. Инвестиционные преференции предоставляются:
1) по инвестиционному проекту – юридическим лицам Республики Казахстан;
2) по инвестиционному приоритетному проекту – вновь созданному юридическому лицу Республики Казахстан.
Для целей применения инвестиционных преференций для инвестиционного приоритетного проекта вновь созданным юридическим лицом Республики Казахстан является юридическое лицо, соответствующее следующим условиям:
1) государственная регистрация юридического лица осуществлена не ранее двенадцати календарных месяцев до дня подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;
2) юридическое лицо осуществляет виды деятельности, включенные в перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов;
3) реализация инвестиционного приоритетного проекта осуществляется исключительно в рамках одного инвестиционного контракта.
2. Инвестиционные преференции предоставляются при реализации юридическим лицом инвестиционного проекта по видам деятельности, включенным в перечень приоритетных видов деятельности, утвержденный Правительством Республики Казахстан.
Определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом в области технического регулирования.
В составе перечня приоритетных видов деятельности для реализации инвестиционных проектов утверждается перечень приоритетных проектов, который формируется в соответствии с документами Системы государственного планирования Республики Казахстан в сфере индустриально-инновационной деятельности.
В перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов, не подлежат включению следующие виды деятельности:
1) деятельность в сфере игорного бизнеса;
2) деятельность в сфере недропользования;
3) деятельность по производству подакцизных товаров, за исключением производства, сборки (комплектации) подакцизных товаров, предусмотренных подпунктом 6) части первой статьи 279 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
Перечень приоритетных видов деятельности, включая перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов, может пересматриваться не более одного раза в год.
3. Инвестиционные преференции для инвестиционного приоритетного проекта предоставляются при соблюдении следующих условий:
1) получателем является действующее на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций вновь созданное юридическое лицо Республики Казахстан, которое осуществляет инвестиции в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций, за исключением:
автономных организаций образования в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об образовании;
организаций, осуществляющих деятельность на территории специальной экономической зоны, в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах;
2) доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан не превышает двадцати пяти процентов.
Участие государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет не более пяти лет с даты регистрации инвестиционного контракта. В течение пяти лет государство и (или) субъект квазигосударственного сектора обязаны выйти из состава учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан. В случае невыполнения данного условия применение инвестиционных преференций приостанавливается до его (их) полного выхода из состава учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан на срок не более одного года.
Невыполнение условия о выходе из состава учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан в течение периода приостановления влечет досрочное прекращение инвестиционного контракта и возврат ранее предоставленных инвестиционных преференций;
3) для реализации инвестиционного приоритетного проекта в качестве источников либо гарантий финансирования не привлекаются бюджетные средства;
4) инвестиционная деятельность осуществляется не в рамках договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии;
5) в случае, если заявка на предоставление инвестиционных преференций предусматривает предоставление инвестиционной субсидии, необходимо решение Правительства Республики Казахстан по каждому инвестиционному приоритетному проекту о предоставлении инвестиционной субсидии.
4. Срок применения инвестиционных преференций устанавливается настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан и указывается в инвестиционном контракте по каждому виду инвестиционных преференций.
5. Инвестиционные преференции предоставляются инвестору при условии представления документов, предусмотренных статьей 19 настоящего Закона, подтверждающих соответствие инвестора предъявляемым требованиям.
6. Применение инвестиционных преференций осуществляется в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 15 в редакции Закона РК от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 31.10.2015 № 380-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.10.2015 № 362-V ( вводится в действие с 01.12.2015).

Статья 16. Инвестиционные налоговые преференции

Сноска. Статья 16 исключена — Законом РК от 10.12.2008 N 101-IV (вводится в действие с 01.01.2009).

Статья 17. Освобождение от обложения таможенными
пошлинами

1. Юридическое лицо Республики Казахстан, реализующее инвестиционный проект в рамках инвестиционного контракта, освобождается от обложения таможенными пошлинами при импорте технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и (или) материалов в соответствии с законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Республики Казахстан.
2. Освобождение от обложения таможенными пошлинами при импорте технологического оборудования и комплектующих к нему предоставляется на срок действия инвестиционного контракта, но не более 5 лет с момента регистрации инвестиционного контракта.
3. Освобождение от обложения таможенной пошлиной при импорте запасных частей к технологическому оборудованию, сырья и (или) материалов сроком до 5 лет предоставляется юридическим лицам Республики Казахстан в зависимости от объема инвестиций в фиксированные активы и в случае соответствия инвестиционного проекта перечню приоритетных видов деятельности, утвержденному Правительством Республики Казахстан.
Освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется на срок действия инвестиционного контракта, но не более 5 лет со дня ввода в эксплуатацию фиксированных активов по рабочей программе. В случае если рабочей программой предусматривается ввод двух и более фиксированных активов, исчисление срока освобождения от уплаты таможенной пошлины на ввоз запасных частей к технологическому оборудованию, сырья и (или) материалов ведется с даты, когда введен в эксплуатацию первый фиксированный актив по рабочей программе.
4. Уведомление о решении, принятом в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, направляется уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней органу государственных доходов.
Сноска. Статья 17 в редакции Закона РК от 20.02.2012 № 567-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 07.11.2014 № 248-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 18. Государственные натурные гранты

1. Государственные натурные гранты в порядке, установленном настоящим Законом, предоставляются уполномоченным органом по согласованию с соответствующими уполномоченными органами по управлению государственным имуществом и (или) земельными ресурсами, а также местными исполнительными органами во временное безвозмездное пользование либо на праве временного безвозмездного землепользования с последующей безвозмездной передачей в собственность либо в землепользование в случае выполнения инвестиционных обязательств в соответствии с инвестиционным контрактом.
Основанием для безвозмездной передачи предоставленного государственного натурного гранта в собственность или в землепользование является решение уполномоченного органа. Решение уполномоченного органа принимается по истечении срока действия инвестиционного контракта в случае выполнения инвестором инвестиционных обязательств в соответствии с инвестиционным контрактом, заключенным между инвестором и уполномоченным органом.
2. В качестве государственных натурных грантов могут передаваться: земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь.
3. Оценка государственных натурных грантов осуществляется по их рыночной стоимости в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
4. Максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более тридцати процентов от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан.
В случае, если оценочная стоимость запрашиваемого государственного натурного гранта превышает указанный максимальный размер, юридическое лицо Республики Казахстан имеет право получить запрашиваемое имущество с оплатой разницы между его оценочной стоимостью и максимальным размером государственного натурного гранта.
Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными законами РК от 04.05.2005 N 48 ; от 31.01.2006 N 125 ; от 20.02.2012 № 567-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Статья 18-1. Льготы по земельному налогу и налогу
на имущество в порядке, предусмотренном
налоговым законодательством Республики
Казахстан, для юридических(ого) лиц(а),
реализующих(его) инвестиционные
стратегические проекты

Сноска. Статья 18-1 исключена Законом РК от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 18-2. Промышленные льготы для юридических лиц,
реализующих инвестиционные стратегические
проекты в населенных пунктах с низким уровнем
социально-экономического развития

Сноска. Статья 18-2 исключена Законом РК от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 18-3. Гарантии стабильности при изменении
законодательства Республики Казахстан

1. Юридическим лицам, реализующим инвестиционные приоритетные проекты, гарантируется стабильность при изменении:
1) налогового законодательства Республики Казахстан в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
2) законодательства Республики Казахстан о занятости населения в сфере привлечения иностранной рабочей силы.
2. Применение гарантии стабильности законодательства Республики Казахстан аннулируется в случае досрочного прекращения действия инвестиционного контракта в порядке, установленном настоящим Законом.
Сноска. Закон дополнен статьей 18-3 в соответствии с Законом РК от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 18-4. Преференции по налогам

1. Преференции по налогам предоставляются юридическим лицам Республики Казахстан, реализующим инвестиционные приоритетные проекты, в порядке и на условиях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.
2. Виды преференций по налогам:
1) уменьшение суммы исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 процентов;
2) применение коэффициента 0 к ставкам земельного налога;
3) исчисление налога на имущество по ставке 0 процента к налоговой базе.
3. Инвестиционным контрактом устанавливается срок действия каждого вида преференций по налогам, но не более предельного срока их применения, определенного в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
4. Применение преференций по налогам аннулируется в случае досрочного прекращения действия инвестиционного контракта в порядке, установленном настоящим Законом.
Сноска. Закон дополнен статьей 18-4 в соответствии с Законом РК от 12.06.2014 № 209-V (порядок введения в действие см. ст. 2 ).

Статья 18-5. Инвестиционная субсидия

1. В целях содействия региональному развитию инвестиционная субсидия предоставляется на основании решения Правительства Республики Казахстан инвестору, реализующему инвестиционный приоритетный проект.
2. Инвестиционная субсидия предоставляется путем возмещения до 30 процентов фактических затрат на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования без учета налога на добавленную стоимость и акцизов на основании подтверждающих документов, но не превышающих стоимость затрат, предусмотренных предпроектной документацией, имеющей заключение государственной экспертизы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
3. Документами, подтверждающими фактические затраты инвестора, являются:
1) первичные учетные документы, оформленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
2) счета-фактуры, оформленные в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
3) таможенные декларации, оформленные в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
4. График и годовые объемы выплат инвестиционной субсидии устанавливаются в рамках инвестиционного контракта путем распределения инвестиционной субсидии равными долями на период в зависимости от объема инвестиций и рентабельности инвестиционного приоритетного проекта, но не менее трех лет после ввода производства в эксплуатацию и до прекращения действия инвестиционного контракта.
5. Выплата инвестиционной субсидии осуществляется после ввода производства в эксплуатацию в полном объеме, установленном инвестиционным контрактом при условии выполнения инвестором инвестиционных обязательств.
6. Правила предоставления инвестиционной субсидии утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Закон дополнен статьей 18-5 в соответствии с Законом РК от 12.06.2014 № 209-V (порядок введения в действие см. ст. 2 ); с изменением, внесенным Законом РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 02.01.2015).

Статья 19. Требования к заявке на предоставление
инвестиционных преференций

Заявка на предоставление инвестиционных преференций принимается и регистрируется по форме, установленной уполномоченным органом при наличии:
1) справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;
2) исключен Законом РК от 19.03.2010 № 258-IV ;
3) копии устава юридического лица, заверенной подписью руководителя и печатью юридического лица (при ее наличии);
4) бизнес-плана инвестиционного проекта, составленного в соответствии с требованиями, устанавливаемыми уполномоченным органом;
5) копий документов, перечень которых устанавливается законодательством Республики Казахстан, обосновывающих сметную стоимость строительно-монтажных работ и затраты на приобретение фиксированных активов, сырья и (или) материалов, используемых при реализации инвестиционного проекта, заверенных подписью руководителя и печатью юридического лица;
6) исключен Законом РК от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
7) документов, подтверждающих размер (стоимость) запрашиваемого подавшим заявку юридическим лицом Республики Казахстан государственного натурного гранта и предварительное согласование его предоставления;
8) исключен Законом РК от 20.02.2012 № 567-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
9) справки органа государственных доходов по месту регистрации об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям.
В случае, если заявка на предоставление инвестиционных преференций предусматривает предоставление инвестиционной субсидии, юридическое лицо Республики Казахстан помимо документов, предусмотренных частью первой настоящей статьи, представляет предпроектную документацию, заверенную подписью руководителя, печатью юридического лица и имеющую заключение государственной экспертизы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными законами РК от 04.05.2005 N 48 ; от 19.03.2010 № 258-IV ; от 20.02.2012 № 567-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 36-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 24.12.2012 № 60-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 07.11.2014 № 248-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Статья 20. Сроки рассмотрения заявки на
предоставление инвестиционных преференций

1. Заявка на предоставление инвестиционных преференций подается для рассмотрения в уполномоченный орган, который в соответствии с требованиями, установленными статьей 15 настоящего Закона, принимает решение о предоставлении инвестиционных преференций и направляет заявителю ответ в письменной форме в течение двадцати рабочих дней с момента регистрации заявки.
2. Порядок приема, регистрации и рассмотрения заявки на предоставление инвестиционных преференций определяется уполномоченным органом.
Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными законами РК от 04.05.2005 N 48 ; от 13.02.2009 N 135-IV (порядок введения в действие см. ст. 3 ).

Статья 21. Заключение инвестиционного контракта

1. Уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении инвестиционных преференций подготавливает для подписания инвестиционный контракт с учетом положений модельного контракта.
2. Инвестиционный контракт регистрируется уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня подписания и вступает в силу со дня его регистрации.
Датой заключения инвестиционного контракта является дата его регистрации уполномоченным органом.
3. Срок действия инвестиционного контракта определяется сроком действия инвестиционных преференций. Срок окончания работ по рабочей программе должен заканчиваться не позднее, чем за девять месяцев до окончания срока действия инвестиционного контракта.
Сноска. Статья 21 в редакции Закона РК от 20.02.2012 № 567-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 21-1. Контроль за соблюдением условий
инвестиционных контрактов

1. Контроль за соблюдением условий инвестиционных контрактов осуществляется уполномоченным органом в следующих формах:
1) камеральный контроль – контроль, осуществляемый уполномоченным органом на основе изучения и анализа отчетов, представленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
2) с посещением объекта инвестиционной деятельности, в том числе с рассмотрением документов по исполнению рабочей программы и условий инвестиционного контракта.
2. После заключения инвестиционного контракта юридическое лицо Республики Казахстан представляет по форме, устанавливаемой уполномоченным органом, полугодовые отчеты о выполнении инвестиционного контракта не позднее двадцать пятого июля и двадцать пятого января с расшифровкой по статьям затрат, предусмотренных рабочей программой, с приложением документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию фиксированных активов, поставку и использование запасных частей к технологическому оборудованию, сырья и (или) материалов.
3. Изменения в рабочую программу могут вноситься по соглашению сторон один раз в год.
4. Проверка с посещением объекта инвестиционной деятельности проводится:
1) в период шести месяцев, который истекает за три месяца до окончания срока действия инвестиционного контракта, при условии завершения рабочей программы;
2) ежегодно, начиная с года, следующего за годом, в котором был осуществлен импорт запасных частей к технологическому оборудованию, сырья и (или) материалов, освобождаемых от обложения таможенными пошлинами.
5. По результатам проверки представитель уполномоченного органа и руководитель юридического лица, заключившего инвестиционный контракт, подписывают по форме, установленной уполномоченным органом, акт текущего состояния исполнения рабочей программы инвестиционного контракта.
6. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения рабочей программы инвестиционного контракта уполномоченный орган направляет юридическому лицу Республики Казахстан, заключившему инвестиционный контракт, уведомление в письменной форме с указанием нарушений и устанавливает трехмесячный срок для устранения нарушений.
7. В случае, если по результатам проверки, проведенной уполномоченным органом, будет установлено, что ввезенные для реализации инвестиционного проекта и освобожденные от уплаты таможенных пошлин технологическое оборудование, комплектующие, запасные части к нему, сырье и (или) материалы не были введены в эксплуатацию либо не были использованы, юридическое лицо Республики Казахстан, не уплатившее вследствие предоставленных по инвестиционному контракту инвестиционных преференций суммы таможенных пошлин, уплачивает их в части неиспользованного оборудования, комплектующих, запасных частей к нему, сырья и (или) материалов с начислением пени в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
7-1. После завершения реализации рабочей программы юридическое лицо Республики Казахстан, заключившее инвестиционный контракт, представляет в уполномоченный орган аудиторский отчет, который должен содержать:
1) информацию об исполнении инвестиционных обязательств согласно рабочей программе;
2) расшифровку по фиксированным активам, приобретенным в соответствии с рабочей программой;
3) сводный реестр документов, подтверждающих выполнение рабочей программы;
4) сведения об исполнении условий инвестиционного контракта.
8. Информация о расторжении инвестиционного контракта в целях обеспечения защиты экономических интересов государства направляется:
1) в органы государственных доходов и, при необходимости, в иные государственные органы для принятия соответствующих мер;
2) по инвестиционным контрактам, согласно которым предоставлен государственный натурный грант, в органы государственных доходов, уполномоченные органы по управлению государственным имуществом и (или) земельными ресурсами, а также местные исполнительные органы.
9. Юридическое лицо Республики Казахстан, заключившее инвестиционный контракт, в течение действия инвестиционного контракта не имеет права:
1) изменять целевое назначение предоставленного государственного натурного гранта, а также имущества, приобретенного в соответствии с рабочей программой;
2) отчуждать предоставленный государственный натурный грант, а также имущество, приобретенное в соответствии с рабочей программой.
10. Контроль за целевым использованием объектов освобождения от обложения таможенными пошлинами осуществляется в порядке, определенном Комиссией Таможенного союза.
Сноска. Статья 21-1 в редакции Закона РК от 20.02.2012 № 567-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 07.11.2014 № 248-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Статья 22. Условия расторжения инвестиционного контракта

1. Действие инвестиционных преференций прекращается по истечении срока действия инвестиционного контракта либо может быть прекращено до истечения такого срока в порядке, установленном настоящей статьей.
2. Действие инвестиционного контракта может быть досрочно прекращено:
1) по соглашению сторон;
2) в одностороннем порядке.
3. При неисполнении либо ненадлежащем исполнении инвестором обязательств по инвестиционному контракту уполномоченный орган направляет инвестору письмо о необходимости представления документов, обосновывающих возможности дальнейшей реализации инвестиционного проекта для внесения изменений в инвестиционный контракт.
В случае, если в течение трех месяцев с момента получения письма инвестором не представлены документы, уполномоченный орган направляет инвестору уведомление о досрочном прекращении действия инвестиционного контракта в одностороннем порядке по истечении двух месяцев с момента направления уведомления.
В случае расторжения инвестиционного контракта указанное юридическое лицо уплачивает суммы налогов и таможенных пошлин, не уплаченных в бюджет вследствие предоставленных по инвестиционному контракту инвестиционных преференций.
4. При досрочном прекращении инвестиционного контракта по инициативе юридического лица Республики Казахстан, заключившего инвестиционный контракт, в одностороннем порядке указанное юридическое лицо уплачивает суммы налогов и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по инвестиционному контракту инвестиционных преференций.
5. При досрочном прекращении инвестиционного контракта по соглашению сторон юридическое лицо Республики Казахстан, заключившее инвестиционный контракт, уплачивает суммы налогов и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по инвестиционному контракту инвестиционных преференций.
6. При досрочном прекращении инвестиционного контракта юридическое лицо Республики Казахстан, заключившее инвестиционный контракт, возвращает имущество в натуре, предоставленное ему в качестве государственного натурного гранта, либо его первоначальную стоимость на дату передачи в соответствии с условиями инвестиционного контракта.
7. Возврат государственного натурного гранта осуществляется юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим инвестиционный контракт, в течение тридцати календарных дней после принятия решения уполномоченного органа о досрочном прекращении инвестиционного контракта.
Сноска. Статья 22 в редакции Закона РК от 20.02.2012 № 567-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 12.06.2014 № 209-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Стабильность инвестиционных контрактов

1. Льготы, предоставленные на основании инвестиционных контрактов, заключенных с уполномоченным органом до введения в действие настоящего Закона, сохраняют свое действие до истечения срока, установленного в этих инвестиционных контрактах.
2. Нормы пункта 2 статьи 21-1, пунктов 3, 4 и 5 статьи 22 настоящего Закона в части уплаты сумм налогов сохраняют действие по инвестиционным контрактам, заключенным с уполномоченным органом до 1 января 2009 года.
Сноска. Статья 23 в редакции Закона РК от 20.02.2012 № 567-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Статья 24. О признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Республики Казахстан

Признать утратившими силу следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1) Закон Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. «Об иностранных инвестициях» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., N 23-24, ст. 280; 1995 г., N 20, ст. 120; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 14, ст. 274; 1997 г., N 11, ст. 143; N 13-14, ст. 205; N 17-18, ст. 218; 1998 г., N 5-6, ст. 50; 1999 г., N 21, ст. 786; 2000 г., N 10, ст. 244);
2) Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г. «О порядке введения в действие Закона Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях» (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1994 г., N 23-24, ст. 281; 1995 г., N 1-2, ст. 15);
3) Закон Республики Казахстан от 28 февраля 1997 г. «О государственной поддержке прямых инвестиций» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 4, ст. 50; 1999 г., N 21, ст. 786).

АО НК «Kazakh Invest»

Целью государственной поддержки инвестиций являются создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды.

Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении инвестиционных преференций.

Государственная поддержка инвестиций осуществляется уполномоченным органом по инвестициям, определяемым Правительством Республики Казахстан, по заключению инвестиционных контрактов и контролю за их исполнением.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан, предусмотрен порядок предоставления инвестиционных преференций для инвестиционного, инвестиционного приоритетного и специального инвестиционного проектов.

Инвестиционными преференциями являются преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан:

  1. юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта;
  2. лизинговым компаниям, импортирующим в рамках реализации инвестиционного проекта технологическое оборудование на основании договора финансового лизинга для юридического лица Республики Казахстан, реализующего инвестиционный проект.

Юридическое лицо Республики Казахстан — юридическое лицо, в том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

По инвестиционному проекту предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

  1. освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость на импорт;
  2. государственные натурные гранты — максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более тридцати процентов от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан (земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь).

По инвестиционному приоритетному проекту предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

  1. преференции по налогам:
    • корпоративный подоходный налог;
    • земельный налог;
    • налог на имущество;
  2. инвестиционная субсидия;
  3. освобождение от обложения таможенными пошлинами;
  4. государственные натурные гранты.

По специальному инвестиционному проекту в виде инвестиционных преференций (далее — инвестиционные преференции для специального инвестиционного проекта) предоставляется освобождение от обложения:

  • ввозными таможенными пошлинами;
  • налогами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Инвестиционный проект представляет собой комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и (или) обновление действующих производств, включая производства, созданные, расширенные и (или) обновленные в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта.

Под инвестиционным приоритетным проектом понимается инвестиционный проект:

  • по созданию новых производств, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в строительство новых производственных объектов (фабрика, завод, цех), в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя (2405 тенге), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;
  • по расширению и (или) обновлению действующих производств, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в размере не менее пятимиллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций в изменение основных средств, в том числе обновление (реновация, реконструкция, модернизация) действующих производственных мощностей, выпускающих продукцию.

Инвестиционный приоритетный проект по созданию новых производств или расширению и (или) обновлению действующих производств осуществляется юридическим лицом по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.

Под специальным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, реализованный и (или) реализуемый юридическим лицом Республики Казахстан, зарегистрированным в качестве участника специальной экономической зоны или владельца свободного склада в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, либо проект, реализованный юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

Инвестиционные преференции предоставляются только казахстанским юридическим лицам, которые планируют реализацию инвестиционных проектов в приоритетных видах деятельности согласно списку приоритетных видов деятельности, установленному Правительством Республики Казахстан. Список приоритетных видов деятельности состоит из двух частей: часть 1 – список видов деятельности для инвестиционных проектов; часть 2 – список видов деятельности для инвестиционных приоритетных проектов. Обширные условия предоставления преференций предусмотрены только инвестиционных приоритетных проектов, в то время как для инвестиционных проектов основным и единственным условием является статус юридического лица Республики Казахстан у получателя, а в специальном инвестиционном проекте получателями могут быть только участники специальных экономических зон, владельцы свободных складов и юридические лица, заключившие соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.

Инвестиционные преференции для инвестиционного приоритетного проекта предоставляются при соблюдении следующих условий:

1) получателем является юридическое лицо Республики Казахстан;

2) юридическое лицо осуществляет инвестиции в размере не менее двухмиллионнократного (по созданию новых производств) или пятимиллионнократного (по расширению и (или) обновлению действующих производств) размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;

3) юридическое лицо осуществляет виды деятельности, включенные в перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов;

4) юридическое лицо не является:

автономной организацией образования в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об образовании;

организацией, осуществляющей деятельность на территории специальной экономической зоны в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах;

5) доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора — юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан не превышает двадцать шесть процентов.

Участие государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора — юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет не более пяти лет с даты регистрации инвестиционного контракта. В течение пяти лет государство и (или) субъект квазигосударственного сектора обязаны выйти из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан. В случае невыполнения данного условия применение инвестиционных преференций приостанавливается до его (их) полного выхода из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан, но не более одного года.

Невыполнение условия о выходе из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан в течение периода приостановления влечет досрочное прекращение инвестиционного контракта и возврат ранее предоставленных инвестиционных преференций.

Положения настоящего подпункта не применяются в случае, когда субъект квазигосударственного сектора, в котором доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет менее пятидесяти процентов, осуществляет свою деятельность в рамках реализации инвестиционного приоритетного проекта по добыче метана угольных пластов;

6) для реализации инвестиционного приоритетного проекта в качестве источников либо гарантий финансирования не привлекаются бюджетные средства, за исключением денег, выделяемых на условиях возвратности, срочности и платности, включая лизинговое финансирование и кредитование;

7) инвестиционная деятельность осуществляется не в рамках договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии.

Инвестиции как ключевой драйвер роста казахстанской экономики: новые предприятия, передовые технологии и создание рабочих мест

За годы Независимости в Казахстане проделана большая работа в инвестиционной сфере. Первые десятилетия суверенитета республика активно принимала предложения иностранных инвесторов вложиться в новые перспективные проекты. В годы становления Казахстан нуждался во внешней поддержке, и именно приток иностранных инвестиций мог способствовать планомерному развитию экономики страны и, даже в какой-то степени, стать драйвером роста. Сегодня Казахстан — это новые возможности и огромный потенциал для выгодного вложения инвестиций. Наша республика занимает стратегически важное местоположение, имеет благоприятную среду для ведения бизнеса, защиту прав инвесторов и инвестиционные стимулы.

На прошлой неделе Премьер-Министр РК Аскар Мамин с рабочим визитом посетил Соединенные Штаты Америки, где были достигнуты договоренности об инвестировании лидерами американского агробизнеса в открытие предприятий по переработке мяса и производству оросительных систем в Казахстане. Также Глава Правительства встретился с руководством ведущих мировых компаний в области инновационного и цифрового развития, венчурного финансирования и энергетики с целью реализации совместных проектов с привлечением американских технологий.

Сколько инвестиций привлечено в Казахстан за 28 лет?

На сегодня наша страна может уверенно сама выбирать инвесторов из довольно приличной очереди желающих поработать в казахстанском государстве. За период независимости Казахстана привлечено $330 млрд иностранных инвестиций из более чем 120 стран. Основная часть инвестиций — более 50% приходится на страны Европейского союза, на Соединенные Штаты Америки — 15% прямых иностранных инвестиций, около 5% составляют инвестиции из Великобритании и КНР.

Стоит отметить, что с каждым годом экономика Казахстана становится более конкурентоспособной и привлекательной для инвесторов. На конец октября т.г. в стране действуют 16,8 тыс. компаний с иностранным капиталом — на 18,1% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее (14,3 тыс. компаний). В текущем году Казахстан вошел в топ-55 стран в рейтинге глобальной конкурентоспособности, поднявшись на 4 строчки.

Говоря о проектах, также нужно отметить, что динамика и структура иностранных инвестиций в Казахстан меняется. Если раньше в отраслевом разрезе преобладали проекты в добывающих отраслях, то сейчас наблюдается высокая активность инвесторов и в других секторах.

Какие страны больше всех инвестируют в экономику РК и по каким направлениям?

По итогам 11 месяцев 2019 года в Казахстан привлечены инвесторы из 26 стран, по объему привлеченных инвестиций лидируют такие страны, как: ЕС ($10,1 млрд, 37 проектов), Россия ($5,4 млрд, 26 проектов), Турция ($1,6 млрд, 16 проектов), США ($718 млн, 9 проектов) и Сингапур ($2,1 млрд, 7 проектов).

Акцент в политике привлечения инвесторов делается на промышленное производство продукции с высокой добавленной стоимостью, услуги и новые технологии.

В итоге по объему инвестиционных проектов в Казахстане на сегодня лидируют: машиностроение, ГМК и металлургия, АПК, ВИЭ, нефтегазохимия, химическая промышленность, транспорт и логистика, а также строительные материалы.

Наибольший объем инвестиций традиционно наблюдается в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров: $7,3 млрд или 60,1% от всего объема.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма инвестиций выросла на 8,1%.

В тройку наиболее привлекательных отраслей также вошли обрабатывающая промышленность, оптовая и розничная торговля. Эта тройка отраслей оказывает существенное влияние на экономические развитие Казахстана.

Так, за январь-сентябрь т. г. рост экономики страны составил 4,3% к соответствующему периоду годом ранее, и основной вклад составила именно горнодобывающая отрасль (+3,1% за год), а также сфера переработки (+3,5% за год) и торговля (+7,6% за год).

В ТОП-5 отраслей по притокам прямых иностранных инвестиций также вошли транспорт и складирование ($642 млн, +49,2% за год) и строительство ($463,2 млн, +45,1% за год).

В число перспективных отраслей включены информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), туризм и финансы. Эта группа состоит из отраслей, в которых инвесторы могут быть заинтересованы в долгосрочной перспективе. Положительные результаты в этих сферах наблюдаются уже сейчас.

Так, за 2018 год валовой приток прямых иностранных инвестиций в сферу информации и связи увеличился на 27,8%, до $185 млн. А по итогам первого полугодия 2019 года приток ПИИ достиг $142,5 млн, увеличившись на 14,7% за год. Поддержка проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий помогает предприятиям успешно конкурировать в условиях, ориентированных на высокотехнологичную мировую экономику. Тем временем валовой приток ПИИ в финансовую и страховую деятельность в 2018 году увеличился более чем в 3 раза, до $1,3 млрд.

К 2027 году количество заявленных проектов в приоритетных секторах с участием иностранных инвесторов должно достигнуть 124, на общую сумму в $5 млрд. Рост инвестиций в основной капитал в обрабатывающую промышленность, в свою очередь, с 2020 по 2027 год должен составлять 109,8% в год.

«Doing Business 2020»: Казахстан занял 25 место среди 190 стран мира

В рамках Национальной инвестиционной стратегии деятельность по привлечению инвестиций сфокусирована на приоритетных секторах экономики Казахстана. В их число входят пищевая промышленность, глубокая переработка полезных ископаемых, металлургия, химия и нефтехимия, машиностроение.

Необходимо отметить, что вопрос привлечения иностранных инвестиций в экономику актуален в любой стране мира. В гонку за иностранные инвестиции вступили не только развивающиеся страны, но и развитые государства. Страны принимают меры по улучшению инвестиционного климата и предоставлению наиболее конкурентных условий для ведения бизнеса, снижают или отменяют налоги, предоставляют массу льгот, инфраструктурные решения и т.д.

В свою очередь, инвесторы отдают предпочтение таким странам, которые гарантируют сохранность капиталов, верховенство закона, прозрачную и комфортную бизнес-среду. Благодаря ряду успешно реализованных реформ, внедрению новых подходов по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, Казахстан является одной их таких стран.

В рейтинге Всемирного банка «Doing Business 2020» Казахстан среди 190 стран занял 25 место. Наша страна входит в мировую десятку по таким показателям, как защита прав миноритарных инвесторов и соблюдение контрактов. Недавние реформы намного упростили регистрацию бизнеса. Например, для открытия бизнеса в Казахстане требуется всего 1 день, а для регистрации недвижимости — всего 3 дня.

Инвестиционная привлекательность нашей страны значительно возрастает. Так, fDi Intelligence (дочерняя организация Financial Times) присвоила Казахстану первое место по показателю «Эффективность затрат на будущее расположение производственных мощностей 2018/19 годов».

В 2017 году республика стала 48-й страной, присоединившейся к Декларации Организации экономического сотрудничества и развития по международным инвестициям и многонациональным предприятиям и ассоциированным членом Комитета по инвестициям ОЭСР.

Кроме того, Казахстан подписал 47 двусторонних и 1 многосторонний соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций, которые гарантируют права инвесторов.

Наряду с этим, в стране успешно действует Совет иностранных инвесторов при Президенте РК. Также свою деятельность под патронажем Правительства ведут Совет по улучшению инвестиционного климата и Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций, где омбудсменом является Глава Правительства страны Аскар Мамин.

Почему инвестору выгодно выбрать именно Казахстан?

Казахстан расположен на перекрестке Европы и Азии, между двумя крупнейшими мировыми рынками. Это дает очевидные преимущества, такие как экспортный потенциал и доступ к крупным азиатским и европейским рынкам. Благодаря расположению, Казахстан превратился в современный транзитный узел в самом сердце Евразийского континента.

Наша республика предоставляет преференциальный доступ к региональному рынку более 500 млн потребителей, включая рынок ЕАЭС с более чем 180 млн потребителей, рынки Центральной Азии (50 млн), Западный Китай (300 млн) и страны Каспийского моря (150 млн).

Вместе с тем, Казахстан играет ключевую роль в реализации инициативы «Пояс – путь». Более 3000 км из 10 000 км в общей сложности пройдет по территории Казахстана, что делает его важным участком основного сухопутного коридора и значительно сократит время и стоимость транспортировки.

С момента обретения страной независимости в Казахстан привлечено более $330 млрд прямых иностранных инвестиций. По данным UNCTAD, в 2018 году практически 60% инвестиций в страны Центральной Азии приходится на долю Казахстана.

При этом за последние десять лет в национальную экономику поступило $250,2 млрд, или порядка 80% всех исторически сложенных инвестиционных потоков. Этот факт свидетельствует об эффективности инвестиционной политики.

Наибольший объем прямых иностранных инвестиций был зафиксирован в:

  • 2011 году ($26,5 млрд)
  • 2012-м ($28,9 млрд)
  • 2018-м ($24,3 млрд)

Несмотря на сокращение в 2018 году глобальных инвестиционных потоков, в Казахстане наблюдался рост показателя.

Так, по итогам 2018 года валовой приток ПИИ в РК увеличился на 15,8% за год, до $24,3 млрд. Рост повлиял на соотношение ПИИ к ВВП, которое составило 14,5% (в 2017-м — 12,9%).

При этом Правительство РК планирует довести соотношение объема валового ПИИ к ВВП до 19% к 2022 году.

По итогам первого полугодия 2019 года приток ПИИ в экономику РК составил $12,1 млрд (годом ранее — $12,5 млрд). В 2018 году в географическом разрезе больше всего прямых инвестиций поступило от инвесторов из Нидерландов ($7,4 млрд), США ($5,3 млрд) и Швейцарии ($2,5 млрд).

Справочно: В 2018 году мировой объем прямых иностранных инвестиций продолжал сокращаться третий год подряд, упав на 13,4%, до $1,3 трлн. Спад объясняется главным образом крупномасштабным возвращением накопленной за рубежом прибыли многонациональных предприятий США после налоговых реформ, проведенных в стране в конце 2017 года.

Приток ПИИ в развитые страны достиг самого низкого показателя с 2004 года, сократившись на 27%. Приток инвестиций в Европу уменьшился вдвое, до менее чем $200 млрд.

Тем временем приток инвестиций в развивающиеся страны увеличился на 2%. В результате этого увеличения и аномального сокращения ПИИ в развитых странах доля развивающихся стран в глобальных ПИИ увеличилась до рекордных 54%.

Наибольший приток ПИИ в 2018 году наблюдался в США ($252 млрд), Китае ($139 млрд) и Гонконге ($116 млрд). В ТОП-5 стран также вошли Сингапур ($78 млрд) и Нидерланды ($70 млрд).

Стоит отметить, что и в 2019 году продолжается сокращение глобального притока ПИИ. По данным ОЭСР, глобальные потоки прямых иностранных инвестиций в первой половине 2019 года уменьшились на 20%, до $572 млрд. В I квартале текущего года глобальный поток ПИИ сократился на 5%, во II квартале — на 42% за год.

Как в Казахстане создаются комфортные условия для инвесторов?

С декабря 2018 года функции привлечения инвестиций перешли в Министерство иностранных дел РК, в свою очередь политику привлечения инвестиций передали Министерству национальной экономики РК. В структуру МИД РК были переданы Комитет по инвестициям и АО «Национальная компания «KAZAKH INVEST», учрежденное Правительством РК и являющееся единым переговорщиком от его имени, которому отданы все полномочия по ведению переговоров с инвесторами и контролю за реализацией инвестиционных проектов.

Инвесторам оказывается полный спектр услуг по сопровождению согласно принципу «одного окна» — от поиска идеи до ввода в эксплуатацию проекта, а также осуществляет мониторинг в постинвестиционный период, который позволяет работать с каждым инвестором и проектом точечно, на всех уровнях.

Такой механизм позволяет транслировать проекты из регионов напрямую загранучреждениям для поиска потенциальных инвесторов, и наоборот.

Сегодня благодаря командной работе Правительства выстроена «мягкая инфраструктура» для инвесторов: налажена системная работа по разъяснению казахстанского законодательства и процедур, обеспечена прозрачность принятия решений, снижена административная нагрузка.

Известный факт, что любой компании важно не только наличие перспективной отрасли, рынков сбыта, но и комфортная среда для бизнеса. А это и институциональная среда, стабильность законодательства, условия визового режима и масса других составляющих. Поэтому разработаны и внедрены новые подходы, которые включают выработку инвестиционных предложений, сопровождение инвесторов, выявление и устранение неблагоприятных факторов.

В вопросах поддержки отечественных инвесторов затрагиваются такие важные вопросы, как поиск стратегических инвесторов при готовности расширить бизнес, выход на новые рынки, обеспечение синергии производственно-сбытовых связей, в виду того, что инвесторам нужны местные партнеры, добросовестные поставщики.

В целях повышения эффективности работы по привлечению инвестиций в экономику страны внедряется информационно-мониторинговая CRM-система, в которую попадают все договоренности, разрабатываемые дорожные карты по их реализации, закрепляются задачи за всеми участниками процесса — центральными государственными и местными исполнительными органами.

Всего в информационно-мониторинговой системе KAZAKH INVEST на сегодня находится 228 инвестиционных проектов на сумму $54,3 млрд. Из них реализуются и с высокой степенью прорабатываются 168 проектов на сумму порядка $46 млрд с участием иностранных инвесторов.

Всего с начала года привлечены около 40 новых иностранных инвесторов. Среди них можно отметить следующие:

  • SUEZ (Франция) – строительство и реконструкция канализационно-очистных сооружений;
  • Fortescue (Австралия) – проведение геологоразведочных работ и разработка месторождений цветных металлов;
  • Demir Export (Турция) – строительство горно-металлургического комплекса по добыче и переработке оловянных руд «Сырымбет» (инвестором проводится комплексная экспертиза месторождения);
  • Suhail Bahwan Group (Оман) – строительство завода по производству базовых масел;
  • RHI Magnesita (Австрия) – строительство завода по производству огнеупорных материалов;
  • Bitfury (Нидерланды) – строительство центра компетенции блокчейна;
  • Shanghai Construction (КНР) – строительство многопрофильной клиники на 1000 коек;
  • «Бобровский кварцит» (РФ) – производство карбида кремния;
  • «Эко-Культура» (РФ) – строительство промышленных теплиц.

Сегодня в пайплайне KAZAKH INVEST на разных стадиях реализации 27 проектов АПК на общую сумму $3,1 млрд.

Отрасль машиностроения и производства комплектующих насчитывает 26 проектов на $2,6 млрд., в нефтегазохимии — 26 проектов на $21,8 млрд, ВИЭ — 22 проекта на $1,3 млрд. Все реализуются с участием иностранных инвесторов.

Какая работа проводится по привлечению инвестиций в страну?

В рамках реализации Стратегии развития KAZAKH INVEST на 2018-2027 годы систематизирована работа по привлечению инвестиций в страну. Компанией осуществлен поиск и отбор новых «нишевых» проектов для предложения потенциальным инвесторам.

В результате этой работы было собрано порядка 200 инвестиционных проектов от местного бизнеса. KAZAKH INVEST совместно с Deloitte подготовил бизнес-планы, тизеры и финансовые модели по 60 «нишевым» проектам в таких отраслях как: металлургия, газохимия, пищевая промышленность, туризм и другие.

К примеру, «Kereku-Agro» (комплекс по производству крахмала в Павлодарской области.), «Green Land Alatau» (расширение тепличного комплекса в Алматинской области.), «КазЭкспортАстык» (переработка соевых культур в СКО), «ГК Конденсат» (производство компонентов базовых масел из природного газа в ЗКО), «КазАзот» (производство минеральных удобрений в Мангистауской области.), «Казахмыс» (промышленная разработка месторождения меди «Жайсан» в Жамбылской области.), «Актауский литейный завод» (производство сортового проката в Мангистауской области.), «South Oil» и «BI Construction» (строительство клиники и многопрофильной больница в г. Шымкент и Туркестанской области.) и другие.

Наличие такого списка инвестиционных проектов снимает у инвесторов вопросы — в какие отрасли и регионы инвестировать в Казахстане.

Немаловажную роль в продвижении инвестиционного потенциала и конкретных проектов играет и проведение инвестиционных мероприятий, которые собирают руководство крупных компаний. Это эффективная площадка для налаживания деловых связей и информирования об инвестиционных возможностях, в то же время проводится скрупулезная работа с инвесторами на полях таких мероприятий, заблаговременно изучаются целевые инвесторы, факторы, влияющие на принятие решений, подбираются возможные партнеры с казахстанской стороны.

По итогам 11 месяцев 2019 года, в рамках 10 проведенных мероприятий в общей сложности достигнуты договоренности по реализации свыше 30 инвестиционных проектов на общую сумму $2 млрд. На проектах будет создано порядка 40 тыс. рабочих мест.

Между тем, в настоящее время в Казахстане действуют 13 специальных экономических зон и 24 индустриальные зоны, которые освобождают инвесторов от различных видов налога и таможенных пошлин.

СЭЗы предоставляют участок земли, доступ к установленной инфраструктуре. В случае заключения инвестиционного контракта с Комитетом по инвестициям Министерства иностранных дел РК инвесторы могут получить такие инвестиционные преференции как освобождение от таможенных пошлин на импортное оборудование и сырье, натурные гранты, налоговые льготы.

Кроме того, запуск в столице Казахстана Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) является важной инициативой по обеспечению верховенства закона и защиты прав инвесторов.

Суд МФЦА и International Arbitration Center (отдельный и независимый от судебной системы РК) представляет собой судебную систему английского права, функционирующую по самым высоким международным стандартам для разрешения гражданских и коммерческих споров в МФЦА.

Центр является финансовым хабом для компаний и инвесторов из Центральной Азии, республик Закавказья, ЕАЭС, Ближнего Востока, Западного Китая, Монголии и Европы. Участникам МФЦА предоставлены налоговые льготы до 50 лет, упрощенные валютный, визовый и трудовой режимы. Это единственный центр в регионе, работа которого основана на английском праве.

Сегодня МФЦА имеет все возможности стать региональным центром развития зеленых, исламских и инновационных финансовых инструментов.

В целях повышения конкурентоспособности национальной экономики и стимулирования инвестиционной деятельности РК создан Фонд прямых инвестиций, который позволит реализовать крупные инвестиционные проекты с участием инвесторов на принципе со-инвестирования.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Источник https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z030000373_

Источник https://www.invest.gov.kz/ru/invest-guide/support/investment-activity/investment-preferences/

Источник https://primeminister.kz/ru/news/reviews/investicii-kak-klyuchevoy-drayver-rosta-kazahstanskoy-ekonomiki-novye-predpriyatiya-peredovye-tehnologii-i-sozdanie-rabochih-mest

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: