Содержание
Уроки «шоковой терапии»: как Польша перетерпела и стала восточноевропейским экономическим «тигром»
Это сейчас в Польше все хорошо, ну или было хорошо до прихода коронавируса. Варшава колосится небоскребами, по всей стране строятся не только ледовые дворцы, но и новые музеи, филармонии, театры. Природа очистилась настолько, что к нашему западному соседу массово потянулись трудовые мигранты из соседа южного, ведь некоторые вакансии самих поляков уже совсем не привлекают. Да и сами «польские сантехники», ставшие символом дешевой рабочей силы на Западе, потихоньку возвращаются домой после долгих лет на чужбине. Между тем во второй половине 1980-х страна находилась практически в тех же условиях, что и развитые республики бывшего СССР, включая нашу. Пустые полки в магазинах, дефицит, очереди, карточная система и всеобщее ощущение необходимости перемен, которых требовали горячие католические сердца. Верно ли пугать детей и ветеранов пресловутой «шоковой терапией», как это кое-где делают до сих пор? В чем ее достоинства и недостатки? Подходил ли такой сценарий для Беларуси? Рождение польского экономического чуда — в обзоре Onliner.
«Ярузельский водит нас за нос»
За свою относительно короткую 45-летнюю историю Польская Народная Республика умудрилась пережить сразу несколько масштабных кризисов. Подобные ситуации случались и в других «странах народной демократии»: в 1953-м в ГДР, в 1956-м в Венгрии, наконец в 1968-м в Чехословакии, но нигде это не происходило с такой регулярностью, как в ПНР. Причем каждый раз очередной кризис, будь это ожесточенная внутрипартийная борьба 1956 года или масштабные экономические волнения в декабре 1970-го, сопровождался вынужденной сменой руководства страны. К следующему пику напряжения ситуация в Польше подошла в разгар 1980 года: 1 июля, пока весь социалистический мир с нетерпением готовился к московской Олимпиаде, поляки проснулись с новыми ценами на мясо и мясные изделия.
Естественно, это была вынужденная мера. Глава ПНР Эдвард Герек в попытке резко улучшить благосостояние народа после событий 1970—71 годов набрал (причем преимущественно в капиталистических странах) кредитов на десятки миллиардов долларов. На какое-то время это помогло, но в начале следующего десятилетия наступил час расплаты. Очередное повышение цен на базовые продукты, без которых были немыслимы журек, пероги и бигос, вызвало народное возмущение. Дальше случились массовые волнения, забастовки, «Солидарность», смена Герека на Станислава Каню (среди поляков ходила пословица «Лучше Каня, чем на танке Ваня»), а затем Кани — на генерала Ярузельского. Все это закончилось введением в Польше в 1981-м военного положения и некоторой стабилизацией обстановки.
Спонсором стабилизации выступил Советский Союз. На фоне продолжающейся войны в Афганистане использовать фактор своего военного присутствия в ПНР в Москве не могли, поэтому Политбюро предпочло удовлетворять все просьбы польских товарищей о помощи. Страна Советов обеспечивала Варшаву нефтью (с 50-процентной скидкой), сокращая поставки остальным членам соцлагеря, на лодзинские швейные фабрики бесперебойно шел среднеазиатский хлопок, а металлургические гиганты Силезии получали вдоволь железной руды из Украинской ССР. Сумма кредитов только за пиковые кризисные 1980—81 годы оценивалась в $2 млрд. Более того, Советский Союз поставлял в Польшу даже продукты питания, изымая их из собственных магазинов. Например, в октябре 1981-го на одном из заседаний Политбюро было принято решение о поставке 30 тыс. тонн мяса из продовольственных резервов.
При этом в Москве эти варшавские требования вызывали раздражение. Оперативные данные, поступавшие из ПНР, свидетельствовали, что продукты там есть и в изобилии, просто на рынках и в частных лавках, а не в государственных магазинах. Имелась и информация о реэкспорте Польшей дешевой советской нефти в капстраны уже совсем по другой цене. Общие эмоции по поводу поведения западных «братьев» можно сформулировать брежневской фразой «Ярузельский водит нас за нос», однажды раздраженно брошенной в иной ситуации. С другой стороны, выхода у СССР не было. Программа «Нефть, хлопок, руда, продукты в обмен на поцелуи» (то есть на сохранение ПНР в качестве сателлита и члена Организации Варшавского договора) некоторое время работала, что позволило на несколько лет оттянуть неизбежный конец польского социализма. За счет советских граждан.
Это был короткий период, который в Польше называют стагнацией. Даже несмотря на советскую помощь, дефицит продуктов питания и товаров народного потребления сохранялся. Полки магазинов в основном пустовали, обычной картиной были длинные очереди. Нормой была и карточная система, введенная в ПНР гораздо раньше, чем в СССР. Однако по мере сокращения вливаний из Советского Союза, где также метастазировали кризисные явления в экономике, даже польскому коммунистическому руководству становилась очевидной необходимость реформ, причем радикальных. Какие-то из них уже проводились: например, советский министр иностранных дел Громыко жаловался на одном из заседаний Политбюро, что польские товарищи вместо усиления социалистического курса в деревне, наоборот, поддерживают развитие частных хозяйств. Однако особенно активизировала процесс реформ в Польше объявленная в СССР перестройка. Михаил Горбачев, став генсеком, дал странам соцлагеря больше свободы в принятии внутренних решений, чем те не замедлили воспользоваться, и ПНР оказалась в авангарде этого движения.
Первые прорыночные меры были приняты еще кабинетом премьера Збигнева Месснера (1985—88). Следующий председатель Совета министров Мечислав Раковский (1988—89) их усилил. Расширилась сфера свободного ценообразования, а с 1 января 1989 года была легализована частная экономическая деятельность. Главным стал принцип «Все, что не запрещено, разрешено». Это позволило ликвидировать дефицит важнейших продуктов и отменить карточную систему, но режим спасти уже не могло.
Время Бальцеровича
Руководство ПНР понимало, что «народная республика» обречена, прежде всего потому, что народ требовал изменений. В Польше первой из соцстран пролетариат выступил против текущей власти. Даже в названии местной компартии — ПОРП (Польская объединенная рабочая партия) — содержалась отсылка к ее движущей силе. Так вот, именно рабочий класс массово принялся переходить в оппозицию еще в начале 1980-х. В первые же месяцы деятельности «Солидарности» членами этого независимого свободного профсоюза стали около 6 млн человек. И даже после запрета движения во время «военного положения», в подполье, влияние «Солидарности» было очевидным для всех. Традиционно консервативные польские крестьяне, которых пытались насильно загнать в совхозы, также не могли стать опорой режима. И к тому же в ПНР даже в самые дремучие социалистические времена власти ничего не могли сделать с католическим костелом.
К чести Ярузельского, он не стал использовать «штыки», поняв безнадежность ситуации. В 1988—89 годах представители реформистского крыла ПОРП и умеренной части «Солидарности» сели за «круглый стол», итогом заседаний которого стало решение о проведении в 1989-м «свободных» выборов. Слово «свободные» взято в кавычки, потому что лишь 35% мест в Сейме распределялись в конкурентной прозрачной борьбе, остальные 65% закреплялись за компартией и ее сателлитами. Однако и этого оказалось достаточно. Выборы состоялись в июне 1989 года, «Солидарность», получив меньшинство, тем не менее одержала оглушительную идеологическую победу. Ярузельский был избран в Сейме первым и последним президентом ПНР, а вот премьером назначили представителя «Солидарности» Тадеуша Мазовецкого. Сформированное им правительство немедленно начало радикальные реформы, архитектором которых стал назначенный вице-премьером и министром финансов Лешек Бальцерович.
К этому моменту Бальцеровичу было 42 года. Он получил блестящее образование: сначала с отличием закончил факультет внешней торговли Главной школы планирования и статистики (ныне Варшавская школа экономики, местный аналог БГЭУ), а затем, будучи коммунистом (членом ПОРП), получил степень MBA в Католическом университете Сент-Джонс в Нью-Йорке. Планы реформирования польской экономики он придумывал еще в кризис рубежа 1970—80-х годов, затем — войдя в экономический блок «Солидарности». Именно ему была поручена разработка мер по выводу страны из кризиса, получивших впоследствии название «план Бальцеровича».
Несмотря на попытки рыночных реформ правительств Месснера и Раковского в 1985—89 годах, состояние польского народного хозяйства было ужасающим. В стране галопировала гиперинфляция (39,5% только в августе 1989-го, 54,8% в октябре того же года), дефицит бюджета достигал 8% ВВП, Польша фактически не могла обслуживать многомиллиардный внешний долг, сформировавшийся еще в 1970-е годы. Бальцеровичу и его соратникам было очевидно, что в таких условиях полумерами не обойтись. Грубо говоря, затянувшуюся хроническую болезнь, вошедшую в острую фазу, уже нельзя было лечить таблетками и электрофорезом. Необходима была операция, то есть радикальная трансформация экономики. Шоковая терапия.
Итогом работы экономиста и группы его соратников, идейными вдохновителями которых были Джордж Сорос и профессор Гарварда Джеффри Сакс (люди, вызывающие сейчас в определенных кругах лютую ненависть), стала программа из 10 пунктов. Не углубляясь в скучные экономические рассуждения, вкратце основные ее положения можно сформулировать так. В Польше ограничивался рост зарплат и запрещалось печатание новой денежной массы. Государственным предприятиям разрешалось банкротиться, а их льготное кредитование отменялось. Государственной монополии на внешнюю торговлю больше не существовало. Наоборот, иностранным компаниям и частным лицам разрешалось инвестировать в польскую экономику и выводить полученную прибыль за пределы страны. Отменялись бюджетные субсидии, а кредитные ставки привязывались к текущей инфляции.
«План Бальцеровича» был практически единогласно принят Сеймом 17 декабря 1989 года и начал действовать с 1 января 1990-го. Президент Ярузельский сопроводил его подписание фразой «Лучше несовершенные изменения вовремя, чем идеальные с опозданием».
Бальцерович должен уйти!
Согласно опросам общественного мнения, в январе 1990 года около 50% поляков поддерживали «план Бальцеровича» и лишь 15% активно выступали против. Остальные свое мнение сформулировать не смогли. Однако вскоре равнодушных практически не осталось. Действие программы почувствовал на себе практически каждый житель ПНР. Это была классическая «шоковая терапия» в своем почти дистиллированном варианте. Цены на потребительские товары резко выросли, стоимость услуг ЖКХ и транспорта тоже, хотя в этих сферах действовали определенные ограничения. При этом для борьбы с гиперинфляцией индексация зарплат и пенсий далеко не соответствовала динамике изменения цен. Покупательская способность населения резко упала, но зато наступило товарное изобилие.
Однако важнейшим результатом плана было даже не это. Государство прекратило выделять дотации убыточным предприятиям, в результате чего те из них, которые не смогли найти инвестора, обанкротились. Закрылись десятки шахт, металлургических и машиностроительных заводов, текстильных предприятий и крупных сельских хозяйств, многие из которых просто не выдержали конкуренции с дешевой импортной продукцией. Работу, привычный за десятилетия заработок потеряли даже не сотни тысяч — миллионы поляков. К 1993 году уровень безработицы вырос до 16,3%.
Те государственные предприятия, которые работали эффективно и банкротиться не собирались, были приватизированы. Здесь надо подчеркнуть следующее: Бальцеровичу и его команде удалось избежать мутных схем перехода госсобственности в частные руки. Никаких ваучеров и залоговых аукционов, приведших к формированию «дикого» олигархического капитализма, например, в России. Польское правительство практиковало открытые аукционы с прозрачной сменой владельца.
При этом руководство страны финансировало образовательные программы для потерявших работу граждан страны, задачей которых было стимулирование роста мелкого и среднего бизнеса. Это имело результат: сотни тысяч поляков нашли «свое дело».
Но, конечно, недовольных было больше. Жизненный уровень многих жителей Польши резко упал. Привыкнув к патерналистскому государству, но устав от него и желая перемен, поляки не были готовы к тому, что ради нового придется чем-то пожертвовать. Тысячи шахтеров, бывших в ПНР привилегированным классом, оказались на улице, ведь рынок неумолимо диктовал: уголь, добыча которого дороже отпускной цены, никому не нужен. Туда же последовали сотни тысяч металлургов, железнодорожников, даже работников верфей, самый актив «Солидарности». В первый же год по Польше прокатились митинги под лозунгом Balcerowicz musi odejść! («Бальцерович должен уйти!»). И он действительно ушел. После первых действительно и безоговорочно свободных парламентских выборов декабря 1991 года в новое правительство Яна Ольшевского его уже не пригласили.
Впрочем, свою миссию он к тому моменту выполнил.
От шока к чуду
В результате реформ по «плану Бальцеровича» в 1990 году ВВП Польши упал на 9,7%, в следующем 1991-м — еще на 7%, однако с 1992 года и до самого последнего времени польская экономика стабильно росла. Каждый год на протяжении 27 лет. Невзирая ни на что. Опережая всех соседей по соцлагерю, которые предпочли действовать менее «шоковыми» методами. Даже в тяжелейшем 2009 году, на пике мирового экономического кризиса, когда экономика Евросоюза упала на 4,5%, ВВП Польши вырос на 1,6%. И так каждый год, в среднем на 6% за последние 20 лет.
Гиперинфляция была побеждена, курс злотого стабилизирован, дефицит бюджета ликвидирован. Под впечатлением от темпа реформ главные кредиторы Польши списали ей значительную часть старого долга. Экономика избавилась от неэффективных предприятий, висевших на ней тяжелым грузом. Лучшие же производства нашли свежую кровь в виде иностранных инвестиций. Да, около 2 млн поляков вынуждены были покинуть страну в поисках лучшей жизни, сделав «польского сантехника», дешевого, но высококвалифицированного, главной угрозой западноевропейского пролетария. Однако и в такой трудовой миграции были свои плюсы. Уехавшие во Францию, Германию или Великобританию поляки перевели на родину, семьям, дополнительные миллиарды евро и фунтов, что стало еще одним фактором роста экономики страны.
«Планом Бальцеровича» проведенные в стране реформы, разумеется, не ограничились. Они продолжались все 1990-е и 2000-е годы. За «шоковой терапией» последовала реформа здравоохранения (свободная конкуренция клиник) и пенсионной системы (повышение пенсионного возраста, введение накопительной части пенсий). Очень удачно Польша воспользовалась и своим членством (с 2004 года) в Европейском союзе, получив значительные средства на масштабные инфраструктурные проекты, прежде всего транспортные. Сейчас Польша — это страна скоростных автобанов, огромных вокзалов, совмещенных с торговыми центрами, современных аэропортов, набитых лоукостерами, модных трамваев и новых автобусов.
Уровень безработицы оставался при этом достаточно высоким до 2010-х годов (11% в 2011-м). Однако к настоящему времени он резко упал до 3,2%. Стране самой понадобилась дешевая рабочая сила из-за рубежа, и здесь как нельзя кстати оказалось введение безвиза для Украины.
Бальцеровича многие обвиняют в том, что его «шоковая терапия» поломала миллионы судеб, что реформы можно было бы провести мягче, спокойнее, более социально ответственно. Про это можно рассуждать бесконечно, но в сухом остатке все равно будет шестая экономика Евросоюза, безусловный лидер среди всех стран бывшего соцлагеря, не избалованных природными богатствами коренных народов Севера. С 1990 года Польша удвоила свой ВВП, опередив государства, проводившие более мягкую экономическую политику (включая своих ближайших соседей). В 2017-м финансовая компания FTSE Group в ходе ежегодной классификации рынков изменила статус польской экономики с развивающейся на развитую. Третья Речь Посполитая стала развитой страной первой из всех государств, строивших социализм в Европе.
Ну и самый главный вопрос: возможен ли был такой путь у нас? Все же Польша 1989 года отличалась от Беларуси того же времени. У поляков внутри страны существовал широчайший общественный консенсус по поводу необходимости перемен, и пусть впоследствии многие прежние сторонники стали проклинать Бальцеровича, все же принимался и реализовывался его план при полном общественном одобрении. К тому же в Польше отсутствовали и отсутствуют весомые реваншистские политические силы, ностальгирующие по прежним славным временам и желающие реставрации социалистического строя. Важна и непрерывность, последовательность, решительность реформ. На протяжении трех десятков лет политические силы сменяли друг друга, за правыми шли левые, за левыми — правые, но магистральный экономический путь оставался прежним. Ни один из министров финансов (а вслед за Бальцеровичем эту должность занимали и его ожесточенные критики) все же не решался отменять принципиальные положения выбранного в декабре 1989 года пути. Вперед и только вперед, без оглядки, без сожалений, без мнительных рефлексий на тему того, все ли было сделано идеально. Прав был Войцех Ярузельский, подписывая «план Бальцеровича», — лучше несовершенные изменения, сделанные вовремя. Польше повезло.
Польша в ловушке «экономического чуда», или Банкет за счет ЕС
Эммануэль Макрон, Анджей Дуда и Ангела Меркель. Иллюстрация: inosmi.ru
Помните, когда в СССР начинался капитализм, для людей, научившихся делать деньги быстрее других, придумали специальный термин «новые русские»? Теперь, спустя три десятка лет, наш опыт перенимают в Европе: континентальная пресса ринулась писать о «новых поляках». Понятно, что подгадать все старались под выборы, прошедшие 13 октября, но голосование, в общем-то, явилось не более чем инфоповодом для размещения статей, выражающих не просто недовольство сохранением партией «Право и справедливость» в своих руках руля государства, но и возмущение «эти поляки так и продолжат сидеть на нашей шее».
Почти 30 лет непрерывного подъема
1991 был последним плохим годом польской экономики. С того момента ВВП Польши ежегодно рос, увеличившись к началу 2018 года до $ 524,5 млрд (с $ 85,5 млрд). Злотый, польская национальная валюта, укреплялся каждый год, начиная с 1992 года, в среднем на 4,2%. Сегодня безработица в этой стране ниже 4%, чем почти никто больше в Евросоюзе похвастаться не может.
В то время как многие европейские правительства или увеличивают свой дефицит бюджета для того, чтобы выкроить деньги на выплаты пенсий, польское правительство пообещало освободить от пенсионных взносов налогоплательщиков в возрасте до 26 лет, предоставить ежегодный бонус пенсионерам и платить семьям около 120 евро (в пересчете со злотых) в месяц на ребенка в целях содействия рождаемости в стране. Кроме того, в 2022 году планируется удвоить минимальную заработную плату, чтобы она достигла 4000 злотых, то есть около 900 евро в месяц. Экономисты сравнивают польскую экономику с пышным лесом, где все деревья растут крепкими и здоровыми.
Менее года назад Польша стала частью «первого подразделения» FTSE Russell (неофициальный индекс самых развитых фондовых рынков в мире), а GPW (Варшавская фондовая биржа) стала частью группы из 29 фондовых рынков, считающихся самыми важными на планете. В последний раз до этого «лига великих», сформированная в 2004 году, пополнялась аж в 2009-м, когда в нее был принят Израиль.
В то время как в Соединенных Штатах, Великобритании, Франции или Германии количество ценных бумаг, зарегистрированных на фондовом рынке, за последние десятилетия сократилось, в Польше это число увеличилось. И даже больше, чем в Китае, России или Индонезии, которые, кстати, находятся в более низких категориях — «B» или «C» — индекса FTSE Russell.
Европейские экономисты без устали говорят о «чуде польского фондового рынка», а также об «экономическом чуде». Причем недавно, учитывая, что предполагаемое чудо длится почти три десятилетия, его постепенно переименовали в «золотой век польской экономики».
Раздача «слонов»
Чтобы превратить экономический капитал в политический, популистское правительство партии PiS («Правосудие и справедливость») разработало программу щедрых социальных расходов. Меры выглядят весьма привлекательно:
— пенсионный возраст снижается с 67 до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин;
— большинство вновь зарегистрированных предприятий не должны платить налоги в течение первых двух лет. Прибавьте сюда принимаемые на себя правительством обязательства выплачивать фермерам дополнительную «зарплату» в эквиваленте 23 евро за каждую свинью и 120 евро — за корову. Приплюсуйте сюда упомянутые выше выплаты на детей и дополните это информацией о том, что в декабре прошлого года служащим национальной полиции увеличили жалование на сумму в злотых, эквивалентную 250 евро в месяц.
Глава PiS Ярослав Качиньский заявил, что его страна примет евро (не перейдет на евро, а примет его — в этой игре терминами сквозит желание Польши подавать себя в качестве одной из ведущих держав ЕС) только тогда, когда польская экономика будет такой же мощной, развитой и денежной, как германская. Этот нюанс Качиньский подчеркивал и повторял, как заклинание по нескольку раз на каждой встрече с избирателями в ходе предвыборной кампании.
Эксперты обращают внимание, что вместо того, чтобы разрабатывать социальную программу, которая предоставляет такую помощь тем, кто в ней больше всего нуждается, PiS сосредоточена на «инъекциях денег» группам, которые за совершенные добрые дела могут отплатить своими голосами на избирательных участках. Этим объясняется, например, что деньги в предвыборный период получили такие отрасли, как притесняемая зелеными угольная (профсоюз горняков только что получил 10 миллионов евро) или аграрная (фермерам выделили 210 миллионов евро перед муниципальными выборами).
Злотые в обмен на голоса
Марек Белка, бывший министр финансов Польши, называет такой способ действий «фестивалем безответственности», цель которого состоит в том, чтобы граждане отождествляли свои экономические блага с мандатом PiS.
«Вместо инвестирования в развитие инфраструктуры или улучшение сферы услуг правящая партия предпочитает тупо платить определенным группам населения в расчете на ответную любезность в виде поддержки, — отмечает экс-чиновник. — Таким образом, субсидии от ЕС просто проедаются. Когда-то этот мыльный пузырь показного благосостояния должен лопнуть».
Дополнительные бюджетные деньги у польского правительства действительно появляются, благодаря различным фондам Европейского союза. Польша годами была и является сейчас их крупнейшим бенефициаром. За 15 лет нахождения в ЕС Варшава выкачала из Брюсселя субсидии в объеме, составляющем 1,2 суммы польского годового ВВП.
«Польских руководителей устраивает роль Евросоюза в качестве дойной коровы для Польши, — возмущается испанское издание El Confidencial. — Премьер Моравецкий недавно заявил, что ЕС должен заполнить карманы поляков, а не производить над ними социальные эксперименты или навязывать иностранные ценности».
Пока государственная казна с учетом субсидий из Брюсселя (а Польша только от перераспределения перечисляемых в Европейскую комиссию членами блока налоговых квот находится в хорошем плюсе: выплаты в Брюссель составляют 3 млрд евро, приход — 10 млрд) способна покрыть эти расходы. Но источники в правительстве согласны с тем, что хотя экономика продолжает расти нынешними темпами, программы социальных расходов будут тяжелым бременем в среднесрочной перспективе. В отчете Министерства экономики говорится, что удвоение минимальной заработной платы спровоцирует и без того скачущую инфляцию и вызовет рост безработицы и теневой экономики.
Опасность инфляции
Высокая инфляция, первый признак дисбаланса в экономике, затрагивает все сектора и составляет около 3% (для сравнения, в Испании она составляет менее 0,3%, а некоторые страны ЕС и вовсе ломают голову, как победить дефляцию). В недавнем избирательном акте оппозиция сравнила холодильник с продуктами питания на 20 евро — что можно было купить на эту сумму в 2015 году и в 2019-м. Выяснилось, что средняя цена на куриное мясо выросла на 10% за два года, общественный транспорт подорожал на 20% за три года, а цены на жилье растут темпами, как во времена предкризисного надувания мыльного пузыря недвижимости: 11% в год в Кракове, 12% в Варшаве и 21% в Гданьске.
Заработная плата в частном секторе, несмотря на стабильный рост, остается, по европейским меркам, низкой (в среднем 800 евро брутто, то есть до уплаты налогов). Для государственных служащих ситуация намного хуже. Забастовка учителей, которая парализовала польские школы несколько месяцев назад, имела в качестве основного требования повышение заработной платы. Которого в итоге педагоги не добились и сегодня учитель государственной школы зарабатывает меньше, чем кассир супермаркета.
Реальность такова, что инвестиции в государственные услуги — это «большое забытое» в бюджетах правительства PiS. Расходы на здравоохранение в Польше меньше, чем в остальной Европе, 10 000 рабочих мест в государственном образовании были ликвидированы, и в 2018 году процент граждан, живущих в условиях крайней нищеты, у черты бедности и на уровне риска бедности, снова вырос.
Ипотека: франки швейцарские, проценты польские
Кроме того, в крупных польских городах ощутим процесс «джентрификации», вызванный увеличением стоимости жилья. Цена за квадратный метр в Варшаве не опускается ниже 2500 евро. В течение долгих лет многие поляки покупали свои дома с ипотекой в швейцарских франках. Интерес был обеспечен низкими процентными ставками. Однако только за прошлый год швейцарская валюта выросла на 6% по отношению к польскому злотому и не менее чем на 85% в последнее десятилетие. Поэтому теперь треть польских семей имеет настолько «распухшую» ипотеку, что не в состоянии ее выплатить. В целом, по разным оценкам, граждане Польши должны вернуть в швейцарские банки от 15 до 25 миллиардов кредитных евро.
Страницу перевернули. А дальше тот же текст
Воскресные, 13 октября, выборы в Польше прошли под знаком преимущества стоящей у руля партии. Попытки коллег по Евросоюзу вразумить через свою прессу польский народ воплями «так больше нельзя, прекратите жить за наш счет» успеха не принесли — Польше снова пришел PiS. А значит, «дойка» ЕС продолжится. Польша хочет быть богатой. А за чей счет — это уже детали, недостойные внимания.
Польша в Евросоюзе
Многих граждан, а в особенности тех, кто собирается в Польшу на учебу, работу или же просто в качестве туриста, интересует вопрос: Польша входит в Евросоюз? Вступление страны в ЕС было тяжелым и трудным процессом, а также потребовало массу усилий со стороны властей и, в частности, европейских депутатов, выступающих в интересах страны. Решение о членстве в ЕС привело Польшу к процветанию. Данный процесс имеет долгую историю, длившуюся десятилетиями. Так когда же Польша вступила в Евросоюз?
- Реализация экономической программы, провозглашавшей переход от социалистической системы к рыночной.
- Серьезная угроза экономической экспансии из-за объединения Германии.
- Уход от существующих политико-хозяйственных отношений и начало взаимоотношений с ЕС, начавшиеся в 88-ом году.
- Проведение активных реформ в Польше, а также смена режима и создание многопартийности в 90-ых годах.
- После подачи заявки на членство Польши в ЕС Союз принял «Белую книгу», содержащую законодательные акты, которые обязаны были принять и соблюдать кандидаты для интеграции в единый рынок ЕС. Так начался процесс взаимодействия и сближения Польши с Евросоюзом.
- Процесс подписания договора между Польшей и ЕС, завершившийся официальным членством.
Вход Польши в Евросоюз открыл дорогу для еще бо́льших изменений во всех сферах жизни страны. Невозможно не подчеркнуть многочисленные положительные стороны данного союза. Прежде всего, союз вернул жителей Польши в культурный круг, имевший близкие ценности и принципы, которые были важны стране и к которым она стремилась. Благополучное состояние польского государства в плане качества жизни, а в частности экономики, разительно увеличилось и привело к улучшению уровня образования, а также развитию инфраструктуры, частного предпринимательства и бизнеса в целом.
При вступлении Польши в Евросоюз стране, как и остальным кандидатам, предъявили требования, в результате которых пришлось закрыть шахты, верфи и металлургические предприятия. Следствием данного решения было массовое увольнение работающих граждан, которые решили покинуть страну в поисках заработка и лучшей жизни. Такие перемены требовали огромных усилий. Однако политические деятели Польской Республики добились требуемых условий вступления в ЕС и начали идти вперед, облагораживая свою страну.
Польша после вступления в ЕС
Тяжелый и долгий путь вступления Польши в ЕС начался с трудных преобразований. Дабы вывести ПР из нищеты, тогдашний польский реформатор — Лешек Бальцерович — решил провести масштабные реформы. Соотечественники последствий таких методов опасались и невзлюбили Лешека, однако, увидев итоги переустройства собственными глазами, воздвигли реформатора на пьедестал. Начать глобальную перезагрузку решили с развития бизнеса. Именно благодаря Бальцеровичу в 1995 году была принята программа, главной целью которой была поддержка малого и среднего бизнеса. Она упрощала открытие и развитие бизнеса в Польше, предоставляла предпринимателям возможность получения льготных кредитов. Благодаря созданию ряда государственных, а также региональных фондов, гражданам выдавали займы на самых выгодных условиях.
- Обеспечение ценовой стабильности;
- Перестройка администрирования экономики;
- Расширение международной взаимопомощи.
Для наиболее оперативного обеспечения результата и воплощения задуманных планов Бальцерович приступил к вытеснению государства из всех областей сектора экономики. Решающим моментом грандиозной перестройки стала приватизация. Приложенные усилия буквально за несколько лет обеспечили переход 45-и процентов промышленности в руки корпоративного сектора, осуществляя продажу наличными средствами.
Благодаря одному из первых законов, касающихся отмены ограничений на долю акционерного капитала для иностранных жителей и установления налоговых льгот для зарубежных инвесторов, основную часть польского населения стал составлять средний класс. Сосредоточение основного внимания на развитии бизнеса оправдало ожидания.
Первые несколько лет членства Польши в ЕС в стране обеспечили устойчивый экономический рост, ежегодно на 4,2 %. Данный показатель поддерживался до 2006 года. Благодаря ему страна занимала восьмое место среди остальных членов Евросоюза. Соответственно улучшились показатели экспорта и импорта.
Польша также сохранила свою промышленность. Несмотря на потери в сельском хозяйстве и закрытие шахт, страна правильно воспользовалась преимуществами союза с ЕС. Её экономика вошла в шестерку крупнейших в Евросоюзе.
Существенном плюсом, позволившим Польше пережить экономический кризис 2008-2009 годов, стало принятие решение об отказе введения евро и сохранение своей национальной валюты. Благодаря данному решению, страна была в силах контролировать свою национальную экономику и вошла в список тех немногих стран Европы, в которых во времена кризиса продолжался экономический рост. Свидетельством активного роста экономики является рост внутреннего валового продукта на душу населения, который возрос с 43 до 51 % в период 2003-2011 годов. В этот же промежуток времени вырос и процент производительности с 31 до 42 злотых в час.
Вступление Польши в ЕС гарантировало ей энергетическую безопасность, благодаря поставке Польше энергоносителей, а также непосредственную возможность прибегнуть к помощи Союза, согласно условиям вступления в Евросоюз. Помимо этого, стране была предоставлена возможность реализации новейшей техники по добыче сланцевого газа, что, в свою очередь, значительно снизило потребность страны в газовом импорте, в особенности из России.
По результатам социологических опросов, большинство населения Польши посчитало решение о вступлении Польши в Европейский союз весомым фактором на пути возвращения страны в Европу. Во время референдума 2003 года 77,4 % голосовавших выступили за интеграцию РП в Евросоюз и только 22,5 % высказались против принятия данного решения. Зимой 2008 года по произведенному опросу лишь 5 % поляков не одобряли присоединение Польши к ЕС, а уже свыше 80 % населения высказывались на этот счет положительно. Поляки одобрительно отнеслись к развитию своей экономики благодаря существенной финансовой поддержке Европейского союза, а также интеграции страны в единый европейский рынок. Помимо этого, поляки положительно восприняли присоединение Польши к Шенгенской зоне, предоставляющей возможность свободного передвижения для учёбы или работы в странах Европы. Это обусловило колоссальные изменения на польском рынке труда, а также усилении роли Польши на международной арене.
Помощь Евросоюза Польше
Ожидалось, что после вступления Польши в Евросоюз её аграрный сектор канет в небытие на фоне конкуренции с западными сельхозпроизводителями в условиях единого рынка. Однако вопреки ожиданиям, как только Польша вступила в ЕС, она стала крупным экспортером сельскохозяйственной продукции, обогнав по экспорту яблок Китай – лидирующую экспортную страну в этой области. Следует задаться вопросом: как же так вышло? Однако путь к такому успеху дался Польше лишь с помощью упорства. Несмотря на то, что польские сельхозпроизводители добились такого успеха лишь с помощью бюджета Евросоюза, благодаря чему возрос доход, а следственно, и престиж фермерского хозяйства, это стоило Польше десятка лет отстаивания своих позиций. Ведь Польша буквально «выбила» для себя привилегированные преимущества при вступлении в ЕС, потом и кровью борясь за свои национальные интересы. Именно благодаря этому страна смогла достичь существенных результатов в экономическом росте.
Огромную роль в интеграции сыграла политика польских властей, отстаивающая и защищающая интересы своей страны так, как бы это не сделал никто другой. Ведь каждый законопроект Евросоюза проходил экспертизу в Варшаве на соответствие польским интересам, и если данного факта не наблюдалось, то депутаты Польши делали все возможное, чтобы закон не был принят.
Сколько Польша получила от Евросоюза?
Всего лишь за один год, с 2004 по 2005, Польше как члену ЕС были перечислены средства, превысившие взносы страны в бюджет ЕС на шесть миллиардов злотых. В первую очередь, данные поступления помогли фермерам, которые смогли закупить и внедрить новое оборудование и технологии в сельскохозяйственном производстве. Также были решены некоторые социальные проблемы, касающиеся жилья, обучения и прочих жизненно важных потребностей.
Если подвести итоги, то, по официальным данным, предоставленным Министерством финансов Польши, за десять лет членства в ЕС страна получила 101,3 миллиарда евро в рамках специализированных программ помощи. Польская Республика за этот же промежуток времени привнесла в совместный европейский бюджет 33,3 миллиарда. Масштаб ситуации будет более наглядным, если учитывать, что население страны составляет 38 миллионов граждан. Для сравнения, с 2014 года полякам было предоставлено 8,9 миллиарда евро, с учетом внесения с их стороны в бюджет Евросоюза 2,4 миллиарда.
Дотации Евросоюза Польше
Средства, предоставленные как помощь ЕС Польше для развития различных сфер страны, являются основным источником и причиной ее благополучия.
Ни для кого не секрет, что Польша как страна Евросоюза является одним из крупнейших получателей европейской помощи среди остальных стран ЕС. Известно, что к 2020 году из бюджета Евросоюза на поддержание направленных на повышение качества и уровня жизни, а также конкурентоспособности экономики программ, будет выдано еще 20 миллиардов евро. Однако дотации после 2020 года как Польше, так и Прибалтике на этом заканчиваются, согласно договоренностям Евросоюза. Ежегодно предоставляемая ЕС помощь Польше насчитывает около 11 миллиардов евро. Размер данных дотаций зависит от валового внутреннего продукта страны, а также от конкретных потребностей какого-либо из секторов экономики.
Однако в настоящее время велика возможность введения санкций против Польши. Данный процесс был запущен еще в 2017 году. Веской причиной послужило введение Польшей судебной реформы, благодаря которой партия «Право и справедливость» (ПиС) получила возможность назначить в Национальный судебный совет 15 представителей из общего количества в 25. Это дало возможность министру юстиции Польши назначать на должность руководителей судов. Как и следовало ожидать, данный факт поставил под вопрос независимость судебной системы страны. В декабре 2017 года Европейская комиссия запустила процедуру, предоставляющую возможность лишения Польши права голоса в Совете Евросоюза. Данная процедура была запущена под обоснованным предлогом нарушения Польской республикой принципов верховного права.
Помимо данного фактора, Евросоюз беспокоит радикальная позиция Польши в отношении антикоммунистической и антииммигрантской политики, так как нынешняя Европа солидарна в вопросе отношения к беженцам. Однако Польша отказывается выполнять установленную ЕС квоту по приему мигрантов. Это приводит к неутешительным выводам, а именно к возможности дальнейшего ухудшения отношений между Варшавой и Брюсселем и даже выходу сразу нескольких стран из ЕС. В настоящее время многим кажется, что, вступив на такую дорогу, страна обеспечила себе спорный путь. Возникает вопрос: возможно ли, что Польша выйдет из Евросоюза?
Последние из достижений Польши как страны Евросоюза привели к тому, что страна стала проводником американской политики на европейском континенте, вследствие чего варшавские политики получили реальный шанс занять лидерство в Европе. Естественно, данные амбиции отрицательно воспринялись в Брюсселе, как и резко отстаивающие свою точку зрения польские представители. Недавно стало известно о том, что Еврокомиссия подготовила план, который позволит лишить Польшу предоставляемой денежной поддержки Европы, причем реализовать его будет возможно в обход установленных европейских процедур. Говоря подробнее о данном способе лишения Польши дотаций из Европы, следует отметить, что его непосредственным автором стал комиссар ЕС по бюджету и человеческим ресурсам Гюнтер Эттингер.
Раскрывая подробности данного плана, следует напомнить, что после нашумевших событий, произошедших в Украине в 2014 году, Варшава вступила на путь колоссальных успехов. После прихода к власти Дональда Трампа и стартующего открытого конфликта между Берлином и Вашингтоном, Польше пришла грандиозная идея о «захвате власти в ЕС» и управлении им в интересах Америки. Учитывая все это, польская элита заняла лидирующие позиции по вопросам, касающимся политики, направленной против России, что стало существенным плюсом в ее незаменимости для Соединенных Штатов Америки. И ведь действительно, при благоприятных для поляков обстоятельствах Польша могла бы рассчитывать на поддержку Вашингтона. В том случае, если бы данную схему удалось реализовать и получить необходимую политическую поддержку со стороны Америки, вполне реально было бы рассчитывать на помощь в борьбе с Берлином за статус фактического лидерства.
Естественно, данные планы вызывали сильнейшее недовольство Германии, так как именно она является самым крупным источником финансирования бюджета ЕС. Амбиции Польши касались перехвата лидирующих позиций в Евросоюзе путем запроса у Германии репараций на дополнительные проекты. Германия оказалась в затруднительном положении, поскольку не могла обойти стороной требования Польши. Несмотря на это, урезать финансирование Польши не представлялось возможным без непосредственного согласия самой Польской Республики. По последним данным полякам отходит около 9 % общеевропейского бюджета. За цикл длиной в семь лет Польская республика, являясь страной ЕС, получила примерно 117 млрд. долларов лишь за то, что она состоит в союзе. Естественно, против себя при таких условиях никто не пойдет, а попытки лишить Польшу права голоса в ЕС на данный момент не были осуществлены, в первую очередь, из-за активного сопротивления правительства Виктора Орбана. Но, наконец, необходимое решение было найдено именно Гюнтером Эттингером, и, как известно, оно уже имеет поддержу со стороны Европейской комиссии. Суть данного плана заключается в направлении внимания не на корректировку суммы, а на изменения правил контроля за использованием бюджетных средств. Данная корректировка не требовала голосов всех стран ЕС, а значит, изменения могут быть приняты даже без учёта мнения некоторых стран, в особенности тех, которые придерживаются излюбленного правила выкачивания денег из Германии.
Ключевым моментом плана Эттингера является привязка выплат средств Евросоюза к соблюдению неких «демократических норм». Таким образом, доступ к бюджету Евросоюза будет зависеть от «идеологической чистоты», являющейся приоритетной оценкой при принятии решения о размерах предоставляемых средств. Говоря простым языком, ситуация будет выглядеть так: в тот момент, когда члены ЕС начнут отклоняться от берлинских приоритетов, они автоматически будут нарушать установленные демократические нормы. Что в свою очередь приведет к отказу в финансировании.
Подведя итоги членства Польши как страны ЕС, невозможно не заметить положительные стороны. Евросоюз оказал существенную помощь стране, обеспечивая за счет своего бюджета стабильную экономику, развитие сельского хозяйства, экспорт, импорт и общее поднятие уровня жизни населения. Конечно, не обошлось и без отрицательных моментов. Однако Польша преодолела все невзгоды и обеспечила себе лидерство среди стран Евросоюза, в первую очередь, благодаря грамотным действиям политиков, которые боролись за необходимые для их страны условия.
Однако, в последнее время нельзя не заметить напряжения в отношениях ЕС и Польши. Активное финансирование социальных и иных программ помощи Польше привело страну на путь возрождения. Но последние новости свидетельствуют о возможности прекращения поступления дотаций в Польшу и в принципе показывают негативный настрой Германии против политики Варшавы.
Несмотря на все это, единственное, что нам, простым гражданам, остается в настоящее время — это наблюдать за происходящей ситуацией. Реализуется ли задуманный план и как поведет себя Польша в условиях отсутствия финансирования со стороны Европейского Союза – в скором времени мы узнаем, чего стоят польские амбиции в желании занять лидерство.
Источник https://realt.onliner.by/2020/06/10/kak-polsha-pereterpela-i-stala-vostochnoevropejskim-ekonomicheskim-tigrom
Источник https://eadaily.com/ru/news/2019/10/15/polsha-v-lovushke-ekonomicheskogo-chuda-ili-banket-za-schet-es
Источник https://gopolsha.com/polsha-v-evrosoyuze/