Содержание
Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (укрупненная группа специальностей 38.00.00 Экономика и управление).
Организация-разработчик: ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий
Арасланова О.А., преподаватель высшей категории
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.16. Бизнес-планирование разработана на основе ОПОП специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), прошедшей техническую и содержательную экспертизу Республиканского экспертного Совета по профессиональному образованию ГОУ «РУНМЦ МО РБ»,
протокол № 03/11 от 30.06.2011 г.
Рассмотрено на заседании методического совета ГАПОУ СКСиПТ,
протокол № 10 от 27.06.2017.
Утверждено на заседании педагогического совета ГАПОУ СКСиПТ,
протокол № 7 от 30 июня 2017 г.
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Бизнес-планирование
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 23369 Кассир, 20336 Бухгалтер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;
использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования;
использовать вычислительную технику для обработки плановой информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
роль и место бизнес-планирования в области управления финансами и инвестиционными проектами;
структуру и функции бизнес-планов;
требования инвесторов к разработке бизнес-планов;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию.
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся должны формироваться элементы следующих общих и профессиональных компетенций:
Наименование результата обучения
Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
Составлять налоговые декларации, отчеты по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу(ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Основы предпринимательской деятельности 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 7-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское отношение к созидательному труду в целом, в не зависимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой жизни – предпринимателя, управленца или просто работника по найму. Содействие развитию цивилизованного предпринимательства, формирование общественном мнении позитивного отношения к предпринимательской деятельности; содействие формированию нового поколения молодых людей, понимающих предпринимательство и бизнес не как способ личной наживы, а как общественно востребованную самореализацию, и способных взять на себя ответственность за претворение этой цели в жизнь. Человек предприимчивый осознает свои желания и возможности, действует в соответствии с ними и достигает результата.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Цель программы : — формирование у школьников первоначальных знаний по основам предпринимательства и умения применять имеющиеся знания из различных областей при организации малого бизнеса.
При этом решаются следующие задачи:
- формировать знания о предпринимательстве как о важной форме человеческой деятельности в условиях рыночной экономики;
- развивать экономическое и правовое мышление, необходимое для интерпретации производственно-экономических явлений, умения правильно обобщать, оценивать и прогнозировать ситуации для рационального ведения хозяйства и получения прибыли;
- вооружить некоторыми методиками выбора своего дела, принятия решений, самоконтроля и самооценки;
- формировать уверенность в собственных силах и возможности по осуществлению несложной, доступной возрасту предпринимательской деятельности как важном способе социальной защиты в условиях нестабильности рынка труда;
- воспитать такие качества личности, как предприимчивость, расчетливость, экономичность, умение оперативно решать поставленные задачи.
Программа включает пояснительную записку, тематический план, список литературы и непосредственно программу.
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия — 35 часов в год при 1 часе в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы, экскурсии на предприятия, встречи с действующими предпринимателями.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
Учащийся получит возможность для формирования:
— приобретение знаний о предпринимательстве, как важной сфере человеческой деятельности;
— осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
— овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
— внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
— выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
— устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
— морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
— эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся получит возможность научиться:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
— формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
— записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
— создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
— осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
— осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
— произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся получит возможность научиться:
— понимать цели своих действий;
— планировать действия с помощью учителя и самостоятельно;
— проявлять познавательную и творческую инициативы;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
— самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся получит возможность научиться
— составление текстов в устной и письменной формах;
— готовность слушать собеседника и вести диалог;
— готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
— умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
— понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
— аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
— с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
— адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса «Основы предпринимательской деятельности» являются:
— понимание основных принципов предпринимательской деятельности: представление о роли предпринимательства в обществе;
— развитие предпринимательской инициативы школьников, их потенциальных возможностей и способностей в сфере экономики и предпринимательства, в том числе способности к самообразованию и саморазвитию;
— освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
— освоение технологии создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирования предпринимательской деятельности и составления бизнес-плана;
— выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
Учащийся получит возможность научиться:
— развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
— развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
III. Содержание курса внеурочной деятельности
Тема № 1. Предпринимательство: природа, цели, задачи (7 часов)
История предпринимательства. Экономический выбор. Предпринимательство как вид деятельности. Роль предпринимателя в экономике.
Разработка технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты».
Разработка технологического процесса. Практическая работа: «Разработка технологической карты».
Тема №2. Правовые основы предпринимательства (4часа)
Закон о предпринимательстве. Собственность, формы собственности. Договор как основа предпринимательской деятельности. Предпринимательство в Ульяновской области
Тема №3. Маркетинговое исследование (4 часа)
Понятие «маркетинг». Спрос и предложение. Назначение маркетингового исследования. План маркетингового исследования.
Тема №4. Ценообразование (3часа)
Себестоимость товаров. Прямые и косвенные затраты. Цена и себестоимость. Сущность понятия цены товаров и услуг. Стратегия цен.
Тема №5. Доход, прибыль, рентабельность предприятия (3 часа)
Финансовая деятельность предприятия. Понятия «доход», «прибыль», «рентабельность». Прибыль как источник расширения производства.
Тема №6. Менеджмент (3 часа)
Понятие о менеджменте, его целях и задачах. Организационная структура предприятия. Этика деловой активности.
Тема №7. Планирование предпринимательской деятельности (бизнес-план) (10 часов)
Понятие о бизнес-плане и его структуре. Деловая игра «Составление бизнес-плана».
Рабочая программа по учебному курсу «Основы предпринимательской деятельности» 7 класс
Технология предпринимательства: учеб. для общеобразоват. Учреждений, А.А. Леонтьев. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 190, с. : ил.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Основы предпринимательской деятельности»
Занятия на курсе «Основы предпринимательской деятельности» обеспечивают учащимся достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
— проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;
— развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
— самооценка своих способностей;
— бережное отношение к ресурсам.
Метапредметными результатами освоения учащимися программы являются: регулятивные — самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ, преобразовывать практическую задачу в познавательную; коммуникативные — умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, деловых ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям; познавательные – что такое предпринимательская деятельность , какие цели предпринимательской деятельности являются основными, виды предпринимательской деятельности и критерии их разделения.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются:
В познавательной сфере:
— рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда.
В трудовой сфере:
— подбор и применение информации, знаний и оборудования при выполнении самостоятельной работы;
— контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям;
— выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
В мотивационной сфере:
— оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
— согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
— осознание ответственности за качество результатов труда;
— стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
— дизайнерское проектирование продукта;
— разработка варианта рекламы выполненного продукта.
В коммуникативной сфере:
— формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
— оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
— публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;
— разработка вариантов рекламных образов, слоганов.
В физиолого-психологической сфере:
— сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Выпускник научится:
— понятие предпринимательской деятельности;
— виды предпринимательской деятельности.
— Основные виды и формы ведения бизнеса.
— Основные виды деловых качеств предпринимателя.
— Понятие личная эффективность;
— Основные виды деловых качеств предпринимателя.
— истоки зарождения предпринимательства;
— понятие, цели и функции фирмы;
— виды предпринимательской среды.
— понятия субъект и объект управления;
— стимулирование как основной инструмент мотивации.
— понятия меценатство, спонсорская деятельность и благотворительность.
— понятие личной эффективности;
— алгоритм принятия управленческого решения.
— понятие маркетинга как науки;
— специфику рынка и жизненный цикл товаров.
— понятие стратегии цель стратегического планирования.
— понятие финансовые ресурсы предпринимателя;
— механизмы формирования прибыли.
— понятие бизнес-идеи, бизнес-планирования;
Выпускник получит возможность научиться:
— понимать значение предпринимательской деятельности в экономической сфере жизни общества.
— оценивать достоинства и недостатки различных форм ведения бизнеса.
— оценивать достоинства и недостатки различных форм управления предпринимательской деятельностью.
— выявлять исторические корни производства опираясь на приобретённые знания.
— разбираться в сути организационно-правовых форм предпринимательства.
— ориентироваться в многообразии форм управления по средствам деловой игры.
— применять основные инструменты мотивации.
— отличать некоммерческие благотворительные фонды от коммерческих организаций.
— применять маркетинговые технологии.
— разрабатывать эффективную стратегию развития фирмы.
— оценивать финансовые ресурсы предпринимателя.
Содержание программы
I. Предприниматель в рыночной экономике.
Экономика как наука об ограниченности ресурсов и проблеме выбора. Что такое рыночная экономика. Рыночная экономика как объект воздействия. Четвертый фактор производства. Экономический интерес предпринимателя и этика предпринимательства. Технология предпринимательства. История развития предпринимательства в России. Роль предпринимательской деятельности в жизни общества.
II. Выработка предпринимательской идеи и проектирование продукции
Источники новых идей. Понятие «предпринимательской жилки». Первоначальная оценка идей. Деловые качества предпринимателя. Роль информации в деятельности предпринимателя. Компьютер и бизнес. Разработка конструкции изделия. Планирование технологического процесса изготовления изделия.
III. Планирование предпринимательской деятельности. Составление бизнес-плана
Назначение и структура бизнес-плана. Титульный лист. Производственный план. Себестоимость производимой продукции. Понятие маркетинга. Эволюция маркетинга. Целевой маркетинг. Разработка товара. Назначение цены. Сбыт. Реклама. Участники предпринимательской деятельности в России. Менеджмент в деятельности предпринимателя. Менеджмент в управлении фирмой. Оценка риска. Предприниматель и налоги. Финансовый план. План доходов и расходов. Самоокупаемость предприятия. Оценка стартовых затрат. Источники финансирования предпринимательства. Меценатство и спонсорская деятельность. Благотворительность. Роль социального предпринимательства в развитии современного общества.
IV. Исследовательская и созидательная деятельность
Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК. Выполнение проекта и анализ результатов работы. Оформление пояснительной записки и проведение презентации.
Тематическое планирование
Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов
Основное содержание
материала темы
Характеристики основных видов
деятельности учащихся
I. Предприниматель в рыночной экономике. (6ч.)
Экономика как наука обо ограниченности ресурсов и проблеме выбора. Что такое рыночная экономика. Четвертый фактор производства. Экономический интерес предпринимателя и этика предпринимательства. Технология предпринимательства. История развития предпринимательства в России
Составление конспектов. Использование ПК для поиска информации. Работа с разнообразными информационными ресурсами и информацией, поиск, отбор, обработка, преобразование информации.
II. Выработка предпринимательской идеи и проектирование продукции (6ч.)
Источники новых идей. Первоначальная оценка идей. Роль информации в деятельности предпринимателя. Компьютер и бизнес. Разработка конструкции изделия. Планирование технологического процесса изготовления изделия.
Составление конспектов. Использование ПК для поиска информации. Работа с разнообразными информационными ресурсами и информацией, поиск, отбор, обработка, преобразование информации.
III. Планирование предпринимательской деятельности. Составление бизнес-плана (17ч.)
Назначение и структура бизнес-плана. Производственный план. Себестоимость производимой продукции. Понятие маркетинга. Разработка товара. Назначение цены. Сбыт. Реклама. Менеджмент в деятельности предпринимателя. Оценка риска. Предприниматель и налоги. Финансовый план. План доходов и расходов. Самоокупаемость предприятия. Источники финансирования предпринимательства.
Составление конспектов. Использование ПК для поиска информации. Работа с разнообразными информационными ресурсами и информацией, поиск, отбор, обработка, преобразование информации.
IV. Исследовательская и созидательная деятельность (6ч.)
Обоснование темы творческого проекта. Поиск и изучение информации по проблеме, формирование базы данных. Разработка нескольких вариантов решения проблемы, выбор лучшего варианта и подготовка необходимой документации с использованием ПК. Оформление пояснительной записки и проведение презентации.
Обоснование идеи на основе маркетинговых опросов.
Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет. Разработка вариантов рекламы. Оформление проектных материалов. Разработка электронной презентации проекта.
Источник https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rabochaya_programma_uchebnoj_distciplini_biznesplani_160109.html
Источник https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/12/04/osnovy-predprinimatelskoy-deyatelnosti-7-klass
Источник https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-po-uchebnomu-kursu-osnovy-pred.html