Инвестиции в произведения искусства: с чего начать и какие риски

Просто о сложном: Art Investment. Продолжение
ARTinvestment.RU 17 февраля 2020

Предметы искусства с инвестиционной точки зрения такой же материальный актив, как драгоценные металлы, недвижимость, акции и другие ценные бумаги. В середине 1980-х «язык искусства» начали переводить на понятный инвестору финансовый язык. С 2000-х годов, после появления доступных статистических баз данных и инвестиционной аналитики, искусство начали использовать в качестве осмысленного финансового инструмента.

Итак, что мы знаем сегодня о предмете искусства как об инвестиционном объекте.

1. Искусство как актив: основные характеристики

• Уникальность

Каждый предмет искусства — уникален. Даже тиражные работы имеют уникальный номер и ограниченную серию. В свою очередь, уникальность имеет как положительные (добавочная стоимость), так и отрицательные (необходимость оценки каждого предмета) стороны.

• Высокая мобильность

В отличие от недвижимости, предметы искусства в большинстве случаев мобильны (за исключением, например, инсталляций, смонтированных на зданиях, или интерьерной росписи и т.п.). Это влечет за собой два преимущества: портативность (возможность следования за владельцем при соблюдении законодательных процедур) и трансграничность (способность быть проданными на рынках разных стран). Фактически мобильность превращает предметы искусства в конвертируемую валюту.

• Низкая ликвидность

Предмет искусства — это не акции: его невозможно продать в день принятия решения, о чем следует помнить всегда. При этом уровень ликвидности не зависит от художественной ценности и материальной стоимости актива: порой продажа особенно ценных предметов требует более длительного времени (подготовка к аукционным торгам, юридическое оформление сделки, наличие схожих работ в свободной продаже и пр.).

• География стоимости

Один и тот же предмет искусства может иметь разную стоимость оценки (и итоговую стоимость продажи) на аукционах даже одного дома — скажем, в Нью-Йорке и Гонконге. Иногда работа с высокой художественной ценностью выводится на торги в регионе, где за нее заведомо заплатят меньше, для популяризации автора или вовлечения местных коллекционеров в новый сегмент рынка искусства.

2. Искусство как актив: основная терминология

• Комиссии и сборы

При покупке и продаже предметов искусства в большинстве случаев имеют место комиссии аукционных домов и частных дилеров. В зависимости от стоимости предмета искусства и условий сделки они варьируются от 3 до 50 процентов. В идеале аналитиками просчитывается даже лучшая страна для приобретения работ, учитывая курсы валют и налоговые режимы ввоза-вывоза.

CAGR (среднегодовой темп роста)

Показатель, который высчитывается исходя из статистики повторных продаж предметов искусства при смене владельца. Фиксируется сразу несколькими международными аналитиками в отдельных нишах: например, Artnet TOP-100 Artists (сто самых продаваемых художников) показывает 8 % CAGR с 2010 по 2018 год, Mei & Moses All Art Index (весь рынок в целом) имеет цифру 7,3 %. Арт-фонды показывают в среднем 15 % CAGR, наиболее успешные из фондов (с агрессивным стилем управления и доступом к инсайдерской информации) — до 50 %.

• ROI (доход на инвестиции)

Рассчитывается исходя из значения CAGR минус отрицательный денежный поток в виде расходов на содержание и комиссий при продаже (которые составляют в среднем 1–3 % в год за управление и 3–50% единоразовой комиссии продавца за весь срок владения).

• Волатильность (рисковое отклонение)

Deloitte Art & Finance определяет среднюю волатильность рынка искусства инвестиционного качества на уровне 25 %. Если говорить грубо, это означает, что при аналитическом подходе к выбору приобретаемых активов возможность допустить ошибку (получить отрицательную прибыль при перепродаже) составляет один шанс к четырем успешным. Отдельные исследования показывают, что предметы искусства, приобретенные без предварительной аналитики, имеют волатильность на уровне 50 % (например, старые мастера из-за риска подделок и современное искусство из-за недобросовестных действий при развитии карьеры художника — подставных аукционов и пр.).

3. Искусство как актив: основные недостатки

• Низкая ликвидность

Инвесторы, для которых приоритетом является скорость оборота актива, ставят низкую ликвидность искусства на первое место среди его недостатков. Кстати сказать, в мире действуют несколько ликвидационных компаний (не путать с залоговыми компаниями и банками, предоставляющими кредиты, — о них поговорим в свое время), готовых обменять предмет искусства оценочной стоимостью до $100 млн на наличные деньги в течение 72 часов. При этом владелец получает всего 10–15 % от стоимости своего предмета.

• Отсутствие информации по 100 % сделок

Из прошлого материала мы помним, что статистику для финансовой аналитики инвестору дают базы данных аукционных продаж. Однако это лишь половина рынка (до 48 %, аукционные дома), тогда как другая сторона — приватный рынок (до 52 %, галереи и дилеры) — не публикует данные своих транзакций. Долгое время это оставалось нерешенной проблемой, пока в 2010 году ирландский экономист Клэр Макэндрю не выпустила книгу Fine Art and High Financе, в которой предложила систему обсчета рынка приватных продаж. Если вкратце, экономист обнаружила корреляцию (зависимость) между двумя сторонами рынка и определила ее коэффициент. Основанная Макэндрю компания Art Economics проводит опрос 6,5 тысячи фигурантов приватного рынка, на которых приходится более 90 % всех продаж сектора. Далее применяется специальный статистический мультипликатор, который экстраполирует данные на остальную часть рынка. Сегодня этой системой пользуется Art Basel для ежегодного отчета о рынке искусства, а Макэндрю возглавляет ее аналитический отдел. Важно понимать: полученные данные показывают объем приватного рынка искусства, без конкретики по ценам отдельных предметов. Соответственно, в распоряжении инвестора остается единственный источник — аукционный рынок с его 48 % глобального рынка искусства.

• «Фактор провенанса»

Несмотря на то, что провенанс — это история бытования (смены владельцев, экспонирования) работы, под данную статью подпадают все опасности, связанные с документацией или отсутствием таковой. В первую очередь сюда относится вероятность приобрести поддельный предмет искусства. Работа может иметь нехорошую историю при смене владельцев: от банальной кражи до реквизиции коллекций во время нацистской оккупации Европы. В обоих случаях искусство подлежит реституции (возврату прежнему законному владельцу), что необходимо исключить на этапе аналитики, перепроверив не только историю работы по документам, но и историю самих документов. Завершают краткий перечень отсутствие документов на ввоз в страну приобретения (что влечет проблему с вывозом) и необходимость делать дополнительные отчисления некоторым художникам при перепродаже их работ (право следования согласно Бернской конвенции 1886 года).

• Высокая стоимость содержания

Как упоминалось в нашем материале о менеджменте коллекций, управление собранием влечет издержки 1–3 % в год от стоимости всей коллекции. На первый взгляд это немного, но когда инвестор выбирает долгосрочную стратегию — то сложенные цифры заставляют его задуматься.

4. Искусство как актив: основные достоинства

• Доступность прогнозирования

Имеющиеся в распоряжении инвестора статистика, инструменты ее анализа и квалифицированные специалисты сегодня могут рассчитать доходность инвестиций аналогично другим привычным для инвесторов активам.

• Устойчивость в кризисный период

Рынок искусства показывает хорошую устойчивость во время экономических кризисов: во-первых, оборот продаж искусства проседает меньше, чем средний оборот других товаров, во-вторых, арт-рынок реагирует на кризисы с «опозданием» в среднем на сезон (6–12 месяцев). Это связано с тем, что с началом кризиса многие владельцы стремятся продать свои активы, а другие — со свободным капиталом — пользуются возможностью приобрести их на спаде. Главное, что нужно запомнить: в целом искусство не дешевеет во время кризиса — падает покупательная способность коллекционеров. У тех же, кто готов продать свою коллекцию дешевле, просто не выдерживают нервы. На возобновление экономического роста рынок искусства тоже реагирует с опозданием на сезон. Это связано с тем, что искусство не является предметом первой необходимости в первые пост-кризисные годы.

• Умеренные показатели риска

Волатильность на уровне 25 % — это среднее между драгоценными металлами (14–16 %) и недвижимостью (32–35 %). Для многих инвесторов это является серьезным преимуществом.

• Возможность влиять на капитализацию

Когда инвестор становится миноритарным акционером публичной компании, например, Tesla, то он не может в одиночку влиять на ее деятельность и рост стоимости акций. Приобретая предмет искусства, он становится его единоличным владельцем — что открывает совершенно другие инструменты. Именно через менеджмент коллекций, насчитывающий около 50 действий по монетизации искусства, владелец может влиять на рост стоимости своего актива, в зависимости от обстоятельств на меняющихся рынках.

5. Искусство как актив: основные мотивации

Рынок выделяет три мотивации при покупке искусства (сводные данные отчетов Deloitte Art & Finance 2014, 2017 и Artsy Online Art Collector Report 2019):

• Эмоциональная инвестиция

Достаточно широкий разлет: от «влюбился, спать не мог, приобрел» до «подбирал, чтобы гармонировало с цветом стен и мебелью». Объединяет их одно: в основе решения о покупке лежала эмоция. Таковых покупателей в последние 10 лет на рынке было около 60 %.

• Финансовая инвестиция

«Купить дешевле — продать дороже»: эта экономическая формула лежала в основе приобретений в среднем 25 % работ. Далее инструменты варьировались: оптимизация налогообложения, размещение в хеджевых арт-фондах, спекуляция и др.

• Социальная инвестиция

«Ты — мне, я — тебе»: искусство, которое приобретается для выхода обладателя на новый социальный уровень или поддержки собственного бизнеса. Тому, кто показывает наличие собственных денег, охотно несут деньги чужие. В эту же категорию отнесем и подарки: поддержка дружбы или близких отношений тоже социальная инвестиция. Впрочем в численном выражении это самая небольшая категория: 15 %.

Следует еще раз повторить: приведенные цифры показывают лишь основной мотив, влияющий на покупку. Мотивов инвесторов в искусство в «чистом виде» сегодня практически не существует: все одновременно держат в голове три указанных фактора. В следующем, заключительном материале об инвестициях в искусство мы расскажем о типологии инвесторов, их стратегиях и основных ошибках.

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Как можно начать инвестировать в искусство и возможные подводные камни

Лого investbro.ru

Приветствую Вас, друзья. Приобретение арт-творений может не только удовлетворять эстетические потребности, но и приносить немалые деньги. Сегодня поговорим о том, как работают инвестиции в произведения искусства, с чего начать и с какими трудностями можно столкнуться.

Как работает этот рынок

Еще полвека назад спрос на предметы искусства создавался исключительно коллекционерами, которые и были источниками ценообразования на различных аукционах. Как правило, интерес вызывали работы мировых мастеров.

Ситуация изменилась в 80-х годах прошлого века, когда стали появляться галереи, занимающиеся инвестированием в арт-направления. Увидев в этом потенциал, к миру искусства стали подтягиваться и частные инвесторы.

Так искусство перестало быть просто творчеством и приобрело инвестиционный смысл.

Как работают инвестиции в искусство?

Ничего принципиально нового в данном направлении нет: нужно дешево купить, выгодно продать и заработать на разнице. Главное здесь — знать, во что вкладываться.

При определении стоимости произведения оцениваются не затраты на его создание (холст, краски и прочие материалы). Стоимость картины — это цена актива, складывающаяся из имени художника, его популярности, востребованности, уникальности творения, его эпохи и т.п.

Если эпохой интересуются, автор известен и популярен, предмет искусства часто выставляется в галереях и на аукционах – цена актива будет расти. Если интерес к художнику и его работам падает — вслед за ним падает и цена.

Вложения в предметы искусства носят долгосрочный характер. Говорить о серьезном повышении в цене можно как минимум лет через 5.

Старые предметы искусства дорожают еще медленнее, а то и вовсе их стоимость «стоит на месте». Работы Ван Гога и Клода Моне всегда будут в цене, но вырастит ли их ценность спустя десятки лет?

Живопись, прошедшая века, уже выжала из спроса все возможное, и давно нашла свое место в музеях и частных коллекциях. Именно поэтому галеристы стремятся создавать и продвигать новые имена.

Картина или скульптура молодого, пока никому не известного автора, приобретенная за 1 тысячу долларов, спустя некоторое время может стоить в 100, а то и в 500 раз больше. С мировым шедевром этого ожидать не стоит.

Рынок инвестиций в искусство работает по своим законам, о чем инвестору следует задуматься заранее:

  • Любые инвестиции — это риск. А вложения в арт-предметы – это откровенная неопределенность. Купленная картина может взлететь в цене уже через пару лет и принести своему владельцу 200, 300, 500 % годовых. В то же время ее стоимость может «топтаться на месте» десятилетиями, либо вовсе упасть ввиду невостребованности ценителями. Это не депозит, и у инвестора не будет ни четкой схемы приумножения средств, ни гарантий.
  • Для входа, как правило, нужен солидный капитал. Произведения искусства стоят недешево, и это не тот случай, когда стартовать можно с десятью долларами в кармане. Разумеется, можно приобрести арт-творение начинающего автора в надежде, что оно когда-нибудь будет иметь спрос.
  • Инвестирование в искусство требует знаний, а потому нужно либо разбираться в нем, либо привлекать к вопросу экспертов.

Если говорить о плюсах, то рынок арт-объектов более устойчив к кризисам: он комфортнее чувствует себя в период экономических упадков и быстрее после них восстанавливается.

Кроме того, даже если вложение не станет успешным, эстетическую функцию никто не отменял – на руках инвестора останется прекрасный предмет декора.

Во что вкладываться

Для начала инвестору стоит определиться, какое именно направление представляет интерес для него самого. Так будет проще осваивать узкотематический рынок и вдобавок получать удовольствие.

Искусство дорожает медленно, поэтому покупать, в первую очередь, стоит то, на что будет приятно смотреть.

На берегу следует определиться и с начальным бюджетом:

  1. Если денег много и есть полезные в мире искусства связи. Наиболее многообещающий вариант: Вы выбираете известных художников, активно скупаете их работы на аукционах и уверенно ожидаете момента для продажи. Беспроигрышным вариантом станет Ботичелли, Рембрандт, Трициан, Моне и другие популярные современные мастера живописи. Такие произведения, как минимум, не будут терять в стоимости.
  2. Если денег мало, но присутствует стремление. Здесь можно заняться поиском молодых перспективных авторов и приобрести у них несколько качественных произведений. Попробуйте перепродать купленные полотна и закажите новые. Есть вероятность, что работы будут постепенно набирать в цене, и шансы на прибыль будут расти.
  3. Если средств нет, но Вы разбираетесь в теме. В таком случае можно найти перечень потерянных картин, имеющих определенную ценность, и отправиться на их поиски. Многие даже не догадываются, что в подвалах и на чердаках их старых дач и домов хранятся настоящие произведения искусства. Можно также найти специалиста, который окажет поддержку в данном вопросе.

Произведения молодых авторов

Галерист Ребекка Уилсон составила список недооцененных, но имеющих высокий потенциал и привлекательность, с точки зрения инвестирования, молодых авторов:

  • Бэн Гудинг, США. Стоимость картин – 1 000 – 3 500 долларов.
  • Клэр Прайс, Великобритания. Абстрактные работы имеют цену от 1 000 до 5 000.
  • Луис Фратино, Великобритания. Стоимость работ – от 250 долларов до 5 000.
  • Майкл Ковелло, США. Цена – от 650 долларов до 3 000.
  • Пиппа Янг, Великобритания. Фото-картины стоят от 1 500 до 2 000.

Среди российских художников можно отметить:

  • Олег Доу. Стоимость полотен от 10 000 долларов.
  • Егор Кошелев. Цены – от 2 000 до 10 000.
  • Иван Плющ. Стоимость картин от 5 000 до 8 000.

Стоит отметить, что российские инвесторы редко обращают внимание на картины молодых авторов – современное искусство постепенно вытесняет традиционное. Сейчас больше в моде арт-объекты, инсталляции, видео-работы и прочие произведения, в которых ощущается налет будущего.

Инвестиции в молодых – это не только выгодное вложение, но и возможность стать коллекционером, который «угадал» тренд.

Среди авторов, внедряющих современное искусство в массы, можно выделить:

  • Анастасию Дрожкину и ее печать на ткани.
  • Олега Кройтора с видеоартом и фотофиксацией перфомансов.
  • Дмитрия Каварга, работающего в популярном сейчас жанре сайнс-арт.
  • Илью Долгова с рисунками на бумаге.

Цены на их работы сейчас преимущественно находятся в пределах 100 тысяч рублей.

Картины известных художников

Это более прибыльный и надежный вариант инвестирования. По мнению совладельца компании «Промсвязьбанк» Алексея Ананьева, рынок русского реалистичного искусства весьма устойчив и стоимость таких работ с каждым годом только растет.

Не доверять словам успешного бизнесмена нет оснований, ведь в его коллекции картин русских реалистов насчитывается более 5 тысяч работ, общую стоимость которых владелец предпочитает не разглашать.

В рейтинг, составленный порталом, посвященным арт-инвестициям, вошли художники с лучшими темпами роста цены и доходности:

  • К.С. Малевич.
  • М. Ротко.
  • В.В. Кандинский.
  • К.А. Сомов.
  • В.А. Серов.
  • И.И. Машков.
  • И.Э. Грабарь.
  • К. Разумов.

Это известные на весь мир имена, работы которых стоят больших денег и не прекращают ежегодно дорожать.

К сведению! Чем известнее художник, тем больше риск нарваться на подделку или некачественную копию. Перед тем как вкладываться в ту или иную работу, следует проконсультироваться со специалистом.

Инвестиции в альтернативное искусство

Если по какой-то причине нет желания инвестировать в современное искусство, можно пойти другим путем.

Пользуются популярностью и постепенно растут в цене киноплакаты 30-х, 40-х и 50-х годов. Их можно приобрести за 30-40 тысяч рублей.

Стоимость книг сейчас резко упала, а значит, самое время скупать раритеты. Если удастся найти первые издания Мандельштама или Ахматовой, можно почти с уверенностью ожидать их удорожания в определенной перспективе.

Кроме того, можно обратить внимание на антикварные куклы, изделия из стекла, костей мамонта или кузнецовского фарфора.

Где можно заработать на искусстве

Большинство покупателей арт-предметов – это инвесторы, брокеры, дилеры и агенты художников. Современный рынок насчитывает более 5 тысяч аукционных домов, специализирующихся на произведениях искусства.

Самые крупные мировые аукционы:

  • Sothebys. Работает через интернет и занимает более 45 % мирового рынка антикварных предметов.
  • Christies. Интернет-портал имеет русскоязычную версию и периодически проводит реализацию русских арт-творений.
  • Bukowskis. Шведский аукционный дом, самый популярный в Скандинавии.

Российский арт-рынок только зарождается. Появляются интернет-аукционы, создаются все новые сайты, посвященные продажам картин и прочих объектов искусства. Картины русских художников можно купить и продать здесь:

  • Artinvestment . На портале есть вся информация по проведению аукционов по продаже картин, антиквариата и иных произведений.
  • Sovcom . Московский аукционный дом, специализирующийся на живописи, скульптуре, графике, антиквариате.
  • Artsland . Онлайн-аукцион современного искусства, на котором можно выбрать молодого художника, сделать подборку популярных лотов, приобрести картину, куклы, графику, декор, скульптуру и пр.

Риски и подводные камни

Независимо от направления, в которое Вы планируете вложить капитал, нужно быть готовым к негативным сценариям:

  • Любая картина или арт-объект может со временем подешеветь или вовсе обесцениться. Никто не даст Вам гарантии того, что автор станет востребованным, направление популярным, а цена – выше.
  • Инвестирование в искусство имеет смысл только с учетом долгосрочной перспективы. Хорошо, если купленный предмет все это время будет приносить эстетическое удовлетворение. Если Вы не любите искусство, вряд ли такая авантюра стоит свеч.
  • Если Вы приобретаете дорогой предмет, созданный автором с мировым именем, стоит озаботиться консультацией эксперта для подтверждения подлинности. При этом важно помнить, что не каждый специалист котируется среди экспертов. Кроме того, не стоит доверять легендам о предыстории произведения, которые нельзя проверить.

Арт-банкинг

В последние годы набирает популярность новый способ инвестирования в предметы искусства – арт-банкинг. Впервые в России такую услугу предложил Газпромбанк, а вслед за ним она стала доступной у Промсвязьбанка и ряде других компаний, специализирующихся на управлении семейными активами.

Арт-банкинг представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие и популяризацию искусства и повышение культуры инвестирования в одном флаконе.

Представители компании консультируют своих клиентов на предмет вложений в искусство, проводят выставки, реализуют спонсорские проекты. Такая профессиональная помощь стоит дорого, но это оправдано и позволяет существенно снизить риски.

На сегодня это все. Благодарю за внимание.

Подписывайтесь на обновления блога и делитесь статьей со своими друзьями в социальных сетях.

    .
  • Подпишись на мой канал в Телеграме

Более 8 лет изучаю инструменты интернет заработка, создал несколько источников дохода.

Активно инвестирую в различные направления.

На страницах блога помогаю людям становиться финансово грамотными и улучшать качество своей жизни.

Почему искусство становится частью инвестиционного портфеля?

По данным Deloitte, самые состоятельные люди планеты держат примерно 5% капитала в предметах искусства. Это способ диверсифицировать портфель и приумножить средства. За год отдельные картины могут дорожать в 2–3 раза, в долгосрочном периоде — принести сверхприбыль своим владельцам. По расчетам инвестбанка Salomon Brothers, на горизонте 20 лет и более рост стоимости картин старых мастеров обгоняет акции, металлы и недвижимость. Вместе с Газпромбанк Private Banking выясняем, почему искусство становится частью инвестиционного портфеля, какие сложности ждут инвесторов на арт-рынке и как арт-банкинг помогает справиться с ними.

Картины, которые принесли сверхприбыль своим владельцам

Почему инвестиции в искусство стали частью Private Banking

Deloitte не первый год исследует инвестиции в искусство среди UHNWI (Ultra High Net Worth Individuals, частные лица с чистым капиталом более $30 млн). В 2021 году 6% таких людей инвестируют в искусство, 30% — коллекционируют его, а абсолютное большинство — 64% — коллекционируют предметы искусства с учетом их инвестиционной ценности.

Доходность шедевра может обогнать индексы в несколько раз — например, картина Клода Моне «Розовая арка в Живерни» в 1962 г. стоила $65 тыс., а сейчас оценивается почти в $18 млн. Рост 27 000% — почти в 9 раз больше, чем у Dow Jones за то же время. При этом шедевры высшего ценового сегмента — превосходный, стабильный защитный актив. Спрос на них всегда превышает предложение: количество UHNWI растет (на 61% за прошлые десять лет), а мастера прошлого уже не создадут новых картин.

Исполнительный Вице-Президент Газпромбанка Марина Ситнина: «У инвестиций в искусство есть дополнительный плюс: эмоциональный компонент, которого не могут подарить ценные бумаги. Это радость обладания шедевром и осознание социальной значимости своих действий, ведь коллекционер сохраняет художественное наследие для своих потомков и человечества в целом».

По этим причинам 85% финансовых советников, 76% состоятельных людей и 96% специалистов по искусству считают, что предметы искусства нужны в составе инвестиционного портфеля. Однако у арт-рынка своя специфика, и неспециалист может столкнуться с подводными камнями.

Подводные камни арт-рынка

Рынок произведений искусства крайне неоднороден: живопись, скульптура, фарфор, фотографии и т. д. Каждый сектор делится на десятки сегментов по направлениям, странам, эпохам, школам. В каждом сегменте свои тренды, влияющие на востребованность, цену и доходность конкретного предмета. По некоторым оценкам, из всего количества картин на рынке только 10% являются произведениями искусства инвестиционного качества, способными сохранить и приумножить цену.

Эксперты называют сотни факторов, от которых зависит стоимость предмета искусства. Среди них есть и объективные — принадлежность кисти определенного мастера, размер, период создания и др., и субъективные — ценность для теории искусства, провенанс (то есть история владения, отражающая культурную значимость произведения), эстетические предпочтения эпохи и т. д. Но куда больше цена может зависеть от абсолютно иррационального фактора — эмоций конкретного покупателя. Например, в 1990 г. японский коллекционер Рёэй Сайто приобрел на аукционе «Портрет доктора Гаше» Ван Гога за 82,5 млн долларов, установив мировой рекорд стоимости картин на следующие 15 лет и подняв ставку до максимума всего за три минуты. Он сделал это, потому что «увидел в портрете себя». Принципиальная субъективность цены усложняет оценку инвестиций в искусство.

Неприятной неожиданностью для коллекционера могут стать законодательные ограничения на вывоз предметов искусства. В 2018 г. иностранному коллекционеру запретили забрать из Англии картину Уильяма Тернера, которую он купил за 18,5 млн фунтов. А в 2020-м испанские власти оштрафовали банкира на 52 млн евро за то, что он вышел в море на яхте с принадлежащей ему картиной Пикассо.

Арт-банкинг: проводник на пути инвестиций в искусство

Газпромбанк Private Banking предоставляет клиентам услуги арт-банкинга, помогая обойти все подводные камни.

Марина Ситнина: «Суть арт-банкинга в том, чтобы стать для клиента «единым окном» в мир искусства и взять на себя решение всех сопутствующих вопросов. Чтобы приобрести предмет искусства, клиенту достаточно описать свои пожелания, и мы предоставим варианты.

Cвоим клиентам Газпромбанк Private Banking предоставляет полный спектр услуг на арт-рынке: специалисты помогают выбрать предмет искусства, проверить подлинность, договориться о цене, решить правовые вопросы, обеспечить перевозку шедевра, соблюсти условия хранения. Также в арт-банкинг входит управление коллекциями: их продвижение и пополнение согласно заложенным концепциям. При этом эксперты Газпромбанк Private Banking действуют как организаторы и консультанты, которые находят лучших специалистов для решения конкретных задач клиента».

Контакты, налаженные специалистами, долго работающими в крупном банке, помогают решать и более тонкие вопросы — например, обеспечивают клиентам доступ к собраниям с ограниченной посещаемостью или помогают им завести знакомства с крупными экспертами и коллекционерами.

Тренды арт-банкинга. Как инвестировать на рынке произведений искусства

Пути развития арт- и финансового рынков сближаются. Продажи глобализуются благодаря электронной торговле, которой дала импульс пандемия COVID-19. Спектр услуг смещается в сферу, привычную для управления капиталом: 84% инвесторов ожидают от арт-банкинга исследований рынка, 62% — услуг управления коллекциями.

Появляются новые инструменты: долевое владение шедеврами с ценой пая от $20, цифровые NFT-токены, деривативы. Однако состоятельные инвесторы консервативны: 88% из них предпочитают владеть произведением искусства лично — с полной эмоциональной и финансовой отдачей.

Таким клиентам доступны различные инвестиционные стратегии. Одна из них — приобретение картин старых мастеров. Их рыночная цена стабильна: средняя волатильность — 12–14%, а корреляция с S&P500 — 0,23 (в 4 раза меньше, чем у глобального рынка акций). Однако порог входа может исчисляться миллионами долларов.

Другой вариант — найти недооцененный сегмент рынка. Мир сейчас ориентирован на концепцию равных возможностей для всех, независимо от пола и цвета кожи. Это привело к формированию нескольких новых трендов на глобальном арт-рынке. В большинстве коллекций до сих пор преобладали картины художников-мужчин, и сейчас музеи исправляют дисбаланс, заменяя их произведениями, созданными художниками-женщинами. Вместе со спросом растет и стоимость таких произведений — например, картины американки Элен Франкенталер подорожали в 3–6 раз за шесть лет. Скорее всего, в ближайшем будущем повышательный тренд на картины мастеров-женщин сохранится.

Прямо сейчас, в соответствии с концепцией diversity, формируется спрос на картины художников из Африки (Ганы, Нигерии и т. д.), которые до сих пор были не столь интересны коллекционерам. Рынок только начинает выяснять, кого из них считать большими мастерами, и если верно сделать ставку сейчас, можно получить от покупки огромную отдачу.

При любой стратегии выгоднее собирать коллекцию, а не разрозненные предметы. Усилия окупятся: провенанс «из известной коллекции» в среднем в 2 раза ускоряет рост стоимости предмета искусства, на 20% снижает волатильность и заметно повышает ликвидность, поскольку коллекционеры охотнее приобретают известные произведения.

Для чего Газпромбанку собственная коллекция

Газпромбанк стал не только пионером арт-банкинга в России, но и первым корпоративным коллекционером современного (с 1990-х годов) российского искусства.

Обычно через создание коллекций корпорации реализуют свою социальную ответственность в сфере культуры. Так, коллекция Газпромбанка стремится отразить культурный и интеллектуальный срез развития нашего общества, создать наследие для потомков. Она включает произведения 92 художников, но коллекция постоянно растет и развивается. Представлены работы в совершенно разных жанрах и техниках — живописи, рисунке, фотографии, скульптуре, перформансе и видеоарте. Среди авторов этих произведений — и именитые московские концептуалисты, и молодые таланты, которым банк помогает занять достойное место в искусстве: коллекция открывает их работы миру, участвуя в десятках выставок в России и за рубежом. Первую выставку Газпромбанка в Вене за полтора месяца посетили 120 000 человек — для сравнения, венецианская биеннале современного искусства до пандемии принимала 300 000 посетителей за полгода.

Один из важных принципов формирования коллекции — по возможности отдавать предпочтения целостным произведениям и сериям, которые способны отразить всю полноту художественного высказывания автора. Сейчас в коллекции более 300 таких серий и больше 1300 отдельных единиц хранения. Можно считать, что коллекция Газпромбанка получила мировое признание, войдя в топ-80 самых значительных корпоративных собраний мира (Global Corporate Collections, 2015). Газпромбанк также стал первым и пока единственным в Восточной Европе членом IACCCA — престижной мировой ассоциации корпоративных коллекционеров.

Марина Ситнина: «Главный риск инвестиций в искусство — как, собственно, и любых других инвестиций — поспешить под влиянием чужих суждений, наделав ошибок. Учитывая наш опыт в арт-банкинге, я советовала бы действовать по-другому: вкладываться в лучшее из доступных вам категорий, воспитывать собственный вкус и следовать ему, а не гнаться за модой, покупая на «пике». В этом случае коллекционирование принесет не только большее удовольствие, но и большие дивиденды, поскольку, как известно на арт-рынке, «настоящий коллекционер выигрывает всегда».

Газпромбанк Private Banking – частно-банковское обслуживание. Банк ГПБ (АО)

Директор по спецпроектам: Наталия Ставрогина, менеджер по спецпроектам: Анастасия Геворгян, руководитель направления по работе с рекламными агентствами: Юлия Чижикова, дизайнер: Иван Крылов

Источник https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200217_art_invest_2.html

Источник https://investbro.ru/investicii-v-proizvedeniya-iskusstva/

Источник https://www.vedomosti.ru/spec/2021/12/13/art-banking-investitsii-kak-iskusstvo

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: