Крупнейший акционер «Делимобиля» приобрел первый в России каршеринг — РБК

Каршеринг: простой способ получить 25% годовых или очередная ловушка?

О каршеринге сегодня размышляют даже те, кто ездит на работу с водителем и без сожаления тратит десятки тысяч рублей на парковку. Этот интерес — результат бума, который мы наблюдаем в том числе и в Москве. Столичный рынок каршеринга в прошлом году вырос на 400%, еще плюс 70% эксперты ожидают по итогам нынешнего года.

В планетарном масштабе тоже прогнозируют кратный рост, хотя и на более длительной дистанции. По оценке Global Market Insights, к 2024 году мировой рынок каршеринга достигнет в денежном выражении $6,5 млрд против $1 млрд в 2015-м.

На этом фоне в сети появились десятки предложений для инвесторов от небольших компаний и сотни материалов о том, как открыть собственный каршеринговый сервис. Авторы нередко ссылаются на опыт крупных автопроизводителей и профессиональных инвесторов.

Соблазнительный пример

Действительно, в 2016 году сразу несколько автоконцернов вложились в этот сегмент, купив доли в профильных компаниях или запустив собственные платформы в развитых и развивающихся странах. GM организовала совместный проект с Uber, а затем инвестировала в одного из китайских операторов. Ford продолжил вкладываться в индийскую ZoomCar, сервис от BMW появился в нескольких американских городах.

Самый любопытный вариант, пожалуй, получился у Toyota. Компания не просто вложилась в американский Getaround, а создала модель, которая позволяет клиентам быстрее расплачиваться по лизинговым сделкам. Пользователи могут сдавать в аренду свои «Тойоты» и «Лексусы», а полученную плату использовать для погашения долга.

Инвестиции автогигантов в каршеринг не всегда масштабны. Так, PSA Group, владеющая брендами Peugeot и Citroen, сначала вложилась в Communauto — одного из основных канадских операторов краткосрочной аренды. А затем инвестировала скромные $16 млн в компанию TravelCar, которая работала исключительно в Париже.

К моменту появления автоконцернов на рынке многие каршеринговые компании успели пройти несколько инвестраундов и привлечь средства фондов. В России этот этап пока в разгаре.

Так, основатель итальянской Conсern General Invest Винченцо Трани через подконтрольные структуры аккумулировал более половины «Делимобиля», лидирующего на московском рынке. Трани вложил, по различным оценкам, до 1,5 млрд рублей и не планирует останавливаться.

Более молодая и компактная BelkaCar привлекла сначала $260 000 от BMT Private Equity основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина. А чуть позже — еще €2,1 млн от европейского фонда прямых инвестиций Bryanston.

Объявляя о сделках, представители автоиндустрии и профессиональные инвесторы в один голос говорили о многообещающих рыночных перспективах, растущем спросе и пока еще свободной нише. Но может ли частный инвестор успешно следовать этим примерам?

Не биржевой товар

Проблема в том, что большинство привычных инвестору инструментов не применимы к каршерингу. За редким исключением участники этого сегмента так и не вышли на IPO, и их бумаги не торгуются на бирже.

Опыт каршерингов, которые все же оказались на бирже, не очень вдохновляет остальных. Так, американская Zipcar провела IPO в 2011-м, по итогам размещения ее капитализация превышала $1 млрд. Каршеринг тогда был модной новинкой в США. Рынок поддался ажиотажу и переоценил оператора, хотя тот с момента своего создания ежегодно демонстрировал потери.

К декабрю 2012-го бумаги ZipCar подешевели в 3,5 раза. В конце концов ее поглотила Avis Budget, заплатив за нее $0,5 млрд.

В минувшем июне на IPO вышла небольшая датская компания Green Mobility, которая работает с модными в Европе электрокарами. Рынок оценил оператора в $33 млн. Перспективы, учитывая опыт Zipcar, пока оцениваются осторожно.

С краудфандингом профильным игрокам тоже не очень везет. Новозеландская MyCarYourRental собрала на краудфандинговой площадке всего $4 000 вместо $300 000. Уже упомянутая BelkaCar — чуть более 42 000 рублей вместо запрошенных 1,6 млн. Хотя обе компании благополучно привлекли средства от венчурных и инвестфондов.

Частным лицам тоже нередко предлагают войти в капитал или прокредитовать развитие по договору с владельцем. Но обычно это микро-игроки, для которых прогнозы неутешительны. В крупных городах компаниям с парком до 100 машин выжить уже сложно, в мелких — недостаточна клиентская база.

Есть и специфические для каршеринга инструменты заработка — например, сдавать собственное авто через сервисы вроде Darenta или купить так называемую «инвестиционную машину». Первый способ подходит водителям, которые редко пользуются личным транспортом, и может принести скромную прибавку в $1 000-3 000 ежегодно. Второй подразумевает, что инвестор купит авто специально для того, чтобы передать сервису.

По расчетам Anytime, которая активно использует вторую модель, купленная примерно за 760 000 рублей Kia Rio принесет за два года 24% прибыли. Компания исходит из того, что машину можно будет продать за 0,5 млн рублей после двух лет использования в каршеринге. Но высокая аварийность, о которой говорят, например, фаундеры BelkaCar и пользователи Getaround, заставляет усомниться в цене продажи.

С автогигантами — спокойнее

Что же остается инвестору, который, несмотря ни на что, хочет заработать на каршеринге? Если он не обладает специальными знаниями в автомобильном бизнесе и не владеет ремонтной мастерской, финансовые инструменты, пусть и не многочисленные, для него удобнее и безопаснее, чем прямое участие в бизнесе.

Однако придется запастись терпением и тщательно выбирать объект вложений.

Европейский рынок каршеринга, на котором работает публичная Green Mobility, выглядит довольно привлекательно. Число пользователей в странах ЕС в прошлом году оценивалось примерно в 3 млн человек. К 2021 году этот показатель вырастет до 14 млн, считают аналитики BCG. Более того, именно в Европе будет сгенерирована основная часть доходов от каршеринга — €2,1 млн из общемировых €4,7 млн.

По сравнению с Zipcar, которая уходила в глубокий минус из-за агрессивной экспансии и расходов на ремонт, Green Mobility сморится лучше. Компания пока не собирается покорять весь мир и готова ограничиться Северной Европой. А здесь потребительская культура позволяет избежать огромного числа поломок и аварий, а значит, и расходов на починку.

Стоимость акции Green Mobility пока колеблется вокруг цены размещения с небольшой тенденцией к росту. И все же не стоит забывать, что по итогам прошлого года оператор показывал отрицательный доход.

К тому же компания — основана всего пару лет назад. Желающим вложиться в более опытных игроков придется искать площадки для инвестиций в непубличные компании. Так, платформа Equity Zen предлагает своим клиентам инвестиции в Getaround, которая работает в плюс.

Сам оператор уже привлек почти $90 млн от различных фондов и предлагает присоединиться к инвесторам через платформу AngelList. Вместе с Getaround там числятся около двух десятков каршеринговых проектов. На площадку попадают стартапы, у которых уже есть не менее $100 000 посевных инвестиций. С одной стороны, это подтверждает, что компанию позитивно оценили венчурные фонды, решив в нее вложиться. С другой, не стоит забывать, что фонды именно венчурные и изначально рассчитаны на высокий уровень риска.

Более безопасный сценарий — заработать на каршеринге косвенно, через инвестиции в бумаги автомобильных гигантов. Когда крупные автопроизводители объявляли о покупке или запуске каршерингового проекта, цена их акций почти всегда устойчиво шла вверх.

Да и в целом мировой авторынок чувствует себя лучше, чем прежде. Годовая доходность акций GM, запустившей сервис вместе с Uber, на сегодня превышает 18%. В свою очередь, автомобильный ETF CARZ показал плюс 21,2% за год: сюда входят бумаги крупнейших автоконцернов, и большинство из них уже работают в новом сегменте.

Однако в более длительной перспективе каршеринг способен принести немало головной боли компаниям, которые его развивают. Из-за перехода на совместное использование автомобилей, по прогнозу BCG, продажи машин упадут в ближайшие четыре года как минимум на процент.

Крупнейший акционер «Делимобиля» приобрел первый в России каршеринг

Каршеринговая компания Anytime перешла основному инвестору «Делимобиля» — компании Mikro Kapital Group. Новый владелец не планирует объединять бренды, однако пользователи смогут заказать автомобили из парка любого сервиса

Фото: Антон Белицкий / ТАСС

Крупнейший акционер «Делимобиля» — компания Mikro Kapital Group — приобрела 100% каршерингового сервиса Anytime, следует из сообщения компании, поступившего в РБК.

Сделка «расширяет экспансию группы на рынке каршеринга», а также является частью стратегии развития, которая предусматривает инвестиции в рынок каршеринга в размере €250 млн в течение двух лет, уточняется с сообщении.

Anytime — московская компания, которая первой начала оказывать услуги в сфере поминутной аренды автомобилей (каршеринга) в 2012 году. К 2018 году в парке компании было 720 машин в сегментах комфорт- и бизнес-класса, а также автомобили, подходящие для небольших грузоперевозок, сообщила РБК представитель компании. По данным базы данных СПАРК, владельцем 95% ООО «Энитайм» является Сабина Якубова, еще 5% — у Леви Ильканаева.

Покупка Anytime делает Mikro Kapital Group «ведущим оператором каршеринговых услуг в России», а также одним из первых операторов в Европе по размеру автопарка, говорится в сообщении Mikro Kapital Group.

После сделки компании не планируют объединять бренды, Anytime и «Делимобиль» продолжат вести самостоятельную и независимую операционную деятельность, однако инвестор ожидает роста оборота от обеих компаний. Аnytime при этом сосредоточится на развитии поминутной аренды автомобилей в бизнес-сегменте «с фокусом на дальнейшее технологическое развитие». Парк автомобилей Аnytime также планируют увеличивать. Через приложения «Делимобиля» и Anytime можно будет заказывать машины разного класса, в том числе и небольшие грузовые авто, рассказали в Mikro Kapital Group.

Mikro Kapital Group — компания по управлению активами, основанная итальянским предпринимателем и банкиром Винченцо Трани, она оказывает услуги микрофинансирования и каршеринга на территории 17 стран.

Выгодна ли партнерская программа каршеринга YouDrive

Недавно YouDrive объявил о привлечении автомобилей физических лиц в свой автопарк. Каршеровод Кирилл Макаров выяснил, насколько выгодно это предложение.

Идея YouDrive не нова. Anytime, еще будучи единственной каршеринговой компанией Москвы, предлагал своим клиентам инвестиционную программу с двумя вариантами выплат: фиксированная сумма в месяц или процент от оборота. Судя по всему, эта модель привлечения автомобилей оказалась не очень удачной, ведь и сам Anytime, и все остальные каршеринговые компании выбрали другой способ наращивания автопарка — лизинг у крупных лизинговых компаний.

Тем не менее в 2019 году YouDrive решил перезапустить эту идею, предлагая, на первый взгляд, очень привлекательные условия. Компания берет на себя все операционные расходы по обслуживанию автомобиля и даже несет риски по ремонту после ДТП. Инвестору остается только получать фиксированную сумму, и это в чистом виде пассивный доход. Весь вопрос в том, хороший ли это доход.

И как же это узнать?

Чтобы оценить привлекательность идеи передать автомобиль в управление каршеринговой компании, я посчитал сумму вложений в покупки и потенциальную прибыль для каждого из пяти предлагаемых автомобилей. Хотя на сайте этого явно и не указано, все автомобили я рассматривал с коробкой-автомат, потому что де-факто это стандарт каршерингового автомобиля. YouDrive предусмотрительно указывает интересующую его комплектацию, но для всех автомобилей, кроме Поло, это фактически базовые комплектации.

Все свои нехитрые вычисления я привел в таблице ниже, но к ней требуются некоторые пояснения.

Первый и самый важный вывод: за три года ни один автомобиль из списка не окупает вложений. Возврат инвестиций — максимум 82%.

Затея становится прибыльной только после продажи автомобиля. В качестве цены продажи я брал нижнюю границу рынка по Авто.ру для автомобилей 2015 года (в январе 2019-го логичнее отсчитывать три года от 2015-го), но дело в том, что первые три модели в таблице — типичные представители автопарка такси. Соответственно, и самые дешевые предложения — машины после такси. Это означает убитые автомобили с огромным пробегом и остаточной стоимостью примерно 40% от цены покупки. Близкие к каршерингу условия, то, что нужно.

А вот для Креты и Каптюра условия другие. Во-первых, они начали продаваться только в 2016-м, а во-вторых, их нет в такси, соответственно, и цена продажи значительно выше. С одной стороны, надо бы сделать поправку на специфику арендного использования автомобиля и заложить цену продажи на уровне 40%. Но с другой стороны, мы знаем, по какой цене продавались автомобили EasyRide после года использования. По вполне рыночной. Поэтому я не стал закладывать очень низкую стоимость продажи, а вместо этого в отдельной таблице посмотрел, как влияет цена продажи на общую прибыльность.

Второй важный вывод из этой таблицы: ключевым показателем, влияющим на прибыльность, является цена продажи. Самым прибыльным автомобилем в списке является Крета, главным образом потому, что теряет только 20% стоимости при продаже, а не 60%, как троица машин-такси. Если же продавать автомобиль за 40% от цены покупки, прибыльность падает до тех же значений, что и у Соляриса, Поло и Рио.

А что же с ценой продажи этой троицы? Если читатель перепроверит цены, которые я брал для расчетов, то обнаружит, что это цены на автомобили в минимальной комплектации, со слабым двигателем и механической коробкой передач. Но ведь YouDrive не принимает такие автомобили. Резонный вопрос.

Как видно, разница может быть очень значительной. В данном случае она составляет 100 000 рублей. Это максимум для трех автомобилей-такси, которые принимает YouDrive. Да, между ними разница пробега 200 000 км, один — рестайлинг, а другой — дорестайлинговый такси. В лоб две машины сравнивать трудно. Главное, что мы должны извлечь, — состояние автомобиля может очень сильно влиять на стоимость продажи, а значит, и на нашу прибыль. Потому что разница между Rio на механике и Rio на автомате составила всего 15 000 рублей.

Поговорим о цифрах

Итак, в сухом остатке получается, что все предприятие принесет инвестору около 20% прибыли за три года.

Много это или мало? Открыв вклад в Сбербанке, самом надежном банке России, мы получим максимум 5,15% годовых, или 16,25% за три года с учетом капитализации процентов. А если мы хотим поискать вклад с более высокими процентами, то найдем что-то в районе 8%. Если быть точным, 8,65% при условии оформления кредитной карты и регулярных трат по ней. Поскольку я на это не готов, я буду исходить из цифры 8. Это 25,9% за три года с учетом капитализации.

Инфляция в России в последние три года была низка, рубль обесценился примерно на 10%. Таким образом, предложение YouDrive обгоняет инфляцию и примерно соответствует наиболее доходным банковским вкладам. Принципиально — можно брать.

А что кредит?

Действительно, что будет, если у вас нет миллиона рублей на руках, а поучаствовать в этом празднике жизни хочется? Имеет ли смысл брать кредит под покупку такого автомобиля? Тут ответ будет прост. Нет, весь смысл пропадает.

Чтобы понять это, достаточно взять наименьший ежемесячный платеж, предлагаемый автопроизводителями (около 6000 рублей), и вычесть его из суммы ежемесячного платежа YouDrive. Результат — доходность около 5% за три года, полностью зависящая от того, насколько выгодно продан автомобиль. Ведь теперь платежами YouDrive покрывается не 80%, а только 55% стоимости автомобиля. Остальное можно получить только с продажи. Я брал расчет только для Solaris и не углублялся в детали кредитных условий. Понятно, что меньше рекламируемого ежемесячный платеж быть не может. Но раз даже такой платеж ставит затею на грань рентабельности, ясно, что все остальные случаи будут и вовсе убыточными.

Резюме

По результатам моих подсчетов пять предлагаемых YouDrive автомобилей разделились на две группы: легковые автомобили, популярные у таксистов, и кроссоверы. Худший результат показал Kia Rio X-line из-за высокой цены относительно конкурентов Polo и Solaris. Лучший из этой троицы — Solaris, но отставание Polo — всего 0,09%. Кроссоверы выглядят значительно выгоднее, но надо помнить, что выгода в первую очередь зависит от цены продажи, а статистики по продажам активно (и даже агрессивно) использовавшихся Каптюров и Крет, по сути, нет. Тем не менее самой выгодной машиной оказался Hyundai Creta, он же самый дорогой автомобиль из списка.

Итак:

— за три года YouDrive вернет платежами максимум 82% стоимости автомобиля;
— итоговая доходность зависит от того, как дорого удастся продать автомобиль;
— в худшем случае прибыль за три года составит 18.5%;
— это лучше, чем вклад в Сбере, но есть вклады и получше (да все лучше, чем вклад в Сбере);
— чтобы затея стала выгоднее, чем вклад в банке, остаточная стоимость автомобиля должна быть не ниже 50%;
— кроссоверы выглядят намного доходнее;
— кредит убивает выгоду напрочь.

Источник https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/349199-karshering-prostoy-sposob-poluchit-25-godovyh-ili-ocherednaya-lovushka

Источник https://www.rbc.ru/business/14/05/2018/5af9957c9a7947b9fe6c8025

Источник https://truesharing.ru/b/16521/