Формирование лотов в электронном аукционе по 44 ФЗ в 2022 году

Содержание

Несколько лотов в тендере

Юлия Клюева » 29 июл 2015, 14:28

Marrny писал(а): Если представлено несколько лотов можно ли подать заявку на один лот? Или только на все сразу. Автоматически? Не очень понимаю.

Ч.6 ст. 24 закона 44-ФЗ:

6. При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Юлия Клюева Завсегдатай Сообщений: 591 Зарегистрирован: 13 фев 2015, 13:05 Откуда: Ярославль, РФ Благодарил (а): 15 раз. Поблагодарили: 84 раз. Роль: Поставщик Пункты репутации: 27

Re: Несколько лотов в аукционе

AlexP » 29 июл 2015, 14:29

Если лотов несколько, имеете право подать заявку на 1 лот или любое количество, по вашему выбору.
На каждый лот подается отдельная заявка.

AlexP Знаток Сообщений: 1609 Зарегистрирован: 26 ноя 2012, 14:05 Откуда: Москва Благодарил (а): 7 раз. Поблагодарили: 317 раз. Роль: Поставщик Пункты репутации: 90

Странная ситуация. Нужна помощь в написании жалобы.

KristinaOrsk » 31 июл 2015, 15:15

Доброго времени суток!
Проблема в следующем: Заказчик опубликовал документацию открытого конкурса в котором было 3 лота. Конкретных инструкций по сбору заявок в отношении каждого лота в документации нет, единственное, что указал заказчик (стандартно), что — «Участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота).».
Наша организация подала одну заявку в которой было описание по всем трем лотам.
По итогам рассмотрения заявок, заказчик публикует протокол в котором разделяет лоты и указывает, что: по лоту № 1 подано — 4 заявки (включая нашу организацию)..
по лоту №2 подано — 3 заявки (уже без нашей организации) хотя в нашей заявке есть условия и ценовое предложение по 2-му лоту тоже, и обеспечение оплачено. В итоге, все заявки кроме нашей признают не соответствующими, а нас победителем но только по первому лоту. Звонили заказчику, что бы выяснить, почему нашу заявку не включили и по второму лоту?! Ответом было, что — «Нужно было подавать заявки на каждый лот отдельно».

Помогите составить жалобу в УФАС, грамотно сформулировать ссылаясь на статьи закона. Я новичок в этом деле и ни разу в УФАС выходить не приходилось.

KristinaOrsk Новичок Сообщений: 2 Зарегистрирован: 31 июл 2015, 15:01 Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз. Роль: Поставщик Пункты репутации: 0

Re: Странная ситуация. Нужна помощь в написании жалобы.

1year » 31 июл 2015, 15:31

KristinaOrsk писал(а): Доброго времени суток!
Проблема в следующем: Заказчик опубликовал документацию открытого конкурса в котором было 3 лота. Конкретных инструкций по сбору заявок в отношении каждого лота в документации нет, единственное, что указал заказчик (стандартно), что — «Участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота).».
Наша организация подала одну заявку в которой было описание по всем трем лотам.
По итогам рассмотрения заявок, заказчик публикует протокол в котором разделяет лоты и указывает, что: по лоту № 1 подано — 4 заявки (включая нашу организацию)..
по лоту №2 подано — 3 заявки (уже без нашей организации) хотя в нашей заявке есть условия и ценовое предложение по 2-му лоту тоже, и обеспечение оплачено. В итоге, все заявки кроме нашей признают не соответствующими, а нас победителем но только по первому лоту. Звонили заказчику, что бы выяснить, почему нашу заявку не включили и по второму лоту?! Ответом было, что — «Нужно было подавать заявки на каждый лот отдельно».

Помогите составить жалобу в УФАС, грамотно сформулировать ссылаясь на статьи закона. Я новичок в этом деле и ни разу в УФАС выходить не приходилось.

по какому ФЗ была процедура?

1year Профессор Сообщений: 3715 Зарегистрирован: 22 янв 2014, 10:48 Благодарил (а): 298 раз. Поблагодарили: 442 раз. Роль: Поставщик Пункты репутации: 225

Re: Странная ситуация. Нужна помощь в написании жалобы.

rus94 » 31 июл 2015, 15:33

7. Участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса ( лота ).

rus94 Профессор Сообщений: 15480 Зарегистрирован: 30 авг 2012, 15:52 Благодарил (а): 185 раз. Поблагодарили: 1701 раз. Роль: Заказчик Пункты репутации: 776

Re: Странная ситуация. Нужна помощь в написании жалобы.

KristinaOrsk » 31 июл 2015, 16:58

KristinaOrsk Новичок Сообщений: 2 Зарегистрирован: 31 июл 2015, 15:01 Благодарил (а): 0 раз. Поблагодарили: 0 раз. Роль: Поставщик Пункты репутации: 0

Re: Странная ситуация. Нужна помощь в написании жалобы.

1year » 31 июл 2015, 17:07

все правомерно, жаловаться не на что:
ст. 24, ч.6:

«При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт «

1year Профессор Сообщений: 3715 Зарегистрирован: 22 янв 2014, 10:48 Благодарил (а): 298 раз. Поблагодарили: 442 раз. Роль: Поставщик Пункты репутации: 225

Re: принцип выделения лотов в торгах

Наташа » 21 окт 2015, 00:57

Планируем закупку мебели офисной..подскажите как лучше провести..конкурсом. аукционом. котировками. И должны мы разделить закупку на лоты (стулья к стульям . .шкафы к шкафам)или не принцип аль но. . и что тогда такое лоты. в каких случаях их применять ?

Наташа Посетитель Сообщений: 16 Зарегистрирован: 09 окт 2015, 12:15 Благодарил (а): 3 раз. Поблагодарили: 0 раз. Роль: Заказчик Пункты репутации: 0

Re: принцип выделения лотов в торгах

Irina09 » 21 окт 2015, 13:00

Наташа писал(а): Планируем закупку мебели офисной..подскажите как лучше провести..конкурсом. аукционом. котировками. И должны мы разделить закупку на лоты (стулья к стульям . .шкафы к шкафам)или не принцип аль но. . и что тогда такое лоты. в каких случаях их применять ?

Конкурсом- лично для меня, нежелательно. Котировкой можно до 500 тысяч. Аукцион можно провести один-закупка мебели. Лоты с различными видами товаров вы можете применить в одной закупке только по конкурсу, и по каждому лоту свой контракт. В аукционах-одна закупка — 1 лот.

Irina09 Профессор Сообщений: 2955 Зарегистрирован: 08 апр 2014, 14:21 Благодарил (а): 2 раз. Поблагодарили: 551 раз. Роль: Заказчик Пункты репутации: 171

Re: принцип выделения лотов в торгах

Наташа » 21 окт 2015, 19:11

Наташа Посетитель Сообщений: 16 Зарегистрирован: 09 окт 2015, 12:15 Благодарил (а): 3 раз. Поблагодарили: 0 раз. Роль: Заказчик Пункты репутации: 0

Как формировать лоты в торгах по 44-ФЗ: новые правила для закупок перевозок

Лоты в закупках — это обособленная доля товаров, работ и услуг, которую заказчик выделяет в одном тендере. ФАС подготовила разъяснение с особыми требованиями для тендеров регулярных перевозок пассажиров и багажа. Если их не соблюдать, то оштрафуют за ограничение конкуренции и количества исполнителей.

Скачать Письмо ФАС №ИА/85875/20 от 02.10.2020 из КонсультантПлюс
Скачать Письмо ФАС №МЕ/96706/20 от 05.11.2020 из КонсультантПлюс

Последние разъяснения

ФАС на сайте опубликовала дополнительное разъяснение №МЕ/96706/20 от 05.11.2020 к письму №ИА/85875/20 от 02.10.2020. В допразъяснениях ФАС указала, что сложилась различная практика формирования лотов для закупок по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по Федеральному закону №220-ФЗ от 13.07.2015 об организации перевозок и Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 о контрактной системе из-за действий региональных и местных властей. Они при организации торгов на оказание услуг по регулярным перевозкам не понимают, как составить лоты, чтобы не ограничить конкуренцию и количество участников торгов. Из-за этого ФАС в Письме №ИА/85875/20 от 02.10.2020 определила критерии, которые отражают, что сформированные объекты закупок не ограничивают конкуренцию и количество участников торгов. Это сделали для приведения практики применения контрактного законодательства к единообразию.

Если использовать эти критерии при формировании объекта закупки, то действия госзаказчика не признают нарушающими законодательство.

А если заказчик не сформирует объект закупки по этим критериям, то это не значит, что его действия автоматически нарушают законодательство. В этом случае дополнительно рассматривают конкурентную среду, которая сложилась на рынке. Для этого заказчикам приходится обращаться в территориальный орган ФАС для консультаций по количеству лотов при проведении торгов на организацию регулярных перевозок.

После того как территориальный орган ФАС получит обращение на основании сведений о состоянии конкуренции на товарном рынке, он сформирует позицию по достаточности меньшего количества лотов для соблюдения конкурентной среды при проведении таких торгов с учетом с учетом Письма ФАС №ИА/85875/20 от 02.10.2020.

Напомним, что в Письме №ИА/85875/20 от 02.10.2020 контролеры определили минимальное количество лотов и максимальный размер обеспечения исполнения госконтракта в зависимости от численности населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут. Собрали эти требования в таблицу.

Численность населения одного или нескольких муниципальных образований, по которым проходит маршрут

Минимальное количество для формирования лотов по 44-ФЗ при организации регулярных перевозок

Максимальный размер обеспечения исполнения контракта (млн руб.)

От 50 000 до 150 000

От 150 000 до 1 000 000

Свыше 1 000 000

Москва и Санкт-Петербург

Общая протяженность маршрутов не должна отличаться от протяженности маршрутов других лотов больше чем на 20%. Перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам придется делить на разные процедуры.

Период выполнения обязательств по таким госконтрактам — не больше 10 лет. Этот срок установили и для выполнения контрактов на регулярные перевозки по межрегиональным маршрутам. ФАС указала, что такие закупки придется делить как минимум на 5 лотов, а максимальный размер обеспечения госконтракта — 300 млн рублей.

Если требования невыполнимы (нельзя сформировать требуемое количество лотов или не представляется возможным купить разные виды маршрутов по отдельности), то придется обращаться в УФАС с обоснованием невозможности определить исполнителя с реализацией этих требований.

Если контрольный орган даст согласие на проведение процедуры по-другому, это не ограничит конкуренцию и количество исполнителей.

Менять условия о сроках выполнения обязательств по контракту и о максимальном размере обеспечения контракта нельзя.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие товары, работы и услуги объединяются в один лот в госзакупках. Используйте эти инструкции бесплатно, чтобы не ошибиться.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Порядок формирования по 44-ФЗ

Обособление товаров, работ и услуг в одном заказе, или лотирование, допускается в случае приобретения однотипной продукции. Если заказчику необходимо закупить однотипные или связанные между собой (технологически и функционально) изделия, он вправе заключить несколько контрактов в рамках одной закупки.

В положениях 44-ФЗ не содержится прямого определения, что такое лот в закупках, но в ч. 6 ст. 24 44-ФЗ есть такое разъяснение: если в закупочной документации отдельно указывают несколько объектов заказа, обоснование НМЦК, сроки и способы поставки, участники обязаны подать заявки по каждому указанному лоту.

Вот в чем суть этого норматива: если заказчику необходимо объединить в одном тендере однотипную продукцию, технически или технологически связанную между собой, то проводится многолотовая закупка по 44-ФЗ с разделением закупочных позиций. В каждом лоте отдельно указывают:

  • предмет заказа;
  • начальную (максимальную) цену товара, работы, услуги и ее обоснование;
  • размер обеспечения заявки (если такое требование установлено в документации);
  • сроки и ключевые условия поставки;
  • порядок обеспечения исполнения госконтракта.

Допускается несколько лотов в одной госзакупке. Если вам необходимо изменить или отменить одну из лотовых позиций, вы корректируете или отменяете только ее, остальные группы не меняются. Составляют протоколы и подводят итоги по всем позициям отдельно. По результатам многолотового тендера заказчик заключает контракты по каждой включенной группе.

Не все способы определения поставщика допускают обособление товарных групп. В 2020 году лоты в электронном аукционе по 44-ФЗ запрещены — выделение продукции доступно только для конкурсных процедур.

Правила объединения

По каким нормам проводится формирование лотов по закону о контрактной системе:

  1. Заказчикам запрещено включать в состав товарных групп позиции, которые технически и функционально не связаны с продукцией, являющейся предметом госзакупки (ч. 3 ст. 17 135-ФЗ от 26.07.2006).
  2. Об этом же говорится и в Кодексе административных правонарушений: включение в состав одного лота товаров, работ и услуг, не связанных между собой технологически и функционально, грозит заказчику штрафом в размере 1% от НМЦК, но в границах от 5000 до 30 000 рублей (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ).
  3. Нельзя объединять в одну группу товары, в отношении которых применяется национальный режим по ст. 14 44-ФЗ (п. 3 Приказа Минфина №126н от 04.06.2018).

Следует помнить, что многолотовый аукцион в электронной форме 44-ФЗ теперь не проводится. Не формируют товарные группы и при осуществлении запроса котировок, запроса предложений, электронных процедур и закрытых электронных торгов.

Примеры по 44-ФЗ

Далеко не все лоты могут выделяться при осуществлении закупки 44-ФЗ: по закону о защите конкуренции обособление проводится только для однотипных, технологических и функционально связанных товаров, работ и услуг. Большая часть госзакупок проводится по одной позиции.

Нередки и ошибки при формировании многолотовых тендеров. Не рекомендуется объединять в одной закупке:

  • поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг;
  • строительные, исследовательские и проектные заказы;
  • лицензированную и нелицензированную деятельность;
  • приобретение продуктов питания и процесс организации питания в детских и лечебных учреждениях;
  • различные виды строительных работ в ходе ремонта или строительства.

Обособление товаров, работ и услуг в одном тендере — это опция, доступная только для конкурсных процедур.

Определение поставщика в многолотовой закупке

Регламента или инструкции, как в лот по малым закупкам добавить деньги на выделение товарных групп, нет: этого сделать нельзя. Предмет контракта с единственным поставщиком только один. Заказчики проводят закупки малого объема отдельно по каждому приобретаемому объекту заказа.

Интересная практика

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении по делу №А33-311/2020 от 14.10.2020 признал, что в госзакупках законно объединять в один лот продукты разных категорий: молоко, крупа, мясо и т.д. Заказчик планировал долгосрочную еженедельную поставку по предварительным заявкам для социально значимых учреждений.

ФАС признала такие действия необоснованными, но суды с этими выводами не согласились по таким основаниям:

  1. По 44-ФЗ не запрещено покупать одним лотом товары, которые делятся на отдельные виды.
  2. В закупочных документах не обязательно прописываются условия, которые удовлетворяют всех потенциальных поставщиков.
  3. Разная продукция в рамках одного лота складывается в единый объект закупки. Она подходит под один вид товаров — пищевой продукции.
  4. Основная цель тендеров — эффективное использование бюджетных денег, а не обеспечение условий для участия максимального количества потенциальных поставщиков. Если кто-то из претендентов не в состоянии поставить товар, это не означает, что их права нарушены или конкуренция ограничивается.

В этом тендере участвовало 6 претендентов. ФАС не смогла доказать, что разделение закупки на отдельные процедуры увеличило бы количество участников, а цена товара снизилась бы или осталась неизменной.

Суды учли и такие пояснения заказчика:

  • закупка продуктов одним госконтрактом в течение длительного времени более удобна и выгодна;
  • объединение продуктов в один лот приводит к удовлетворению потребностей различных категорий людей;
  • стороны по соглашению вправе перераспределить товарные единицы без изменения цены;
  • закупка товаров несколькими закупками влечет большее количество контрактов, следовательно, увеличивает трудозатраты заказчика, затрудняет поставку и приемку товара, оформление отчетов.

Обратим внимание и на позицию контрольных органов, которые стояли на выводах, что такие действия приводят к ограничению конкуренции по таким основаниям:

  1. Объект госзакупки — продукты разных категорий. Они формируют самостоятельные товарные рынки. Потенциальные поставщики могут и не иметь возможности поставить продукцию в совокупности.
  2. Товары обладают различными потребительскими свойства. Они не связаны между собой технологически и функционально.
  3. В закупке затруднительно участвовать производителям, товары другой линейки им придется покупать у других субъектов.

Антимонопольный орган считает, что продукты следует покупать отдельными процедурами.

Скачать Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу №А33-311/2020 от 14.10.2020 из КонсультантПлюс

Правила и порядок формирования лотов по 223-ФЗ

Конкретных правил по выделению товарных групп в 223-ФЗ нет. Актуальным в этом случае является закон о защите конкуренции: не ограничивайте количество участников закупки вашей разбивкой. Если товары, работы и услуги технологически и функционально не связаны между собой, вас оштрафуют.

Опишите порядок формирования многолотового заказа в Положении о закупке. Укажите допустимые конкурентные способы определения поставщика, алгоритм определения взаимосвязи между продукцией (например, таблица для участия в нескольких лотах), правила принятия решения о выделении позиций в одном тендере.

Многолотовые заказы по 223-ФЗ проводятся по общим правилам. Подготовьте закупочную документацию, рассчитайте цену, установите требования к участникам. Следуйте порядку, закрепленному в Положении о закупке. Нет необходимости и определять номер лота — Единая информационная система ведет автоматическую нумерацию.

Дальше закупка осуществляется по правилам 223-ФЗ. Участники подают заявки по каждой позиции тендера (ч. 11. ст. 3.2 223-ФЗ). Заказчик рассматривает предложение и выбирает исполнителей.

Если вы проводите заказ через Единую автоматизированную систему торгов Москвы, придерживайтесь Положения о закупке и регламента работы на торговой площадке. Вот инструкция, как сделать лот на единицу продукции в ЕАИСТ для детализации позиций:

  1. Определяем объект закупки.
  2. Формируем лот.
  3. Детализируем строку. Указываем цену товарной единицы и объем заказа.
  4. Готовим извещение.
  5. Прикрепляем к извещению техническое задание, обоснование НМЦК и требования к исполнению договора.

Техническая документация, расчеты и условия контракта готовятся отдельно по каждой группе.

Примеры по 223-ФЗ

ФАС очень внимательно относится к жалобам на многолотовые заказы. Если заказчик готовит неделимый тендер, но объединение продукции необоснованно, исполнителю и организации грозит штраф.

Самое распространенное нарушение — включение в одну закупку проектных, исследовательских и строительных работ. Оштрафуют и за объединение поставок комплектующих и обслуживание оргтехники в одном договоре. Если заказчик докажет, что все позиции в соглашении однотипные и функционально взаимосвязанные, санкций удастся избежать.

Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Объединение лотов по 44 ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 14 июня

Объединение лотов по 44 ФЗ: актуальная информация на 2020 г

Объединение лотов по 44 ФЗ: актуальная информация на 2020 г

Полезные материалы для скачивания

pdf файл

Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19

Изменения в законодательстве по госзакупкам

pdf файл

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Новые условия заключения прямого договора

pdf файл

Аукцион в электронной форме

Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия

pdf файл

Планирование закупок по 44-ФЗ

pdf файл

Кадровое обеспечение по 44-ФЗ

Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что собой представляет лот
  • В каких случаях выделяют лоты по 44-ФЗ
  • Основные нюансы объединения лотов в один по 44-ФЗ
  • Что будет нового в 44-ФЗ в 2020 году
  • Можно ли закупать одним лотом товары и услуги по 44-ФЗ
  • Вправе ли заказчик объединять в один лот инженерно-геологические работы и разработку проектной документации по 44-ФЗ
  • Возможно ли по 44-ФЗ объединить лоты строительно-монтажных работ и разработки рабочей документации

Пожалуй, одним из самых горячих вопросов при организации закупок в контрактной области является объединение лотов по 44 ФЗ. То или иное совмещение предоставления услуг и поставки товаров может рассматриваться из самых разных точек зрения и подходов.

Кто-то считает, что такие объединения правомерны, другие высказывают иное мнение. Чтобы глубже разобраться в этом вопросе, в частности в том, что говорит об этом закон, читайте далее нашу статью.

Что собой представляет лот

Что собой представляет лот

С позиции 44-ФЗ лот представляет собой объект закупки, состоящий из некоторого количества товаров (услуг), имеющих набор одинаковых характеристик, на основании которых и осуществляется их объединение в один объект. Такими характеристиками являются технологические и функциональные параметры товара. Каждый объект имеет обоснованную начальную цену, в отношении него договором определяются сроки поставки и прочие существенные условия.

Если заказчик нарушает какие-либо правила при объединении товаров в лот, то это может привести к трудностям для подрядчиков при исполнении заказа, что фактически является фактором ограничения конкуренции. Таким образом нарушаются основные положения контрактной системы и 135-ФЗ.

В 44-ФЗ предусмотрена возможность размещать заказы в виде лотов при отборе покупателя методом закрытого электронного аукциона и конкурса.

Сама процедура проводится по стандартной схеме, при этом объектом закупки выступает каждый отдельный лот. Торги могут быть признаны несостоявшимися по каждому объекту. Также для каждого лота возможно продлить срок приема заявок. Если на торги выставлено несколько объектов, то условия могут измениться лишь для одного, тогда как остальные торгуются в соответствии с начальным регламентом. Заявки можно подавать на каждый лот, и контракты также заключаются по ним отдельно.

В каких случаях выделяют лоты по 44-ФЗ

В каких случаях выделяют лоты по 44-ФЗ

Когда заказчик прибегает к поиску исполнителя методом проведения конкурса или закрытого аукциона, он составляет извещение и разрабатывает документацию о закупке, в которой выделены и описаны лоты.

Для каждого лота потребуется составить свое техническое задание и указать следующую информацию:

  • описание объекта закупки;
  • НМЦК и ее обоснование;
  • сроки исполнения контракта;
  • условия поставки товара или оказания услуг.

Лот рассматривается как самостоятельный объект, по которому подается отдельная заявка и заключается свой контракт. Это положение прописано в части 6 статьи 24 закона № 44-ФЗ.

Основные нюансы объединения лотов в один по 44-ФЗ

Основные нюансы объединения лотов в один по 44-ФЗ

Наибольшие трудности у заказчиков вызывает вопрос объединения товаров и работ в один лот по 44-ФЗ. Такое объединение должно производиться на основании некоторых общих характеристик, но каких именно, закон указаний не дает. При рассмотрении данных вопросов в суде решения о правомерности объединения также выносятся с учетом конкретной ситуации, что не дает однозначной картины.

Чаще всего исполнители обращаются в ФАС с претензией на необоснованное объединение лотов по закупкам по 44-ФЗ, когда заказчик в рамках одного лота выставляет на торги следующие объекты:

  1. Различная лицензированная и нелицензированная деятельность.
  2. Инженерные изыскания, проектные и строительно-монтажные работы.
  3. Строительство, монтаж и поставка стройматериалов.
  4. Объединение всех типов работ при строительстве объекта под ключ.
  5. Поставка продуктов и организация питания для дошкольных учреждений.

Когда торги проводятся в соответствии с 223-ФЗ, заказчик также обязан придерживаться всех правил, о которых шла речь выше. Объединение лотов и в этом случае должно осуществляться по принципам, не ограничивающим конкуренцию.

Что будет нового в 44-ФЗ в 2020 году

Что будет нового в 44-ФЗ в 2020 году

В текущем году в закон внесены следующие положения:

  1. Конкретизировано понятие «контракт жизненного цикла».
  2. Если работы проводятся в рамках национальных проектов, то допускается объединение в лот разработки проектно-сметной документации и строительства каждого конкретного объекта.

С 1 января 2020 года вступило в силу положение:

  • Исполнитель, подавая заявку на участие в аукционе, конкурсе, запросе котировок и запросе предложений, обязан указать страну – производителя товара. Это условие выполняется и в том случае, если заказчик устанавливает какие-либо ограничения в соответствии со ст. 14 44-ФЗ.

С 1 июля 2020 года вводятся следующие положения:

Правила проведения процедуры запроса котировок

  1. Снимается годовой лимит на закупки, когда поставщик определяется методом запроса котировок.
  2. Отменить процедуру запроса котировок можно за час до окончания срока подачи заявок участниками. В предыдущей версии закона этот период равнялся 2 дням.
  3. Изменились правила проведения процедуры запроса котировок. Вместо 5 статей, утративших силу, появилась одна, объединившая в себе их содержание. Данная процедура будет проводиться при НМЦК 3 млн руб. (в предыдущей версии порог составлял 500 000 руб.). Минимальный срок подачи заявок после публикации извещения в ЕИС сократится с 5 рабочих дней до 4.
  4. Будут внесены изменения и в процедуру закупки у единственного поставщика, в статью 93 вводятся 9 новых пунктов:
  • Если процедура выбора поставщика путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений признается несостоявшейся, то последующее заключение контракта с единственным поставщиком требует согласования с контрольными службами. Также согласованию подлежит контракт, если он предусматривает НМЦК, превышающую установленный правительством лимит.
  • Если процедура выбора поставщика признается несостоявшейся, это факт закрепляется путем публикации в ЕИС или оформлением соответствующего протокола. После чего у заказчика есть 5 дней, чтобы обратиться в ФАС на предмет согласования последующего заключения контракта. ФАС принимает решение в течение 10 рабочих дней, только при его наличии заказчик имеет право продолжать процедуру. Если согласование получено, то заключается контракт. Когда ФАС принимает отрицательное решение, заказчик составляет новый план-график и инициирует закупку заново.
  • Неконкурентная закупка с начальной ценой не более 3 млн руб. проводится на электронной площадке. Потенциальные поставщики подают электронную заявку, в которой приводятся данные о цене, характеристиках и наименовании товара, руководствуясь КТРУ.

Заказчик инициирует процедуру закупки путем размещения извещения в ЕИС. После этого на протяжении часа площадка отбирает из имеющихся заявок 5 претендентов, максимально подходящих под требования заказчика. Заявки передаются заказчику, который в течение суток их рассматривает, присваивая номера по возрастанию цены, выбирает из предложений наиболее выгодное. После чего заключается контракт с поставщиком под номером один.

Можно ли закупать одним лотом товары и услуги по 44-ФЗ

Можно ли закупать одним лотом товары и услуги по 44-ФЗ

Если к закупке предполагается оборудование, требующее последующего монтажа, установки и наладки, в этом случае возможно объединение товаров и услуг в лот по 44-ФЗ. В частности, одним лотом можно разместить заказ по оборудованию компьютерного класса с монтажом сети, установкой программного обеспечения и полной наладкой его работы.

Если заказчик прибегает к такому объединению лотов, имея при этом аналогичное оборудование в эксплуатации, то ему имеет смысл выдвинуть конкретные требования по совместимости существующего оборудования и закупаемого. В этом случае в техническом задании нужно подробно описать, по каким параметрам оценивается совместимость, привести список техники, находящейся в эксплуатации.

Также подробно расписываются работы, в которых нуждается заказчик. При объединении товаров и работ в один лот необходимо учитывать, что цена оборудования должна быть больше стоимости работ. В противном случае такое объединение с большой вероятностью послужит поводом для разбирательств различного рода. Если же стоимость необходимого объема работ объективно превышает цену самого оборудования, то лучше выставлять их как два отдельных объекта.

Ст. 66 закона № 44-ФЗ регламентирует порядок подачи заявок участниками электронного аукциона. В части 3 этой статьи указано, что подрядчик в заявке дает согласие поставить товар, выполнить работу или оказать услугу в точном соответствии с требованиями заказчика, изложенными в документации. Помимо основных характеристик товара, в заявке приводятся следующие его параметры (при их наличии): товарный знак, фирменное наименование, знак обслуживания, патенты, полезные модели, промышленные образцы. Также указывается страна-изготовитель.

При размещении заказов необходимо учитывать ограничения, касающиеся допуска товаров иностранного производства, которые установлены постановлением № 968. Также принимаются во внимание положения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 № 126н, предоставляющие преференции определённым группам товаров.

Если речь идет о поставке продукции радиоэлектронной промышленности, то необходимо руководствоваться ещё и приказом Минпромторга от 20.02.2016 № 467, в котором приводится форма типового контракта поставки.

Вправе ли заказчик объединять в один лот инженерно-геологические работы и разработку проектной документации по 44-ФЗ

Разработка проектной документации

Как уже говорилось выше, объединение лотов по 44-ФЗ допускается при наличии функциональной и технологической взаимосвязи между поставляемыми товарами и производимыми работами. Если же подобная взаимосвязь не вполне очевидна, то не следует привлекать внимание контролирующих органов и напрашиваться на обвинение в препятствии конкуренции. В этом случае объединение объектов несет в себе риски, и лучше провести закупку по отдельности.

Вышесказанное основано на положениях нескольких законодательных актов.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 44-ФЗ) регламентирует, в каком объеме заказчик должен в документации описать объект закупки. Должны быть приведены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара за исключением тех, которые могут ограничить участие каких-либо субъектов в конкурсе (п. 1 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).

Формируя документацию относительно объекта закупки, заказчик исходит из собственных потребностей, определяет перечень необходимых товаров, работ, услуг и их характеристики (ст. 12, ч.ч. 1 и 2 ст. 33 44-ФЗ). Объединение объектов не противоречит этому положению. Это право заказчика подтверждается письмами Минэкономразвития России от 12.01.2017 № ОГ-Д28-771, от 16.01.2015 № Д28и-71 и судебной практикой (решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 № 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 № Ф04-3087/16).

При формировании требований к объекту закупки заказчик обязан также руководствоваться положениями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон № 135-ФЗ). Этот нормативный акт устанавливает, что объединение в один лот товаров и работ, не имеющих функциональной и технологической связи, ограничивает конкуренцию, поэтому такое объединение при проведении закупок путем процедур конкурентных торгов, запроса котировок, запроса предложений является противозаконным.

Положения ч. 3 статьи 17 закона № 135-ФЗ фактически являются специальной нормой по отношению к закону № 44-ФЗ. Поэтому ими нельзя пренебрегать при проведении госзакупок при принятии решения об объединении объектов. Это доказывается в том числе судебной практикой.

Но в практическом вопросе объединения лотов по 44-ФЗ по-прежнему существует множество белых пятен, так как в законе нет никаких указаний, по каким критериям устанавливается технологическая и функциональная взаимосвязь между товарами, работами и услугами. Следовательно, в каждом случае целесообразность объединения объектов должна устанавливаться заказчиком самостоятельно.

Возможно ли по 44-ФЗ объединить лоты строительно-монтажных работ и разработки рабочей документации

Разработка рабочей документации

Такое объединение лотов противоречит требованиям 44-ФЗ. В данном случае не выполняется основное условие по совпадению технологических и функциональных характеристик объектов. Требования, предъявляемые к лицам, выполняющим строительно-монтажные работы, отличаются от тех, которым должны соответствовать разработчики проектной документации. Следовательно, подобное объединение лотов является фактором, ограничивающим конкуренцию.

Заказчик, не выполняющий положения 44-ФЗ, несет административную ответственность в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Должностное лицо, допустившее объединение лотов с нарушением правил (утвердившее соответствующую документацию), наказывается штрафом в размере 3 000 руб. Кроме этого, участник конкурентной процедуры может пожаловаться в контрольный орган, вследствие чего закупка будет аннулирована.

Но следует отметить, что существует ряд строительных и проектных работ, по которым допускается объединение лотов. Постановление Правительства № 563 от 12.05.2017 устанавливает порядок, на основании которого заказчик вправе рассматривать проектирование, возведение и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в качестве одного лота.

Закон о контрактной системе (ст. 8) обеспечивает равные условия для поставщиков (исполнителей или подрядчиков), желающих участвовать в государственных закупках. Таким образом соблюдается положение о конкуренции.

Конкурентные отношения участников при проведении процедуры выбора поставщика или подрядчика позволяют заказчику заключить контракт на наиболее выгодных условиях. При этом может быть выбрана не только наименьшая цена, но также прочие условия исполнения договора. Закон также требует от организаторов закупок (от должностных лиц, закупочных комиссий и органов), чтобы все предпринимаемые ими действия не ограничивали конкуренцию участников.

В свете этого неправомерное объединение лотов способно стать препятствием к участию в процедуре некоторых лиц, а следовательно, является прямым нарушением закона о контрактной системе.

Нарушение закона о контрактной системе

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Источник http://forum.gov-zakupki.ru/topic14683-40.html

Источник https://goscontract.info/tender/kak-formirovat-loty-v-torgakh-po-44-fz

Источник https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/obedinenie-lotov-po-44-fz/

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: