Газпром» разморозил «Южный поток» – Газета Коммерсантъ № 127 (6607) от 22.07.2019

Стройтрансгаз стал победителем тендера Газпрома на строительство части Турецкого потока

Стройтрансгаз победил в конкурсе Газпром инвеста на строительство 144 км Южно-Европейского МГП для расширения под Турецкий поток на участке Починки-Анапа, 834 — 978 км.

Сумма тендера составила 8,510 млрд рублей.

Конкуренцию компании Г.Тимченко составили Стройгазконсалтинг и Нефтегазстрой.

Кроме того Стройтрансгаз выиграл тендер Газпрома на реконструкцию объектов 2 й очереди строительства 4 го газового промысла Медвежьего нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ).

Заказчик, Газпром добыча Надым, объявила о том, что тендер в 4,875 млрд рублей с НДС достался Стройтрансгазу Г.Тимченко.

В конкурсе также приняли участие Арктикнефтегазстрой и ГазЭнергоСервис — Стройгазконсалтинг и Нефтегазстрой не прошли предквалификационный отбор.

Напомним, что существуют ЗАО Стройтрансгаз, которое специализируется на строительстве газопроводов, и ОАО Стройтрансгаз, спектр деятельности в отраслях ТЭК которого более широк, и обе компании контролируются Г.Тимченко.

Напомним, что Газпром также включил Стройтрансгаз Г.Тимченко в список участников строительства ГТС Сила Сибири.

«Газпром» разморозил «Южный поток»

Строительство российской части его инфраструктуры возобновлено

По официальной версии, «Газпром» неожиданно разморозил проект расширения своей инфраструктуры на юге России под отмененный экспортный газопровод «Южный поток» для нужд внутреннего рынка. Однако источники “Ъ” на рынке сомневаются в этой причине: мощность новой трубы явно избыточна для задачи газификации соседних регионов. Гораздо более вероятным выглядит экспортное обоснование проекта, например, для дополнительного увеличения производительности «Турецкого потока», фактически заменившего «Южный поток».

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

«Газпром» в конце 2018 года решил достроить восточную ветку «Южного коридора», следует из раскрытых 19 июля условий тендера «Газпром проектирования» на проведение инженерных изысканий. Как указано в документации, основанием для тендера является резолюция главы «Газпрома» Алексея Миллера от 26 декабря 2018 года «о необходимости реализации в полном объеме линейной части магистрального газопровода Починки—Анапа (восточный коридор)». Этот газопровод длиной 1,6 тыс. км должен был связать центральный коридор, по которому газ традиционно поставлялся на экспорт через Украину, с Анапой, откуда начиналась морская часть экспортного газопровода через Черное море — сначала «Южного потока», а после его отмены в конце 2014 года — «Турецкого потока».

Алексей Миллер, глава «Газпрома», 4 марта
Проект «Южный поток» по известным причинам не состоялся, а проект «Турецкий поток» реализован не только в короткие директивные сроки, а даже с их опережением. Две нитки нового морского газопровода через Черное море построены раньше срока

Поскольку мощность «Турецкого потока» по сравнению с «Южным потоком» сокращена вдвое, до 32 млрд кубометров, в 2015 году «Газпром» заморозил строительство восточной ветки «Южного коридора», а в 2016 году признал обесценение сделанных в нее инвестиций на 46 млрд руб. К тому моменту компания успела построить 506 км линейной части. В марте 2018 года был даже опубликован тендер о ликвидации уже проложенной трубы, но затем концепция вновь изменилась.

Сейчас в «Газпроме» заявили “Ъ”, что строительство линейной части в полном объеме «позволит увеличить производительность газотранспортной системы в направлении Краснодарского края для обеспечения растущего спроса на газ в регионе и надежного обеспечения закачки в ПХГ Северного Кавказа».

Речь идет только об укладке линейной части, и без восьми полагавшихся по проекту компрессорных станций мощность нового газопровода будет сначала в несколько раз меньше проектных 32 млрд кубометров в год. Тем не менее даже она выглядит избыточной. Согласно данным региональных программ газификации на 2018–2022 годы, общее текущее потребление регионов СКФО, Краснодарского края и Крыма составляет около 33 млрд кубометров в год, а прирост потребления к 2022 году — около 2 млрд кубометров. Фактически основными значимыми источниками нового потребления является Крым из-за ввода там новых газовых ТЭС, Краснодарский край (по той же причине) и, возможно, Ставрополье в случае расширения газопереработки на «Ставролене» ЛУКОЙЛа.

«Газпром» снова увеличил экспорт в Европу

Алексей Гривач из ФНЭБ подчеркивает, что «в 2022 году жизнь не закончится», кроме того, требуются дополнительные мощности для балансирования сезонной неравномерности экспорта. Поэтому строительство трубы выглядит оправданным, тем более что ее мощность без компрессорных станций будет существенно ниже проектной.

Спрос на газ стагнирует, на внутреннем рынке нет потребности в таком расширении инфраструктуры, не согласен другой собеседник “Ъ”. Аналитики Vygon Consulting оценивали рост внутреннего спроса в зоне Единой системы газоснабжения в 2,3% за 2018–2030 годы в своем базовом прогнозе, или всего 10 млрд кубометров в абсолютных цифрах. «Странно, что «Газпром» поначалу хотел ликвидировать уже построенный участок, а потом вдруг увидел такой рост спроса на юге РФ, который бы мог оправдать строительство еще более 1 тыс. км трубы»,— иронизирует один из собеседников “Ъ”.

Источники “Ъ” полагают, что единственная разумная причина возобновления проекта — подготовка к увеличению мощности «Турецкого потока», поскольку именно для этой цели Починки—Анапа был изначально спроектирован.

На данный момент «Турецкий поток» находится в завершающей стадии, в том числе полностью проложена морская часть по дну Черного моря, и должен быть запущен в конце года. При этом в феврале Алексей Миллер впервые публично заявил, что «при наличии спроса и необходимых согласований проект морского газопровода «Турецкий поток-2» мог бы состояться» (см. “Ъ” от 14 февраля). Как неоднократно отмечал “Ъ”, мощности строящихся сейчас обходных газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» не позволяют «Газпрому» полностью отказаться от транзита газа через Украину при текущем спросе со стороны европейских потребителей.

«Газпром» выживает американский СПГ из Европы

«Газпром» за первое полугодие сократил экспорт газа в дальнее зарубежье на 5,9%, до 95,3 млрд кубометров, что не помешало компании продолжить наращивание добычи до самого высокого уровня с 2011 года. После провала из-за теплой зимы сейчас спрос на российский газ в Европе растет, особенно в генерации электроэнергии, благодаря низким ценам, которые уже опустились до минимума за десять лет в $120 за тысячу кубометров. При таких ценах поставка сжиженного газа из США в Европу становится абсолютно невыгодной.

«Газпром» заключил мировое соглашение с подрядчиком «Южного потока»

«Дочка» «Газпрома» подписала мировое соглашение по спору на €615 млн с подрядчиком строительства морской части «Южного потока» Saipem. Его условия неизвестны, но Saipem, как ожидается, еще поучаствует в новых проектах «Газпрома»

Фото: Alessandro Garofalo / Reuters

«Газпром» заключил мировую

Итальянская Saipem, основной подрядчик строительства морской части газопровода в обход Украины «Южный поток», заключила мировое соглашение с «дочкой» «Газпрома» South Stream Transport B.V. по спору на €615 млн, который длился 3,5 года. Об этом в четверг, 18 апреля, сообщила итальянская компания.

Представитель «Газпрома» подтвердил РБК заключение мирового соглашения с Saipem, не раскрыв его условий. В сообщении итальянской компании они также не называются.

Урегулировать этот спор «Газпром» планировал еще летом 2018 года, сообщало агентство Bloomberg со ссылкой на источники. По данным агентства, газовый монополист собирался подписать с подрядчиком контракт стоимостью €10 млрд на строительство другого газопровода — «Северный поток-2», который пройдет по дну Балтийского моря из России в Германию. 12 апреля 2019 года Reuters со ссылкой на итальянскую газету Milano Finanza писал, что структуры «Газпрома» и Saipem подготовили проект мирового соглашения, который предусматривает участие Saipem в новых проектах «Газпрома», а также компенсацию.

Фото:Reuters/Pixstream

Контракт South Stream Transport с Saipem на строительство первой нитки подводной части «Южного потока» по дну Черного моря из России в Болгарию был заключен в марте 2014 года. Тогда «Газпром» оценивал стоимость работ подрядчика в €2 млрд. В нее вошли разработка документации, строительство первой нитки газопровода и возведение технологических объектов на берегу. Но уже в декабре того же года строительство газопровода «Южный поток» (его мощность должна была составить 63 млрд куб. м в год, стоимость — €15,5 млрд) из России в страны Южной и Центральной Европы по дну Черного моря было остановлено из-за давления Евросоюза. Вместо него «Газпром» решил построить газопровод «Турецкий поток» (31,5 млрд куб. м в год, бюджет — $7 млрд) также по дну Черного моря, но в Турцию, заключив контракт со швейцарской компанией Allseas, у которой был подряд на строительство второй нитки «Южного потока».

Saipem подала иск против структуры «Газпрома» в ноябре 2015 года в суд Международной торговой палаты в Париже, обвинив ее в одностороннем расторжении контракта. В своем заявлении Saipem требовала взыскать вознаграждение за выполненные по проекту работы, компенсацию понесенных расходов и компенсацию за расторжение контракта. Первоначально сумма иска составила €759,9 млн, но затем подрядчик ее дважды снижал — сначала на €81 млн, до €678,9 млн, а затем до €615 млн.

Налоговая считает, что расход на управляющего слишком высокий. Как быть

Фото: Antoni Shkraba / Pexels

Хочу составить план тренировок. Что важно учесть

Почему некоторые проекты внутри компании терпят неудачи

Фото: Sean Gallup / Getty Images

Почему импортозамещение может привести Россию в топ самых облачных стран

Ищите «маньяков» и забудьте о компромиссах: пять правил успеха компаний

Очки, линзы, операция: какой способ коррекции зрения выбрать

Фото: Justin Sullivan / Getty Images

Стоит ли перенимать странные ЗОЖ-привычки Кремниевой долины

Быть веганом полезно. Правда ли это

Фото:Kristian Helgesen/Bloomberg

South Stream Transport, в свою очередь, в марте 2017 года направила в суд встречный иск к подрядчику на €730 млн. Она требовала отклонить претензии Saipem, а также выплатить компенсацию в размере около €541 млн за искажение информации, побудившей к заключению контракта с итальянской компанией. К тому же «дочка» «Газпрома» хотела взыскать переплату за услуги подрядчика на €138 млн.

В конце февраля 2019 года Saipem сообщала, что рассчитывает на достижение мирового соглашения с компанией South Stream Transport до конца марта 2019 года.

Почему стороны помирились

Мировое соглашение было больше необходимо Saipem, чем «Газпрому», ведь период простоя без новых контрактов отражался на ее финансовом положении, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. С одной стороны, Saipem имела право подать иск, ведь из-за досрочного расторжения контракта она недополучила прибыль, что предусматривает компенсацию. С другой — получение новых контрактов такого заказчика, как «Газпром», сулит стабильный денежный поток в будущем. А российская монополия сможет выбирать из нескольких подрядчиков при реализации трубопроводных проектов, ведь крупных игроков на этом рынке немного, добавил эксперт. Кроме того, «Газпрому» не придется платить компенсацию в размере более чем €600 млн (даже если мировое соглашение и предполагает выплаты, они меньше этой суммы).

В будущем Saipem может быть привлечена к строительству третьей нитки «Турецкого потока», если рынок будет в ней нуждаться, добавил Полищук. Представитель «Газпрома» не стал комментировать это предположение.

Помимо «Южного потока» Saipem также участвовала в других крупных проектах «Газпрома» — строительстве «Северного потока» по дну Балтийского моря и черноморского «Голубого потока» в Турцию. В июле 2018 года итальянская компания подписала с «Газпромом» соглашение о проведении технико-экономических исследований и инжиниринговых работ по первой фазе нового трубопровода в Сербии (на границе Болгарии и Сербии), который станет продолжением «Турецкого потока».

Источник https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/233753-stroytransgaz-stal-pobeditelem-tendera-gazproma-na-stroitelstvo-chasti-turetskogo-potoka/

Источник https://www.kommersant.ru/doc/4038952

Источник https://www.rbc.ru/business/18/04/2019/5cb86eec9a79473d3d152043

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: