Содержание
«Гортранс» забрал у частных перевозчиков три популярных маршрута. Какие автобусы станут муниципальными
Конкурсы были разыграны таким образом, что маршруты № 19, 27 и 37 попали в один большой тендер, под условия которого подходил только муниципальный перевозчик. Частным компаниям достались более короткие маршруты и менее выгодные контракты.
В течение августа администрация Екатеринбурга провела девять конкурсов, на которых разыграла почти все автобусные маршруты. Срок предоставления услуг по осуществлению регулярных перевозок — до июля 2020 года. Именно к этому моменту, скорее всего, мэрия хочет окончательно запустить новую маршрутную сеть.
Как предлагалось еще два года назад, самые выгодные маршруты передали муниципальному «Гортрансу». Ситуация с конкурсами выглядит так: были разыграны восемь аукционов на 3–5 маршрутов, каждый на 6–13 млн рублей. Отдельно сформировали лот на перевозки по 32 маршрутам более чем на 411 млн рублей — то есть в среднем 12,8 млн рублей на один маршрут. Единственным, кто заявился на конкурс — и, вероятно, единственный, кто подходил по условиям — наличию автобусов большого и особо большого класса, — стал «Гортранс».
Среди маршрутов, которые достались муниципальному перевозчику, и те три, что раньше обслуживались коммерческими перевозчиками. Речь идет о маршруте № 19, который идет через весь город от Площади 1905 года на Химмаш (конечная остановка — ул. Дагестанская); о маршруте № 37, который следует от Елизавета через весь Юго-Запад до ТЦ «Мега»; а также о маршруте № 27, на котором можно уехать с ЖБИ до «Меги».
Именно вокруг последнего идет больше всего споров. Многие екатеринбуржцы высказываются против того, чтобы успешный коммерческий маршрут передали городу. До проведения тендера маршрут № 27 обслуживал ПАТП «Город». Это был единственный перевозчик, который имел в своем распоряжении 26 больших автобусов. Все остальные частные компании владеют средними и маленькими автобусами. В 2017 году, когда планировалось начать транспортную реформу, предполагалось, что останется только 45 маршрутов, которые будут обслуживать в основном автобусы большой и средней вместимости.
Рынок сожмется вдвое: как частные компании выбивают себе место в новой транспортной схеме
Три маршрута, которые забрал себе «Гортранс», считаются экономически выгодными. Маршруты № 37 и № 19 обслуживала компания «Ю-Ви-Эй-Транс». Компания не выиграла в этом году ни одного из объявленных конкурсов на осуществление перевозок. Также не досталось маршрутов компании «Восток» — ранее она обслуживала маршруты 012 и 019, которые возят пассажиров из Академического.
Кроме того, ЕМУП «Гортранс» уже начал обслуживать пассажиров, которые раньше ездили на маршрутке № 024. Зимой 2019 года ее заменили муниципальные автобусы № 57 и № 57а, которые для этого частично изменили маршрут. Напомним, что отмена маршрута, который обслуживал частный перевозчик, вызвала бурю негодования. Скандал вышел на уровень губернатора Свердловской области Евгений Куйвашева и полпреда в УрФО Николая Цуканова.
«Взамен 024»: отмененную маршрутку будет дублировать муниципальный транспорт, который ходит раз в час
Мы обратились в пресс-службу администрации Екатеринбурга за комментариями с вопросами о том, почему конкурсы были разыграны так, чтобы три выгодных маршрута достались муниципальному предприятию, и когда именно маршруты № 19, 27 и 37 перейдут от частных перевозчиков к муниципальному. На момент публикации материала мэрия не ответила на запрос.
Как закупить транспортные услуги: пошаговая инструкция
Составим алгоритм действий для подобных закупок с учетом новых требований законодательства, которые вступили в силу в 2020 году.
Определяемся, что нужно
Для начала заказчик должен выяснить, какие именно транспортные услуги ему требуются, и внести сведения о них в план-график. Дело в том, что некоторые их виды включены в аукционный перечень, утв. Распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016. Сюда относятся, например, услуги следующего транспорта (коды ОКПД2):
- сухопутный и трубопроводный (49);
- водный (50);
- вспомогательный (52.2).
При этом в перечне есть и ряд исключений. Так, в него не входят услуги по перевозкам пассажиров:
- между городами автотранспортом по расписанию (49.39.11);
- железнодорожным транспортом в междугородном, международном сообщении (49.1);
- по регулярным внутригородским и пригородным маршрутам автотранспортом (49.31.21).
Также не включены коды, относящиеся к трубопроводному транспорту (49.5, 52.21.3), и услуги по предоставлению информации на железнодорожных вокзалах (52.21.19.114).
В зависимости от вида закупаемых перевозок выбирают способ определения поставщика.
Выбираем способ определения поставщика
Согласно ч. 2 ст. 59 № 44-ФЗ, заказчики обязаны приобретать блага из перечня через электронный аукцион либо путем проведения запросов предложений, котировок, заключения контракта с единственным поставщиком. При этом для запросов и неконкурентных закупок должны быть выполнены условия, прописанные в № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83, п. 20, 21, 26, 50 ч. 1 ст. 93). Получается, что в данном случае запрещено проводить только конкурсные процедуры.
Если же речь идет о закупке транспортных услуг, не включенных в перечень либо исключенных из него, то здесь вполне будет уместен и открытый конкурс.
Неправильный выбор способа определения поставщика влечет за собой штраф для заказчика в размере 30 000 руб. (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ).
Формируем НМЦК
Правила расчета цены контракта, предметом которого являются регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом, прописаны в Распоряжении Минтранса № НА-229-р от 15.12.2017. Данная методика определяет:
- Когда должна быть рассчитана НМЦК.
- Как ее правильно посчитать.
- Какие дополнительные расходы учесть при расчетах.
- Примерный список источников исходных данных.
Стоит учитывать, что определить конечный объем перевозок не всегда возможно. В таких случаях в извещении о процедуре заказчик должен указать цену за единицу услуги. А регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом можно оплачивать, исходя из их фактически оказанного объема. Главное, чтобы этот объем не был больше, чем изначально планировался в контракте, а итоговая цена не превышала НМЦК (п. 2 ст. 42). В извещении и закупочной документации необходимо прописать вышеуказанные положения об оплате.
Составляем ТЗ
Техническое задание при рассматриваемых закупках составляют на общих основаниях в соответствии со ст. 33.
Для того чтобы поставщики смогли верно рассчитать предлагаемые цены, заказчик должен подробно изложить в ТЗ описание услуг и требования к ним, а именно:
- состав;
- цель оказания;
- описание транспортных средств;
- соответствие стандартам;
- наличие водительского удостоверения;
- описание приема заявок на перевозку диспетчером;
- срок оказания.
Особого внимания заслуживает закупка организованной перевозки детей автобусами. В этом случае к транспорту должны применяться следующие требования (согласно Правилам, утв. ПП РФ № 1177 от 17.12.2013):
- С момента выпуска прошло не более 10 лет.
- Назначение и конструкция соответствуют техническим требованиям к пассажирским перевозкам.
- Допущен к участию в дорожном движении в установленном порядке.
- Имеет официально установленный тахограф.
- Имеет спутниковую навигацию ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS
Первый пункт вступает в силу только для Санкт-Петербурга, Москвы и областей этих городов с 01.07.2018. Для остальных маршрутов это правило начнет действовать с 01.04.2019.
Многие показатели нельзя указывать конкретно, т. к. это может повлечь за собой ограничение конкуренции. Поэтому, например, количество мест в автобусах лучше указать в диапазоне значений.
Образец технического задания
Устанавливаем требования в документации
В сфере перевозок существует ряд стандартов и правил, которые должен соблюдать исполнитель. К ним относятся:
- Правила перевозки пассажиров (утв. ПП № 112 от 14.02.2009).
- Правила дорожного движения.
В документации целесообразно предъявить поставщикам требования об их соответствии этим актам и указать ответственность за нарушение условий сделки.
Кроме того, согласно п. 3 и 4 ПП № 99 от 04.02.2015, заказчик может установить требование о наличии опыта исполнения подобных контрактов в течение 3 лет (1 года) до даты подачи актуальной заявки и наличии транспортных средств в собственности участника.
Проект контракта на закупку транспортных услуг
Принимаем услуги
Помните, что правила приемки рассматриваемых благ должны быть указаны в проекте контракта.
Там указываются сроки ее проведения, обязанность заказчика провести экспертизу, условия для мотивированного отказа или приемки, возможность создания приемочной комиссии заказчиком.
Москвичи отбили петербургские маршруты у городских перевозчиков
Как ранее предполагал «ДП», 10 крупных лотов (всего их будет 20) были заточены под «большую тройку» петербургских перевозчиков: шесть — под «Питеравто», три — под «Третий парк» и один — под ПТК. По данным издания, свои позиции по итогам торгов удержал только «Третий парк», который, вероятно, станет победителем аукционов по обслуживанию всего севера Петербурга, в том числе Курортного района.
«Питеравто» отстояло только пять лотов по южным и восточным районам Петербурга, а ПТК, похоже, осталась и вовсе без контракта.
Эти два лота (Московский и Фрунзенский районы — один, второй — разные районы города, в том числе центральные), по данным «ДП», у «Питеравто» и ПТК отбил московский перевозчик «Ранд–Транс» (может иметь отношение к бизнесу сына главы МВД Владимира Колокольцева Александра), а точнее, подконтрольное этой группе компаний «Домтрансавто».
Москвичи уже не в первый раз пытаются выйти на петербургский рынок, но до этого местным перевозчикам удавалось не пускать чужаков, пусть и большими жертвами: снижать цены от 75,5 до 99,9%. В этот раз москвичам в двух аукционах сопутствовала удача, хотя заявки они подавали на все десять.
«То, что “Ранд–Транс”, можно сказать, выиграл два лота, — для меня совсем не удивительно. Всё–таки это одна из крупнейших транспортных компаний в нашей стране с большими деньгами, амбициями и связями. И то, что они попытают счастье на петербургском рынке перевозок, было понятно ещё в прошлом году», — говорит аналитик общественного движения «Транспорт и горожане» Владислав Булгаков.
По его мнению, из «большой тройки» больше всего шансов не пережить транспортную реформу было именно у ПТК.
«У них лишь одно очевидное преимущество — живые деньги от продажи сети АЗС, благодаря которым они могли купить новые автобусы без лизинга, но во всём остальном они были в равных условиях с другими перевозчиками.
К тому же покупка подвижного состава играет совсем небольшую роль в экономике контракта. Очевидно, что, проиграв свой лот, компания откажется участвовать в аукционах за малые лоты (оставшиеся лоты транспортной реформы. — Ред.), так как в этом не будет для них никакого экономического смысла», — считает Булгаков.
Главной неожиданностью же прошедших торгов для рынка стало участие перевозчика «Шпунт–Северо–Запад». Он боролся за три лота по южным районам Петербурга.
«Компания среднего значения смогла получить банковские гарантии на миллиарды рублей и попробовала сохранить себя в этом городе. Увы, но у них совсем немного оптимизационных возможностей, чтобы уверенно снижать цены, в отличие от победителей аукционов», — говорит Владислав Булгаков.
Ранее «ДП» писал, что лоты, рассчитанные на мелких и средних перевозчиков и содержащие от одного до семи маршрутов (потребность от семи до 30 автобусов), выглядели бы конкурентными, если бы не несколько обстоятельств. В частности, подвижной состав должен быть на газу.
Для небольших перевозчиков это может быть критично. На фоне того, что заинтересованность в мелких лотах проявляют крупные перевозчики с куда большими возможностями, конкуренции может и не быть.
Однако до подведения официальных итогов делать выводы преждевременно. Не исключены как минимум жалобы в ФАС, в результате которых расклад может поменяться. Эксперты говорят, что, если ПТК уйдёт с этого рынка, она может сосредоточиться на междугородних перевозках.
Источник https://66.ru/news/society/224408/
Источник https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-zakupit-transportnye-uslugi-poshagovaya-instruktsiya
Источник https://www.dp.ru/a/2021/08/04/Tretim_ne_budesh