Требования к участникам СРО для госзакупки в 2022 году

Содержание

Письмо Минфина России от 13.03.2020 № 24-02-08/19387 «Об установлении требования о наличии членства в СРО к участнику закупки работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту»

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение от 07.02.2020 по вопросу об обязанности участника закупки быть членом саморегулируемой организации в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать позицию в отношении поставленного в обращении вопроса.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, установлены законодательством Российской Федерации в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

При этом частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ установлены случаи, при которых членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется.

Таким образом, если объектом закупки является работа, для выполнения которой в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо наличие соответствующего свидетельства саморегулируемой организации, заказчик в извещении о проведении закупки обязан установить требование к участнику о наличии соответствующего свидетельства саморегулируемой организации, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Дополнительно Департамент обращает внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в связи с чем по вопросу о необходимости наличия членства в саморегулируемой организации заявитель вправе обратиться в адрес Минстроя России.

Требования в закупках для участников СРО

СРО для госзакупки — это требование о членстве участников в саморегулируемой организации. Для некоторых заказов такое условие является обязательным.

Допуск СРО в прошлом?

Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ внес правки в Градостроительный кодекс, которые вступили в силу с 1 июля 2017 года.

Во-первых, субподрядчикам допуск саморегулируемой организации к выполнению работ, которые влияют на безопасность объектов капстроительства, стал не нужен еще с 18.06.2017. А основные подрядчики забыли о требовании к членству СРО для допуска к такого рода работам только с 01.07.2017.

Во-вторых, унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения и организации с государственным участием вправе без допуска выполнять функции технического заказчика, заключать договор подряда на выполнение инженерных изысканий или проводить проектирование без СРО с органами:

  • исполнительной власти;
  • государственной власти субъектов РФ;
  • местного самоуправления;
  • госкорпорациями, которые осуществляют регулирование в соответствующей области.

При этом в закупках любых проектно-изыскательских работ и инженерных изысканий участники по-прежнему обязаны иметь членство СРО.

В-третьих, кандидаты на исполнение контрактов по строительству, реконструкции, капремонту должны состоять в СРО. Но есть исключения. Не обязаны иметь допуск:

  • унитарные предприятия;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • юрлица с госучастием;
  • подрядчики, которые выполняют строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн руб.

В-четвертых, член саморегулируемой организации, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, вносит деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как учитываются взносы в СРО по бухгалтерии. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Для кого членство обязательно

Некоторые юрлица ведут экономическую деятельность только при условии членства в саморегулируемой организации или наличии свидетельства СРО о допуске к проведению работ (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ). В законе о саморегулируемых организациях № 315-ФЗ от 01.12.2007 указано, кто должен быть членом СРО в обязательном порядке (ч. 2 ст. 5 315-ФЗ):

  • организации — технические заказчики;
  • участники аукциона на заключение договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;
  • организации и ИП, которые работают по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, с разрешением на использование государственных земель;
  • организации и ИП, которые работают по договорам о подготовке проектной документации с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором;
  • организации и ИП, которые работают по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
  • организации и ИП, которые работают по договорам подряда на осуществление сноса объекта капитального строительства;
  • лица, которые занимаются проведением энергетического обследования;
  • оценщики;
  • арбитражные управляющие;
  • аудиторы;
  • финансовые организации;
  • граждане, которые ведут актуарную деятельность;
  • кадастровые инженеры.

Если у этих физических, юридических лиц и ИП нет членства в саморегулируемой организации, они не должны заниматься указанной деятельностью. Если заказчик обнаружит это несоответствие, он вправе оказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке и потребовать компенсацию за причиненные убытки.

Все остальные компании, индивидуальные предприниматели не обязаны вступать в СРО, но они вправе это сделать по собственному желанию (ч. 5 ст. 5 315-ФЗ). Для закупок требования к участникам СРО обязательны в таких случаях:

  • заказ инженерных изысканий;
  • приобретение услуг по подготовке проектной документации;
  • строительные работы: строительство и капитальный ремонт, снос и реконструкция.

Участники тендеров в градостроительной сфере обязаны подтверждать членство в саморегулируемой организации и предоставлять заказчику выписку.

Таблица: когда нужен допуск

Разберем, до какой суммы можно участвовать в аукционах без СРО, и другие важные вопросы про членство в саморегулируемой организации в таблице:

Когда нужен СРО

Разбираем выписку из реестра членов СРО

Если заказчик установил требование выписки СРО, то в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт подрядчик обязан прикрепить выписку из реестра членов. Актуальная форма утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 86 от 04.03.2019.

Анализ выписки важен при подведении итогов электронного аукциона, поскольку позволяет избежать и необоснованного отказа, и, как следствие, ответственности за это. Предлагаем пошаговый алгоритм проверки данного документа.

1. Проверьте цену, которую предложил участник.

Например, НМЦК аукциона 3,8 млн руб. Во время торгов НМЦК была снижена до 2,9 млн руб. В заявке участника, который сделал такое предложение, нет выписки из реестра. Отклонять заявку не следует, так как участник не обязан состоять в СРО и, соответственно, не должен представлять такой документ. В 315-ФЗ нет конкретного ответа, нужно ли писать в контракте про номер СРО, — по законодательной логике этого делать не требуется, если в закупочной документации не установлено условие о членстве в саморегулируемой организации.

2. Проверьте дату выписки. По нормам она должна быть выдана не ранее, чем за месяц до даты окончания подачи заявок. Например, если выписка датирована 15 января, а окончание приема заявок — 25 января, запрос от участника принимают к рассмотрению. А если подача заявок заканчивается 27 июля, а выписка выдана 15 июня, заявку следует отклонить (ч. 4 ст. 55.17 ГК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 № 44-ФЗ).

3. Проверьте, не исключен ли участник из СРО. Эта информация указана в разделе 2.

4. Убедитесь, может ли подрядчик выполнять закупаемые работы. Эта информация указана в разделе 3.

5. Убедитесь, что уровень ответственности соответствует цене, которую предложил участник аукциона. Например, предложение участника с первым уровнем ответственности составило 70 млн руб., а предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн руб. Заявку такого участника надлежит отклонить.

Уровни ответственности

Уровни ответственности участника, который осуществляет строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капстроительства, зависят от его взноса в компенсационный фонд (ч. 12 ст. 55.16 ГК РФ).

  1. 100 000 руб. и стоимость по одному договору не должна превышать 60 000 000 руб.
  2. 500 000 руб. и цена одного контракта не превышает 500 000 000 руб.
  3. 1 500 000 руб. при стоимости одного договора 3 млрд руб.
  4. 2 000 000 руб. при цене одной сделки в 10 млрд руб.
  5. Более 10 млрд руб. за один договор — показатель взноса равен 5 000 000 руб.

Сидаев Дмитрий

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.

Статьи

Требование о членстве СРО при закупках строительных работ

Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает, что подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. на генподрядчиков).

Субподрядчики, привлекаемые генподрядчиком для выполнения работ по контракту, могут не быть членами СРО вне зависимости от суммы выполняемых ими работ по контракту. ГрК РФ не предъявляет каких-либо требований к таким организациям, предусматривая, что всю ответственность за качество выполненных ими работ перед заказчиком несет генподрядчик.

Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.

ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:

  • если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
  • если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).

ГрК РФ не устанавливает предельных сумм для контрактов, предметом которых выступают инженерные изыскания и проектные работы. Соответственно требование о членстве СРО к лицам, выполняющим такие работы, предъявляется вне зависимости от суммы заключенного контракта.

На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?

Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.

Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО. Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.

Выписка из реестра членов в СРО

Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 04.03.2019 № 86 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.

Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?

Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.

«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»

из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17

Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки. Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек. Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ.

Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?

Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:

  • наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
  • совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Заказчик не имеет возможности проверить соблюдение участником закупки второго условия. Пытаться это сделать также не стоит, т.к. отдельные УФАС подобные действия заказчика трактуют как превышение полномочий. В связи с этим, ответственность за соблюдение участником совокупного размера обязательств по контрактам, заключенным с использованием конкурентных процедур закупок, несет сам участник.

Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.

Системное толкование статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене.

В каком СРО должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?

На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.

Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников. Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика. В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.

Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО

В соответствии с пп. «п» п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.

Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства.

Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю

Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства , за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены. В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).

Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Источник http://zakupki-inform.ru/44-fz/pisma-i-raz-yasneniya-po-44-fz/pismo-minfina-rossii-ot-13-03-2020-24-02-08-19387-ob-ustanovlenii-trebovaniya-o-nalichii-chlenstva-v-sro-k-uchastniku-zakupki-rabot-po-inzhenernym-izyskaniyam-podgotovke-proektnoj-dokumentatsii-stroitelstvu-rekonstruktsii-kapitalnomu-remontu.html

Источник https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/sro-s-1-iyulya-2017-goda-v-kontraktnoy-sisteme

Источник https://44fz.ru/article/sro