Ужесточена ответственность за нарушения в госзакупках: что теперь будет за «откат»

Содержание

Ужесточена ответственность за нарушения в госзакупках: что теперь будет за «откат»

Президент России подписал Федеральный закон от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

В чём суть изменений?

Установлена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере госзакупок как для работников заказчика, так и для должностных лиц коммерческих организаций, подкупающих таких работников или предлагающих «откат».

С какой целью приняты ужесточающие поправки?

Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок. В сложившейся судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров (выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения госнужд, квалифицируются по статьям УК РФ о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки. При этом многие нарушения в этой сфере не удается квалифицировать согласно нормам уголовного права, и бывают случаи, когда нарушители подпадают лишь под административную ответственность, не соразмерную совершенным деяниям.

Не предусмотрена ответственность и за подкуп работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и других лиц, принимающих непосредственное участие в закупках товаров, работ, услуг.

Поправки в целом направлены на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Что такое злоупотребления в сфере закупок?

Согласно новой ст. 200.4 УК злоупотреблением в сфере госзакупок считается нарушение работником заказчика законодательства о контрактной системе, совершенное с корыстной целью или иной личной заинтересованностью и причинившее крупный ущерб.

Какая ответственность грозит за злоупотребления?

За такое преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев, либо лишения свободы на срок до 3 лет. Наказание увеличится, если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или причинило особо крупный ущерб (штраф в размере до 1 млн. рублей либо лишение свободы на срок до 7 лет).

Что понимать под подкупом?

Подкупом признается незаконная передача работникам заказчика или тому, кому они укажут, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения в интересах дающего или иных лиц в связи с госзакупкой.
Кроме того, в этой же норме предусматривается и уголовная ответственность для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа.

Что грозит за подкуп?

Для должностных лиц участников закупок, осуществивших подкуп, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 300 до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период от 6 месяцев до 2 лет, либо лишения свободы на срок до 3 лет. Наказание увеличится, если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, в крупном или особо крупном размере.

Для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 400 тыс. до 1 млн. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период от 1 года до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 3 лет. При этом наказание увеличится, если преступление совершено в крупном или особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или сопряжено с вымогательством предмета подкупа.

За что ещё установлена ответственность?

Внесена поправка в ст. 304 УК РФ, дополняющая норму положением о провокации подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для госнужд.
Под такой провокацией понимается попытка передачи работникам заказчика без их согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания им услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа.

Что грозит за провокацию взятки?

За данное преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев, либо лишения свободы на срок до 5 лет.

Каков размер крупного и особо крупного ущерба?

Поправками установлено, что крупным размером подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие 1 млн. рублей.

В каких случаях можно избежать ответственности?

В Законе предусмотрено положение, согласно которому лицо, совершившее подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщило о его совершении в правоохранительные органы, либо в отношении этого лица имело место вымогательство предмета подкупа.

Кто будет заниматься такими правонарушениями?

Уголовные дела об указанных преступлениях правомочны рассматривать следователи Следственного комитета РФ.

Как вычислить откатчика в компании

Из-за откатов растет себестоимость продукции и снижается ее качество. Это приводит к росту цены для покупателей и снижению прибыли для компании. В этой статье поговорим о том, по каким признакам можно вычислить откатчика и как его наказать.

Максим Шедогубов

Георгий Минасян

Эксперты — Максим Шедогубов, партнер юридической фирмы TaxCorp, и Георгий Минасян, директор по безопасности Searchinform. Записалa Светлана Дучак, редактор.

Откат — это как взятка, только в бизнесе

В законе откат называется коммерческим подкупом и относится только к генеральному директору, остальные сотрудники под эту статью не подпадают.

На практике же откатом называют любые вознаграждения сотрудников за сделку: айфон в подарок маркетологу за контракт с рекламным агентством, 10% от суммы поставки для специалиста по закупкам или золотые сережки для банковского менеджера за одобрение кредита. Брать откаты может любой сотрудник, принимающий решение о покупке чего-либо для компании.

Какими будут последствия отката, зависит от должности сотрудника. Чаще всего это работа по завышенным ценам или некачественное сырье, оборудование. Подробнее в таблице.

Должность
Последствия откатов

Маркетолог, менеджер по рекламе

Работа с контрагентами по завышенным ценам;

оплата неэффективных маркетинговых инструментов.

Покупка программного обеспечения по завышенным ценам;

покупка ненужных программ или оборудования;

переход к провайдеру с завышенными ценами.

Выбор банка с невыгодными для компании условиями;

покупка ненужных бухгалтерских программ или программ по завышенным ценам.

Покупка сырья, комплектующих или товаров по завышенным ценам или в излишнем объеме;

работа с поставщиками некачественных товаров.

Работа с кадровыми агентствами по завышенным ценам или без пользы;

лишние траты на обучение персонала.

Завышенные цены на топливо, запчасти, обслуживание автомобилей;

обновление автопарка по завышенным ценам.

Кредитный отдел в банке

Выдача кредитов ненадежным заемщикам или без залога.

Прикрытие сотрудников, которые берут откаты, за процент.

Компания может бороться с откатчиками, проверяя сделки. Но если директор будет проверять все закупки, он утонет в текучке, поэтому нужно выбрать сумму: к примеру, сделки от десяти миллионов проверяет начальник отдела, от пятидесяти — замдиректора, от ста — директор.

Второй вариант — наблюдение.

Как себя ведет сотрудник-откатчик

Не может обосновать выбор поставщика. Обоснование нормального сотрудника звучит так: «Я нашел десять компаний, у двух одинаковые цены, но первая дольше работает, отзывы лучше и доставка быстрее. Вот коммерческие предложения и таблица со сравнением».

Откатчик будет ссылаться на давнее сотрудничество или попытается подделать обоснование — например, поменяет в фотошопе цену в коммерческом предложении так, чтобы у нужной компании получилось дешевле всего.

Иногда обоснование бывает убедительным из-за того, что руководство не разбирается в технических нюансах. Например, такое случается с серверами и системами видеонаблюдения. Откатчик находит аргументы, понятные лишь ему:

У этого сервера за 200 000 рублей три слота на 8 гигабайт, а у сервера за 100 000 рублей только два. Нам для работы нужно именно три.

Технические подробности сами по себе — не признак отката, но если начальник не знает, какие характеристики должны быть у сервера, или полностью доверяет сотруднику, обмануть проще.

Не знакомит руководителя с партнером. Если контракт приносит 20-30% прибыли компании, нужно, чтобы руководители обеих компаний были знакомы. Это защитит от откатов и позволит работать дальше, если связующий сотрудник уволится.

Начинает тратить больше денег. У откатчика резко меняются расходы: отпуск в Доминикане вместо Анапы, дорогая одежда и часы, новая машина. Если изменения совпадают по времени с новой задачей по крупному контракту, это подозрительно.

Меньше разговаривает по корпоративному телефону. В некоторых компаниях есть корпоративная сотовая связь, и обычно объем звонков через нее уменьшается у откатчиков. Они договариваются об откатах по личному телефону, чтобы компания не могла отследить звонки.

Договаривается об откате онлайн. Бывает, что сотрудники настолько уверены в шифровании телеграма и вотсапа, что договариваются от откатах с рабочего места. Но есть системы контроля, они называются DPL, которые отслеживают сообщения сотрудников в почте, скайпе и мессенджерах. Системы анализируют сообщения и находят откатчиков по словам: моя доля, бабки, мой интерес, капуста, кэш, процент, вознаграждение.

Можно ли наблюдать за сотрудниками

Избегает проверки на полиграфе. Если компания проверяет сотрудников на полиграфе, откатчик будет избегать проверки. Говорить, что заболел, срочно уехал, соседи затопили, или придумает другие отговорки. Такое поведение — повод проверить сделки сотрудника.

Как наказать сотрудника за откаты

Компания может наказать откатчика увольнением и через суд. В теории есть возможность вернуть деньги, если суд признает откатчика виновным в мошенничестве или коммерческом подкупе, а компания подаст гражданский иск. Но обычно в суд не идут по трем причинам:

  • не хватает доказательств. Например, есть запись с камеры, на которой сотрудник получает деньги от поставщика, по контексту компания понимает, что это откат. Но на записи видно лишь какой-то сверток — суд такие доказательства не примет;
  • неизвестно, что спросят. Могут задавать неприятные вопросы о правомерности видеонаблюдения в офисе, запрашивать документы и информацию, которую компании не хотелось бы раскрывать;
  • можно испортить репутацию. У партнеров и клиентов появятся вопросы, как так получилось, что в компании работал такой негодяй, и где гарантии, что другие сотрудники честные.

Судебных дел по откатам в бизнесе практически нет. Одно из громких — дело ритейлера ДНС против своего руководителя отдела рекламы.

Панов, руководитель отдела рекламы ДНС, получал откаты от рекламных агентств и подрядчиков. Он завышал стоимость услуг на 20-30% и разницу просил переводить в подставные фирмы во Владивостоке — якобы так требовало руководство компании. Всего на откатах он заработал 90 млн рублей.

Его выдали покупки на 70 млн рублей. Компания провела внутреннее расследование и уже с доказательствами пошла в полицию. Доказательствам стали показания контрагентов, анализ контрактов и банковские выписки.

Но его обвинили не по статье за коммерческий подкуп, а по статьям за мошенничество и легализацию незаконных доходов. Приговор: 8 лет лишения свободы, штраф 500 000 рублей и компенсация ДНС — 90 млн рублей.

Чаще всего откатчика просто увольняют. Чтобы упростить увольнение, во внутренние документы компании добавляют пункт:

Получение вознаграждений от клиентов, поставщиков или покупателей компании — это грубое нарушение трудовых обязанностей.

А за однократное грубое нарушение работодатель может уволить сотрудника по своей инициативе.

Госзакупки: к чему следует быть готовыми. Опыт предпринимателей

Кристина Шперлик

Предприниматели и эксперты рассказывают о своем опыте участия в госзакупках и электронных аукционах, о возможных махинациях, особенностях и «подводных камнях».

Евгений Шешуков, заместитель генерального директора компании Legal-Soft

Мы много участвуем в госзакупках (котировки, аукционы) на поставку программного обеспечения для ЭВМ. Выигрывать получается с первого раза, но если много участников, величина прибыли по поставке значительно уменьшается. Хочу заметить, что необходимо учитывать тот факт, что электронные торговые площадки берут около 3 000 руб. с победителя аукциона. Практикуются и жульнические схемы. Наиболее распространенная на котировках — когда участвуют два якобы «разных» участника, один с ценой чуть ниже, чем у второго. В электронных аукционах неугодных участников отстраняют на втором этапе из-за незначительной ошибки в документации.

В нашей сфере практически все конкурсы инициируются и готовятся (предпродажная подготовка, подготовка ТЗ) конкретными участниками. Естественно, если компания работала над поставкой не один месяц, то очень хочет получить контракт.

Первый совет новичкам, которые приняли решение дать развитие тендерному направлению в своей компании: оцените рентабельность данного мероприятия.

Организация отдела, который будет составлять предложения для формирования тендера, а также дальнейшее обучение таких специалистов обязательно влетит в копеечку. Если же вы менеджер-энтузиаст или владелец бизнеса и решили вникнуть в суть и самостоятельно разобраться, как проводится тендер на закупку продуктов или услуг, принимайтесь за штудирование федеральных законов, регулирующих проведение закупки, так как это основа, знание которой существенно облегчит вам жизнь.

Константин Болтрукевич, директор по развитию бизнеса департамента по работе с государственными структурами компании «Техносерв»

Мы работаем на IT-рынке более 20 лет, и все эти годы контракты для госзаказчиков были одним из приоритетов развития бизнеса компании. Мы работаем с такими ведомствами, как ФМС России, Пенсионный фонд, Казначейство, Росреестр. В 2014 году доля проектов для госсектора составила 25% от нашего общего оборота. С учетом того, что электронные аукционы были введены в 2011 году Федеральным законом 94-ФЗ, на основании которого все тендеры проводили госзаказчики, в электронных аукционах нам приходилось участвовать с самого начала их появления.

«Подводных камней» при участии в них всегда хватало: что-то было связано с электронными площадками, что-то с действиями заказчиков, а что-то зависело от человеческого фактора с нашей стороны. В последнее время все трудности, которые связаны с технической стороной вопроса, постепенно уходят.

С введением закона 44-ФЗ доступ к аукционам не изменился, потому что каждый закон можно трактовать двояко. Например, в данном законе есть статья 33. Если кратко ее описать, то выглядит она так: заказчик должен в документации описать все требования к продукту закупки и не указывать конкретное наименование продукта, но если ему нужна совместимость с имеющимся оборудованием, то пожалуйста. Этим заказчики часто пренебрегают и подтягивают под эту двойственную трактовку закона все подряд: программное обеспечение, аппаратные средства. Так что изменения в законе несколько меняют принципы работы, сроки и толкование отдельных действий заказчиков и исполнителей.

Чаще всего «подводным камнем» являются сроки, которые в электронном аукционе играют основную роль, так как ими регламентированы все действия, включая срок подачи и рассмотрения заявок, срок заключения контракта и предоставления обеспечения.

Когда компания участвует в небольшом количестве аукционов, эти сроки легко учитывать и предугадывать, но когда их десятки, то все приходится держать в графиках и календаре важных дел, так как даже единственный пропущенный день может стать критичным.

Практики побед много, в том числе и с первого раза. Бывало, что на тендер не приходили другие участники или наше ценовое предложение становилось лучшим. Но недавно мы проиграли из-за того, что в конкурсную документацию вложили не ту лицензию, просто потому, что сотрудник, собиравший документы, перепутал одну лицензию с другой.

Перед участием в тендерах мы оцениваем риски, в том числе учитываем практику заключения контрактов заказчика прежних лет, анализируем возможность победы и принимаем решение, идти на тендер или нет. Конечно, случаются и форс-мажорные ситуации, и в таких ситуациях часто виноваты рейдерские фирмы, которые не имеют ни опыта, ни возможностей исполнения условий тендера и выходят на торги с надеждой «договориться».

Вячеслав Тертус, руководитель компании DELUS LLC

Наша компания «Деловые услуги» из Севастополя только осваивается на рынке госзакупок. Первое, с чем мы столкнулись, — неимоверные сложности по настройке ПО для работы с торговыми площадками. Настроить компьютер может или специалист, или жутко упрямый и целеустремленный человек.

Первый опыт был неудачным. Во-первых, закупка услуг, которые мы оказываем, была у единственного поставщика, хотя имеется активный рынок по закупавшимся услугам. Сама закупка сопровождалась многочисленными нарушениями российского и местного законодательства. Ввиду многочисленных нарушений мы направили нашу жалобу в Крымское УФАС, но ее не стали рассматривать по существу и переписали отзыв на нашу жалобу, который предоставил заказчик. Изучение вопроса обжалования бездействия Крымского УФАС в вышестоящий орган видится бесперспективным, так как законодательного механизма досудебного обжалования бездействия УФАС просто нет.

Мои друзья пробовали работать с госзакупками и столкнулись с тем, что в проекте контракта на закупку предполагается поставка товара в течение трех дней с даты заключения контракта. Нужно понимать, что логистика поставок Крыма полностью зависит от работы Керченской переправы и погоды, а в случае неудачи можно попасть в число ненадежных поставщиков. Пока попасть в число поставщиков по госзакупкам никому из моих знакомых не удалось.

Валентина Болкунова, специалист отдела банковских гарантий управления кредитования Банка расчетов и сбережений

Банковскую гарантию на 500 000 руб. получить сложнее, чем кредит на 3 млн руб. При рассмотрении вопроса о выдаче банковской гарантии имеется ряд стоп-факторов, таких как отсутствие у потенциального клиента опыта исполнения госконтрактов, наличие потенциального клиента в реестре недобросовестных поставщиков. Все это делает получение банковской гарантии невозможным.

Введение порядка реструктуризации задолженностей перед коммерческими банками позитивно повлияет на снижение рисков потери банками ликвидности в связи с исполнением требований по банковским гарантиям в крупном размере.

Предоставляя банковскую гарантию заявителю, банк-гарант за принятые на себя риски получает соответствующее вознаграждение. В сложившейся экономической ситуации в стране риски неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) госконтракта увеличились. Конечно, любое повышение цен все воспринимают болезненно.

В свою очередь, для предпринимателей размещение депозита в качестве гарантирования исполнения госконтрактов бывает не всегда удобным, например, если у них нет возможности вывести необходимую сумму из оборотного капитала. В связи с этим предприниматели не одобряют повышение тарифов на банковские гарантии.

Тем не менее анализ рынка банковских гарантий показывает, что для добросовестных компаний с адекватным опытом работы тарифы на банковские гарантии не изменились.

Безусловно, отсутствие обеспечения повышает тарифы на гарантию для покрытия возможных рисков. Поэтому с новым потенциальным клиентом согласовывается повышенная комиссия за выдачу гарантии или внесение обеспечения.

К сожалению, введение Единого реестра банковских гарантий в соответствии с 44-ФЗ с 01.04.2014 г. сократило, но не обеспечило полное отсутствие поддельных гарантий. Мошенникам удается получать ключи к личным кабинетам банков и размещать поддельные банковские гарантии в самом реестре банковских гарантий.

При выдаче гарантии банки проверяют финансовое положение компании, ее опыт исполнения госконтрактов, в том числе опыт, аналогичный тому, что требуется в данном тендере. Проверяется и кредитная история, участие в судебных разбирательствах. То есть здесь работают сразу три службы банка: безопасности, кредитная и рисковики. Результатом этого стало отмечаемое всеми экспертами сокращение числа участников гостендеров и рост случаев демпинга на этом рынке. Компании, не готовые пройти банковскую проверку, больше не рискуют участвовать в тендерах.

Антон Толмачев, управляющий партнер компании «ЮрПартнерЪ»

Рынок госзакупок в последнее время сильно изменился. Сейчас значительно возросла доступность участия в конкурсах. Информационное обеспечение позволяет легко находить необходимые конкурсы, к тому же усилился общественный контроль — теперь организации и граждане уже на этапе размещения документации влияют на ситуацию, когда условия допуска и участия явно необоснованные.

Остается проблема честности проводимых конкурсов. Очень часто они проводятся «под конкретного исполнителя», и вся процедура закупки напоминает ширму.

Разрабатываются условия, наиболее подходящие под конкретного участника. Все проведено по правилам, но фактически победителем является участник, который предполагался изначально. Также встречаются схемы, при которых участники идут в конкурсы группой, создавая видимость борьбы, но на самом деле сговариваются, то есть победитель известен заранее.

Отдельной проблемой является включение в требования к участникам конкурса субъективных критериев. По таким критериям заказчик оценивает квалификацию участника исходя из своих убеждений, в этом случае проверить и как-либо оспорить результаты практически невозможно.

На нашем опыте мы столкнулись со всеми этими проблемами. Например, ряд однотипных тендеров был, очевидно, подготовлен для определенного участника, а некоторые критерии оценивались заказчиком субъективно. В результате именно этот участник и выиграл все эти тендеры. Мы вместе с другими участниками обратились в антимонопольную службу, в результате подавляющее большинство из них было признано соответствующими законодательству, так как оценка субъективных критериев не входит в полномочия антимонопольной службы.

Андрей Медведев, соучредитель и генеральный директор компании «Промышленные силовые машины»

Мы начали участвовать в государственных тендерах в 2006 году. За девять лет очень многое изменилось — и в законодательстве, и в закупочных процедурах. Конечно, наличие электронных площадок упрощает доступ компаний к конкурсам. Раньше везде нужно было личное присутствие. В 2007 году нашему специалисту пришлось ехать на тендер в какое-то село в Мурманской области. Он уже сел в поезд, когда оказалось, что организаторы неправильно оформили документы, и тендер отменен. С электронными торгами таких ситуаций быть не может. К тому же появились агрегаторы, которые делают подборку тендеров по заданной теме, так что вы видите все торги, которые ведутся по вашей продукции.

С точки зрения документации все абсолютно прозрачно: перечень необходимых документов регламентирован законом. В заявке всегда две части: в первой должно содержаться согласие участника на поставку товара и техническая информация о продукции в соответствии с техзаданием, во второй — сведения о компании и документы, подтверждающие соответствие требованиям российского законодательства. Запрашивать дополнительные сведения закупщики не имеют права, так что при подготовке заявки просто нужно быть очень внимательными и проверять ваши документы на соответствие указанным в тендере критериям.

Существует несколько финансовых аспектов. Во-первых, обеспечение заявки: по закону поставщик должен внести обеспечительный платеж в размере от 0,5 до 5% от максимальной цены контракта для подтверждения участия в аукционе. Эту сумму можно положить на счет закупщика либо подтвердить банковской гарантией.

Мы несколько раз сталкивались с попыткой мошенничества на этой почве. Выглядит это так: закупщик пишет, что в обеспечение заявки принимается только денежный платеж. Участники переводят средства на счет закупщика, а он пропадает. У нас такие конкурсы сразу вызывают сомнение, поэтому мы в них не участвуем.

Второй финансовый момент — обеспечение исполнения контракта. Здесь уже более серьезная сумма — 5-30% от суммы договора. И срок предоставления обеспечительного платежа — всего пять дней. Так что если вы выиграли аукцион, нужно быть готовым оперативно оформить банковскую гарантию.

Казалось бы, такие условия подходят только для крупных игроков, а малый и средний бизнес остается за бортом. Однако на нашем рынке мы наблюдаем другую картину — выигрывает тот, у кого самый дешевый продукт. В нашем оборудовании это означает засилье поставщиков плохой китайской техники. Они, как правило, совершенно не заботятся ни о клиентах, ни о сохранении собственного доброго имени. Поэтому периодически не выполняют условия контракта, попадают в черный список, а затем меняют юрлицо и снова идут на торги. При этом качество продукции и услуг, которые они поставляют по гостендерам, крайне низкое. Ведь качество — сложно измеряемая величина, описать его параметры в техзадании практически невозможно. Вот и получается, что все оборудование рассматривается как аналог, независимо от того, как и из каких комплектующих оно сделано и отвечает ли кто-то за его работоспособность.

Бывают и откровенные подлоги: недобросовестные поставщики просто переписывают характеристики оборудования, указанные в ТЗ, хотя на деле их машины этим характеристикам не соответствуют. Закупщики, в свою очередь, не всегда обладают достаточными знаниями о технике и боятся претензий со стороны ФАС, поэтому не отклоняют таких поставщиков. В итоге выигрывает сомнительный продукт, предложенный по минимальной цене. Реальная техническая приемка оборудования проводится на месте, и это открывает возможности для мошенничества. Именно поэтому последние два года мы практически не играем в гостендерах. В корпоративных закупках по 223-ФЗ участвуем много, а вот все, что касается 44-ФЗ, проходит мимо. Времени они отнимают много, а результата не дают.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник https://www.klerk.ru/buh/articles/474570/

Источник https://delo.modulbank.ru/all/bakshish

Источник https://kontur.ru/articles/2450

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: