Правовые основы лизинговых отношений

Одним из решающих условий высокой эффективности лизинговой деятельности является надежное правовое обеспечение экономических отношений всех взаимодействующих хозяйствующих субъектов, учитывающее интересы каждого участника сделки.

Россия относится к группе стран, в которой существует специальное законодательство, регулирующее лизинговыеотношения. Особенность, однако, состоит в том, что правовая база лизинга рассредоточена в нормативных актах государственных органов власти и управления различных уровней и имеющих неодинаковую юридическую силу (схема 1).

Схема 1. Структура нормативно-правовой базы лизинга в России

Средством правового регулирования лизинговыхотношений являются правовые нормы — общеобязательные правила поведения участников лизинговых сделок. В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников лизинговыхотношений нормы подразделяются на:

  • материально-правовые;
  • процессуальные.
  • регулятивные правоотношения, устанавливающие права и обязанности субъектов лизинговых отношений;
  • правоохранительные, обеспечивающие (гарантирующие) соблюдение регулятивных норм (таблица 1).

Разновидности материально-правовых норм, регулирующих лизинговые отношения

Виды и разновидности норм

На современном этапе в России можно выделить 4 характерных периода в становлении лизинга как экономической формы определенной совокупности хозяйственных операций и формирования его правовой среды.

На первом этапе отсутствие специального законодательства о лизинге сочеталось с неразвитостью самой этой формы предпринимательства, а точнее с отсутствием достаточного опыта и установившихся представлений о правовом положении сторон лизинговых сделок.

В 70-х гг. правовой основой аренды машин и оборудования были положения ГК РСФСР (1964 г.) об имущественной аренде, а с ноября 1989 г. — основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, в которых термин «лизинг» не применялся, хотя лизинговые сделки с иностранными операторами совершались.

Первый этап ограничивается концом 80-х гг. Существовала государственная монополия на внешнеторговые сделки, коммерческие предприятия не имели свободного доступа к иностранной валюте для оплаты импортного оборудования. Лизинг рассматривался внешнеторговыми организациями как одна из форм приобретения или реализации станков, оборудования, транспортных средств, вычислительной техники с использованием специальной формы кредита. Лизинг фиксировался в соглашениях советских партнеров с иностранными как аренда на определенный срок, соответствующий сроку службы сдаваемого в аренду имущества (или несколько меньший) с сохранением права собственности за арендодателем. Предметом лизинга в то время часто был импорт морских судов, контейнеров, грузового автотранспорта, а в 1990 г. — нескольких пассажирских самолетов западно-европейского производства. Реже практиковалась сдача в аренду экспортируемых из СССР машин и оборудования, в первую очередь тракторов и автомашин.

На втором этапе, с начала 90-х гг., лизинговая деятельность в России осуществлялась по аналогии с арендой без специальных нормативных и законодательных документов. Правовая неопределенность увеличивала степень риска партнеров и тем самым сдерживала предпринимательскую инициативу и ограничивала практическую реализацию достижений научно-технического прогресса.

Второй период продолжался около четырех лет. В это время внешнеэкономические торговые отношения были либерализованы, предприятия получили право выхода на внешний рынок, в связи с чем у многих из них появился источник иностранной валюты. Затем появилась возможность приобретения ее на внутреннем рынке. Перевод предприятий на арендные формы хозяйствования и перестройка банковской системы послужили толчком в развитии лизинга. Было создано много специализированных лизинговых компаний: «Балтлиз», «Евролизинг», «Россия» и др.

Третий этап, с сентября 1994 г., характеризуется активным формированием специальной нормативной базы лизинговых сделок. К концу 1996 г. было принято более десяти нормативных актов (таблица 2).

Формирование нормативно-правовой базы лизинговых отношений в России

Название нормативно-правового акта

Первые десять вышеперечисленных нормативных актов были приняты для осуществления общего гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности и недостаточно полно регламентировали взаимоотношения участников лизинговой сделки. Поэтому возникла необходимость в специальном законе о лизинге, который включал бы как можно больше норм прямого действия, касающихся вопросов налогообложения, валютного, таможенного и иных видов регулирования, учета и отчетности, амортизационной политики, вопросов лицензирования и обязательного страхования лизинговых операций, чтобы ведомственные инструкции не могли изменить установленные законом порядки.

Четвертый этап наступил с 29 октября 1998 г., когда вступил в действие специальный закон РФ «О лизинге» (далее — Закон). Указы Президента РФ, постановления Правительства России и другие нормативные акты, регулирующие лизинговые отношения, должны быть приведены в соответствие с законом.

В современных условиях права и обязанности участников лизинговой сделки определяются в основном нормами гражданского законодательства и федеральным законом и финансовой аренде (лизинге) (ст. 10). При международном лизинге они устанавливаются в соответствии с законом «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» № 16-ФЗ от 8 января 1998 г. и нормами национального законодательства, не противоречащими международному праву. Режим применяемого права предусматривается по соглашению сторон международного договора лизинга.

Лизинговые отношения закон рассматривает как инвестиционные, действующие в треугольнике «лизингодатель (инвестор) — поставщик (производитель) — лизингополучатель (пользователь, арендатор)». В условиях финансового кризиса ключевым субъектом действительно является инвестор, стоящий в начале деловой цепочки. Он по заявке пользователя (предпринимателя) приобретает за свои средства в собственность имущество (например, оборудование) у производителя (завода) и передает его по договору на определенное время за плату во владение и пользование потребителю. Учитывая, что в конечном счете товаропроизводитель — пользователь предмета лизинга — в результате своей предпринимательской деятельности создает продукцию (услуги), реализация которой возмещает инвестиции с процентами, и все затраты поставщика с прибылью, и комиссионные других посредников, активной фигурой в лизинге можно считать арендатора, обеспечивающего коммерческий успех всех участников сделки.

В статье 655 второй части ГК РФ сущность лизинга фактически сводится к финансовой аренде. В пяти других статьях шестого параграфа гражданского кодекса установлены основные права и обязанности сторон лизинговых сделок. В соответствии со статьей 6 ГК РФ в случаях, когда данные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай делового оборота, то к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона, права). Следовательно, при оформлении лизинговых сделок могут применяться не только договоры лизинга, но также аренды, особенно в части, не урегулированной специальным законодательством и не противоречащей его сущности. Следует помнить, что понятия «лизинг» и «аренда» полностью не совпадают.

Таким образом, правовая база регулирования лизинговых сделок в России имеет очень высокий статус, поскольку понятие договора лизинга определено специальным законом и введено в Гражданский кодекс. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности, а значит, и порядка налогообложения при лизинговых операциях осуществляются на основании действовавших и ранее документов, касавшихся арендных сделок, а также специального приказа Министерства финансов.

Косвенное отношение к деятельности лизинговых компаний имеют многие другие законодательные и нормативные документы, регламентирующие общие вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортно-импортных операций и т. д.

В лизинге регулируются трехсторонние отношения между лизингодателем, пользователем (лизингополучателем, арендатором) и продавцом, а также распределяются между ними права, обязанности и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. В Гражданском кодексе (§ 6 «Финансовая аренда (лизинг)») стороны договора лизинга не вполне обоснованно названы арендодателем и арендатором, что не отражает всей специфики этих отношений.

Инициатором лизинговых сделок по закону (п. 3 ст. 7) является лизингополучатель-товаропроизводитель, который сообщает лизингодателю, в каком оборудовании он нуждается. Именно его лизинговая компания и покупает у изготовителя, также указанного арендатором. В лизинговых отношениях решение многих вопросов зависит от того, кто выбирал продавца необходимого имущества. Лизинговая компания лишь формально признается собственником объекта. Она его фактически может не принимать на свой склад и даже не несет риска случайной гибели имущества, находящегося в пользовании арендатора.

Риск случайной гибели, порчи, хищения, преждевременной поломки, ошибки при монтаже или эксплуатации и другие имущественные риски с момента фактической приемки объекта лизинга несет не собственник, как это предусмотрено общегражданским законодательством (см. ст. 211 ГК РФ), а лизингополучатель-арендатор (ст. 82 Закона и ст. 669 ГК РФ). Страхование имущества проводит одна из сторон договора по соглашению (ст. 21 Закона).

Вместе с тем, будучи юридическим собственником, лизинговая компания имеет возможность в случае невыполнения обязательств арендатором, в том числе по своевременной плате за аренду, расторгнуть договор и получить оборудование.

Лизинговой компании как собственнику не обязательно прибегать к залогу оборудования, чтобы возместить возможные потери. Кроме того, при объявлении лизингополучателя банкротом арендуемое имущество не входит в конкурсную массу.

Но распределение ответственности может быть иным, если арендодатель играет более активную роль в выборе продавца. Это нашло отражение в ст. 665 и 670 ГК РФ. В ст. 665 предусмотрено, что выбор продавца может осуществляться арендодателем, а в ст. 670 уточняются последствия этого: если арендодатель выбирает продавца, то тем самым он возлагает на себя ответственность перед арендатором за выполнение продавцом условий договора купли-продажи. Собственник оборудования (лизингодатель) не несет за него почти никакой ответственности, если в договоре не предусмотрено иное. Гражданским кодексом (ст. 667) установлена обязанность лизингодателя уведомлять продавца, что приобретаемое имущество предназначено для передачи в аренду определенному лицу, которому он должен его поставить, а не арендодателю, являющемуся по договору покупателем. Более того, лизингополучатель в известной мере приравнивается законом к покупателю и многие вопросы он решает непосредственно с продавцом. Все эти особенности финансового лизинга, делающие положение продавца не совсем обычным (он как бы противостоит двум покупателям одного и того же имущества), должны быть ему известны заранее. При лизинге арендодатель является как бы юридическим собственником объекта сделки, а пользователь — экономическим собственником (владельцем), что существенным образом отличает его от обычного арендатора. Одна из особенностей лизинга проявляется и в специфических отношениях продавца и пользователя имущества. В ст. 670 ГК РФ указано, что арендатор имеет право и несет обязанности, как если бы он был стороной договора купли-продажи. Следовательно, на него распространяются положения ГК РФ для покупателя. Пользователь при финансовом лизинге может предъявлять претензии непосредственно продавцу по качеству, комплектности имущества, срокам его поставки, но не вправе расторгнуть договор купли-продажи. Он может только ставить вопрос перед лизингодателем о его расторжении и возмещении убытков (ст. 10 Закона).

При оперативном лизинге ответственность за недостатки предмета лизинга, полностью или частично препятствующие пользованию им, несет лизингодатель, даже если он во время заключения договора не знал о таких недостатках. При обнаружении дефектов лизингополучатель вправе потребовать от лизингодателя:

  • безвозмездно устранить недостатки;
  • соразмерно уменьшить лизинговые платежи;
  • возместить расходы по устранению недостатков предмета лизинга.

Лизингополучатель несет все расходы по содержанию лизингового имущества, страхованию своей ответственности за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования предметом лизинга в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Читать статью  Недвижимость в лизинг для физических лиц

Значительно улучшило условия для развития в России импортного и экспортного международного лизинга письмо Государственного таможенного комитета РФ от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений». Оно предусматривает частичное освобождение от уплат таможенных пошлин и налогов объектов международного финансового лизинга, временно ввозимых на территорию РФ.

При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения или вывезена в соответствии с таможенным режимом экспорта (периодические таможенные платежи).

При общей положительной оценке приведенного письма следует заметить, что оно предполагает обязательный возврат имущества, ввезенного (вывезенного) по лизинговому соглашению, т. е. отождествляет лизинговые и обычные арендные отношения. На практике же при лизинге имущество часто становится собственностью пользователя и второй раз границу не пересекает. Такое положение, например, введено в норму распоряжением Правительства Москвы от 6 февраля 1996 г. № 101 «Об изменении порядка передачи в лизинг оборудования (имущества)», являющегося собственностью города Москвы. Комитет по управлению имуществом Москвы может передавать муниципальное имущество, находящееся в лизинге, в собственность пользователя после возмещения в бюджет города средств, затраченных на его приобретение.

С 1 января 1996 г. введены в действие «Указания об отражении в бухгалтерском учете лизинговых операций» (приложение к приказу Минфина РФ от 25 сентября 1995 г. № 105), которые логически завершают начальное формирование нормативной базы лизинга в России.

В сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности лизинговый механизм развивается в соответствии с постановлением Правительства России от 16 июня 1994 г. № 686 «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)» и Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. № 228.

2. Гражданско-правовая природа лизинговых отношений

В настоящее время, спустя более 50 лет после появления первой независимой лизинговой компании, как в России, так и во многих странах мира, существуют три основных подхода к правовому обеспечению лизингового бизнеса:

  1. Полное или почти полное отождествление лизинговых отношений с долгосрочной формой аренды и соответствующее перенесение ее положений на появившийся новый вид предпринимательской деятельности.
  2. Регулирование сложного комплекса лизинговых отношений с помощью традиционных норм гражданского права (договоров поручения, аренды, займа и др.).
  3. Признание лизинга качественно новым типом правоотношений, который не может быть адекватно отражен существующими законодательными нормами и должен оформляться особым, самостоятельным видом договора.

Действительно в лизинговом комплексе отношений одним из его компонентов являются договоры поручения: первый раз, когда пользователь поручает лизинговой компании закупить для него необходимое имущество, а второй — когда уже лизингодатель поручает арендатору получить имущество и в дальнейшем предъявлять все претензии по его комплектности и качеству непосредственно поставщику. Однако очевидно, что отношения поручительства не раскрывают и не могут раскрыть всю структуру лизингового механизма.

Арендные правоотношения также непосредственно включаются в лизинговую сделку в качестве обязательного элемента, который, естественно, как отдельная часть не может с необходимой полнотой характеризовать более сложное единое целое — систему лизинга. Например, по лизингу пользователь рассчитывается с лизингодателем на принципах не арендной, а кредитной сделки: при случайной гибели объекта не по вине сторон он возмещает всю сумму лизинговых платежей, предусмотренных по договору, т. е. возвращает как бы долг (стоимость полученного имущества) с процентами за пользование кредитом.

Если имущество в силу обстоятельств, за которые наниматель не отвечает, окажется негодным для эксплуатации, то обычный арендатор может расторгнуть договор и прекратить выплаты, по лизингу же риск случайной гибели объекта возлагается на пользователя, который обязан произвести все платежи полностью лизинговой компании.

Если иное не предусмотрено договором, то и при лизинге, и при обычной аренде все затраты по содержанию используемого имущества, включая средний и текущий ремонт, несет товаропроизводитель (арендатор, лизингополучатель), а капитальный ремонт при аренде осуществляет другая сторона — арендодатель. Но только при арендных отношениях в случае нарушения этой обязанности арендатор в законодательном порядке приобретает право:

  • потребовать расторжения договора и возмещения убытков;
  • потребовать соответствующего уменьшения арендной платы;
  • произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы (ст. 616 ГК РФ, ст. 17 Закона).

Взаимосвязь и основные различия арендных и лизинговых отношений

Параметры сравнения

Виды отношений

  • Российские (иностранные) коммерческие организации
  • Физические лица
  • Предприниматели
  • Россия и субъекты РФ (уполномоченные органы)
  • Коммерческие организации — лизинговые компании (резиденты РФ и нерезиденты) (ст. 4 Закона)
  • Индивидуальные предприниматели
  • Юридические лица России и других стран
  • Индивидуальные предприниматели и простые граждане
  • Физические и юридические лица, действующие по договору лизинга (ст. 4 Закона)
  • Предпринимательство
  • Некоммерческая деятельность
  • Только предпринимательство (ст. 3 Закона и ст. 666 ГК РФ)
  • Не требуется
  • Право любого лица
  • Было предусмотрено, отменено с 2002 г.
  • Государственная регистрация недвижимости

Например, при обычной аренде наймодатель несет ответственность перед арендатором за все недостатки, препятствующие пользованию объектом, если даже он не знал о них в момент заключения договора (ст. 612 ГК РФ), а по финансовому лизингу — не отвечает по общему правилу. Ответственность в размере причиненного пользователю ущерба наступает лишь в случае, когда выбор поставщика осуществляла сама лизинговая компания либо она, вопреки условиям договора, вмешалась в выбор поставщика объекта лизинга. Закон ограничивает ответственность лизингодателя с учетом того, что арендатор сам выбирает поставщика и потому не может перекладывать результаты своего неудачного выбора на наймодателя, который должен только оплатить сделку (ст. 665, 670 ГК РФ).

Существенное отличие лизинга от обычной аренды состоит еще и в том, что чаще всего в пользование передается новое, специально приобретенное для этого оборудование. В ст. 667 ГК РФ установлено, что арендодатель обязан уведомить продавца о приобретении имущества именно для передачи в лизинг определенному лицу.

Как правило, продавец должен поставить имущество прямо пользователю, а не лизингодателю, являющемуся юридическим покупателем. В определенном смысле и арендатор приравнивается к покупателю и многие вопросы решает непосредственно с продавцом, например принимает объект лизинга от продавца. Тогда возникает вопрос правового обоснования такой приемки (с составлением акта) стороной, не участвовавшей в заключении договора купли-продажи, и если, конечно, не было подписанного трехстороннего соглашения. Дело в том, что в договоре купли-продажи (поставки) предусмотрено, что покупатель (лизинговая компания) поручает выполнение своих обязанностей по принятию продукции лизингополучателю, равно как и предъявление требований о поставке. В результате пользователь вправе требовать от поставщика исполнения его обязанностей перед лизинговой компанией, как если бы он являлся стороной этого соглашения. До приемки объекта мы можем называть получателя арендатором лишь условно, не исключено, что оборудование, как непригодное, не будет принято в эксплуатацию, а значит, отношения лизинга в полном объеме не возникнут.

Принимая оборудование, доставленное транзитом (минуя, естественно, кредитное учреждение плательщика), получатель действует в качестве представителя (агента) лизинговой компании — покупателя по договору купли-продажи (поставки). С принятием продукции по правилам, установленным для поставки оборудования, получатель вступает во владение имуществом в качестве лизингополучателя, сохраняя в случаях, предусмотренных договором, право предъявлять претензии по поводу имущества, во всяком случае в пределах гарантийного срока его эксплуатации, непосредственно поставщику.

По закону (ст. 670 ГК РФ) в отношениях с продавцом арендатор и лизингодатель выступают как солидарные кредиторы, каждый из которых может предъявить должнику требования в полном объеме.

В лизинговых операциях в той или иной мере применяются также элементы кредитного финансирования под залог имущества, расчеты по договорным обязательствам, инвестирование средств в основной капитал и другие финансовые механизмы.

Поэтому в определенном, больше экономическом смысле лизинг представляет собой инвестирование средств в основной капитал на возвратной основе, но не в денежной, а в производительной (вещной) форме, т. е. в форме передаваемого в пользование имущества. Собственник имущества (лизингодатель) по сути оказывает пользователю (арендатору) финансовую услугу: он покупает имущество в собственность, передает его на определенное время пользователю и возмещает затраты за счет периодических платежей лизингополучателя. Таким образом, сделка осуществляется на условиях срочности, возвратности и платности в виде комиссионных за оказываемую услугу, как это имеет место при кредитовании. При этом заимодавцем выступает лизингодатель, заемщиком — лизингополучатель, а объектом ссуды — предмет лизинга.

Следовательно, с финансовой стороны лизинг — это как бы товарный кредит в основные фонды в форме передаваемого в пользование имущества. Он предоставляется в товарной форме продавцом покупателю в виде отсрочки платеж за проданные товары. Однако юридически между ними есть существенные различия, так как пользователь имущества не заключает с лизингодателем денежного договора займа (таблица 4).

Связи и отличия лизинговых кредитных отношений

Вид отношений

  • Опцион на приобретение объекта в собственность не тождественен передаче права собственности
  • Право пользования отделяется от права собственности
  • Сохраняет лизингодатель

Кроме того, при сравнении лизинга с кредитной сделкой необходимо учитывать еще одно очень важное обстоятельство. Сумма кредита по взаимной договоренности поставщика, покупателя и банка может перечисляться поставщику непосредственно, минуя расчетный счет покупателя, подобно тому, как объект лизинга доставляется изготовителем прямо арендатору, минуя лизинговую компанию. Но рассчитываться за такой кредит заемщик не вправе за счет текущих затрат, включаемых в себестоимость продукции, создаваемой с использованием арендуемого оборудования. Кредиты, полученные для приобретения основных фондов, оплачиваются за счет прибыли. Сейчас, правда, проценты по всем видам долговых обязательств, в том числе инвестиционные кредиты, включаются во внереализационные расходы предприятия. Но, конечно, лизинг в этом отношении создает более надежные финансовые условия для предпринимателя, получившего оборудование в аренду и рассчитывающегося с кредитором-банком за счет амортизационных отчислений, закладываемых в цену выпускаемой продукции.

Но тогда возникает вопрос. Почему одни предприятия должны рассчитываться за кредит прибылью, а другие — за счет затрат, учитываемых в себестоимости, уменьшая тем самым налогооблагаемую базу (прибыль)?

Недопустима также подмена понятия лизинга различными формами наемных и подрядных отношений. Лизинг — это наем не работников, а имущества. Сам факт найма (аренды) средств производства ведет к коренному изменению социального статуса индивидуальных предпринимателей. Посредством лизинга они реально соединяются со средствами труда не как наемные работники, а как их заинтересованные хозяева. В результате значительно расширяется база мотивации трудовой деятельности работников не только как потребителей, но и как инициативных предпринимателей. Лизингополучателями становятся, как правило, наиболее предприимчивые и компетентные лица. Чтобы выжить и расширить производство в условиях нарастающей конкуренции, они вынуждены в максимальной степени мобилизовать свои физические и интеллектуальные возможности для совершенствования предпринимательской деятельности, организации ее с учетом новейших достижений науки и техники. Полный собственник может и расслабиться, а лизингополучатель — никогда; кроме всего прочего, ему еще надо вносить лизинговые платежи. Еще в большей мере выхолащивается сущность лизинга, когда он отождествляется с поручением и допускается совмещение в одном лице обязательств лизингодателя и лизингополучателя, который как бы сам себя кредитует, переводя средства предприятия из оборотных в основные. Получается так: лизингополучатель передает свои собственные средства лизингодателю и поручает ему купить на эти средства имущество (например, оборудование), которое он (лизингополучатель) сам уже выбрал, и передать ему в эксплуатацию. В таком случае функционирующий капитал предприятия не увеличивается, а только переходит из денежной формы в материально-вещественную — в основные фонды, не изменяя сумму баланса, что можно было бы осуществлять и без посредника. В экономику фирмы не только не поступают дополнительные инвестиции, а даже, напротив, имеющийся у предпринимателя капитал уменьшается на сумму комиссионных лизингодателя, полученных за оказываемую услугу по выполнению поручения лизингополучателя. При такой схеме действий заинтересованный инвестор, осуществляющий лизинговую деятельность, вообще исчезает и лизингодатель не передает своих средств в форме необходимого имущества лизингополучателю, который, в свою очередь, ничего ему не должен, т. е. лизинговые платежи не производятся.

Читать статью  Возвратный лизинг

В результате подмены основополагающих свойств лизинга правовыми нормами договора поручения (действия за чужой счет) он по своей сути трансформируется в другой вид экономических отношений, а сам лизинг по форме становится притворной сделкой, что может нанести большой ущерб народному хозяйству.

Лизинг существенным образом отличается от общепринятых наемных отношений (таблица 5)

Правовые основы лизинга

Под законодательством о лизинге следует понимать совокупность нормативных актов, предназначенных для регулирования лизинговых операций. Существующая в настоящее время в России законодательная база, регулирующая лизинговую деятельность, включает следующие нормативные документы:

Гражданский кодекс Российской Федерации (гл. 34);

Федеральный закон от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

иные нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства и др.)

Согласно главе 34 Гражданского кодекса РФ, договор лизинга считается разновидностью договора аренды. По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество (предмет лизинга) у определенного им же продавца и предоставить этот предмет лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст. 665 ГК РФ).

Более подробно правовые аспекты лизинга определяются Законом о лизинге.

В соответствии с Законом о лизинге, лизинговая деятельность определена как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Под лизингом понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

Таким образом, лизинговые отношения рассматриваются законодательством как инвестиционные и осуществляемые в рамках треугольника: поставщик (производитель) — лизингодатель (инвестор) — лизингополучатель (пользователь).

Итак, лизинг как деятельность предполагает заключение и исполнение договора лизинга и всех сопутствующих ему договоров с подготовкой к заключению этих договоров, а также с публично-правовым регулированием, бухгалтерским учетом и налогообложением возникающих при этом отношений.

Рассмотрим более подробно требования законодательства к осуществлению лизинга.

Пунктом 1 статьи 15 Закона о лизинге установлено, что договор лизинга независимо от его срока должен быть заключен в письменной форме.

Требования к содержанию договора лизинга определены в статье 15 Закона о лизинге, согласно которой в договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.

Имущество, которое может быть предметом договора лизинга, установлено статьей 666 Гражданского кодекса РФ и статьей 3 Закона о лизинге. Им могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

В лизинг не могут быть переданы нематериальные активы, ведь нематериальные активы — это превращенная форма такой категории объектов гражданского права, как бестелесные вещи, а последние вообще не могут быть предметом договора аренды.

Также предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения (п. 2 ст. 3 Закона о лизинге).

Предмет лизинга и после передачи лизингополучателю остается в собственности лизингодателя (п. 1 ст. 11 Закона о лизинге).

Право собственности лизингодателя ограничивается, однако, правами лизингополучателя на период действия договора лизинга. К лизингополучателю переходит в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное, право владения и пользования предметом лизинга (п. 2 ст. 11 Закона о лизинге).

Содержание договора лизинга отличается от содержания обычного договора аренды с точки зрения прежде всего обязанностей лизингодателя.

  • 1) приобрести в свою собственность избранное лизингополучателем имущество у указанного им же продавца для его передачи за определенную плату, на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю.
  • 2) предоставить предмет лизинга лизингополучателю в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества.

По договору лизинга лизингополучатель обязан принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном договором лизинга.

Следующей обязанностью лизингополучателя является выплата лизингодателю лизинговых платежей в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга.

Общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга составляет лизинговые платежи. Лизинговый платеж состоит из трех основных частей:

затраты лизингодателя, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю,

затраты, связанные с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, доход лизингодателя.

Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

Согласно статье 18 п. 3 Закона о лизинге, лизингодатель обязан предупредить лизингополучателя обо всех правах третьих лиц на предмет лизинга. Важной обязанностью лизингополучателя является беспрепятственный допуск лизингодателя к предмету лизинга и к финансовой информации с целью инспектирования и контроля (ст. 37 и 38 Закона о лизинге).

От риска случайной гибели или порчи предмета лизинга следует отличать риск невыполнения продавцом своих обязанностей (п. 2 ст. 22 Закона о лизинге) и риск ошибки при выборе предмета лизинга (п. 3 ст. 22 Закона о лизинге). Эти риски несет та сторона, которая выбрала продавца или предмет лизинга, если иное не предусмотрено договором. Убытки, проистекающие из несостоятельности продавца, возлагаются на лицо, несущее риск. Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры (п. 2 ст. 15 Закона о лизинге). К обязательным относится только договор купли-продажи. К сопутствующим же — договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие.

Изменение и прекращение договора лизинга возможно по тем основаниям, которые предусмотрены ГК РФ и Законом о лизинге, а также по обычным для любого договора аренды основаниям, если они не противоречат Закону о лизинге. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о лизинге лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Законом о лизинге и договором лизинга. Следовательно, в договоре должны быть установлены случаи расторжения договора лизинга. Из рассмотренного материала следует, что регулированию лизинговой деятельности уделено значительное внимание в российском законодательстве, что говорит о большом практическом значении данного вида деятельности, как для отдельных предприятий, так и для экономики государства в целом.

Законодательная база лизинга в РФ

По мнению многих правоведов, договор лизинга как таковой появился в США в середине XIX века, а в странах Запада и Японии нашел широкое распространение в середине ХХ века как юридический институт, призванный регулировать новые формы инвестирования денежных средств в экономику, связанный с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их последним в аренду. К этому же периоду относится появление первых специализированных лизинговых компаний. В лизинговых операциях стали принимать непосредственное участие коммерческие банки.

Во многих странах, относящихся к континентальному праву, в целях регулирования лизинговых операций были приняты отдельные законодательные акты, посвященные финансовой аренде (лизингу). В указанных законодательных актах разных стран имеются различия, например в терминологии для обозначения договоров, регулирующих лизинговые отношения, но несмотря на имеющиеся различия в терминологии и элементах, составляющих содержание договоров, регулирующих лизинговые отношения, по существу речь идет об одном и том же договоре.

В юридической литературе при анализе зарубежного законодательства о договоре лизинга обычно выделяют следующие его характерные особенности:

  • во-первых, в отличие от обычного договора аренды в пользование лизингополучателя передается технический объект, специально приобретенный лизинговой фирмой по его просьбе;
  • во-вторых, срок лизинга приближается к расчетному сроку полной амортизации лизингового имущества;
  • в-третьих, объем лизинговых платежей должен превышать покупную цену имущества, а разница составляет прибыль лизингодателя;
  • в-четвертых, по истечении срока договора лизинга лизингополучателю предоставляется право приобрести объект лизинга в собственность по его остаточной стоимости, при этом не исключается и возможность возобновления договора лизинга, либо возврат имущества лизингодателю;
  • в-пятых, для лизинга характерно освобождение лизингодателя от большинства обязанностей арендодателя;
  • в-шестых, лизингополучатель наделяется определенными правами и обязанностями в отношении продавца.

Широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира породило идею о необходимости унификации правил о международном лизинге и привело к разработке представителями разных государств в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) «Конвенции о международном финансовом лизинге», подписанной в Оттаве 28 мая. (Оттавская конвенция). Российская федерация присоединилась к указанной Конвенции в феврале. (Федеральный закон от 08 февраля. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном лизинге»). Необходимо отметить, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры с участием РФ, к каковым относится Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Началом правового регулирования лизинга в России можно считать 1994 год, когда был принят Указ Президента РФ от 17.11.94 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», несмотря на то что Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 года (Конвенция УНИДРУА) разрабатывалась с участием представителей СССР. И хотя данный Указ не содержит норм, направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных с лизингом имущества, а лишь поручает Правительству РФ разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге, нужно отдать ему должное как первому правовому акту в области лизинга в России, имеющему важное значение в правовом регулировании отношений в сфере лизинга имущества, а также присоединении России к Конвенции УНИДРУА.

Читать статью  Лизинговый калькулятор Авангард Лизинг

Следующим значительным шагом в развитии правового регулирования лизинга явилось Постановление Правительства РФ от 29 июля. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утвержденное им «Временное положение о лизинге».

Во Временном положении о лизинге была несколько скорректирована позиция, содержащаяся в Указе от 17 октября. № 1929, относительно понятия «лизинг» в сторону договорной природы лизинговых отношений. Так, п. 1 положения понятие «лизинг» употребляется в двух разных значениях: во-первых, с экономической точки зрения лизинг представляет собой один из видов предпринимательской деятельности, одну из форм коммерческого инвестирования временно свободных либо специально привлеченных для этих целей денежных средств; во-вторых, с юридической точки зрения под лизингом понимается договор финансовой аренды (лизинга).

В число объектов договора лизинга Временное положение включило любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам. Субъектами лизинговых правоотношений согласно Временному положению были признаны:

  • в качестве лизингодателя — юридические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • в качестве лизингополучателя— юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или граждане — индивидуальные предприниматели, получающие имущество в пользование по договору лизинга;
  • в качестве продавца лизингового имущества — юридические лица — изготовитель машин и оборудования, а также иные организации и граждане, продающие имущество, являющееся объектом лизинга (п. 3).

Временным положением было скорректировано и другое положение Указа № 1929, согласно которому лизинговые организации могли создаваться только как акционерные общества. Временное положение разрешило лизинговым организациям создаваться и в других организационно-правовых формах.

Основные признаки договора лизинга были определены Временным положением сформулировав четкие требования, предъявляемые к любому договору лизинга:

  • во-первых, право выбора объекта лизинга и продавца принадлежит лизингополучателю, если иное не предусмотрено договором;
  • во-вторых, предмет лизинга используется лизингополучателем только в предпринимательских целях;
  • в-третьих, лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца только при условии передачи его в лизинг лизингополучателю;
  • в-четвертых, сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полную стоимость имущества в ценах на момент заключения сделки (п. 6).
  • В договоре лизинга могло предусматриваться право выкупа лизингового имущества лизингополучателем по истечении или до истечения срока лизинга. По соглашению сторон в договоре могла предусматриваться также ускоренная амортизация лизингового имущества.

О понимании существа лизинга и о стремлении придерживаться основных принципов Оттавской конвенции свидетельствует также то, что Временное положение не распространило свое действие на иные договорные отношения, при которых имущество передается арендатору на срок, существенно меньший нормативного срока службы имущества (обычная аренда, прокат).

Лизингодатель был вправе, если иное не указано в договоре лизинга, использовать предмет лизинга в качестве залога (п. 11).

С момента поставки лизингового имущества лизингополучатель наделялся правом предъявления претензий продавцу в отношении качества, комплектности, сроков поставки и других случаев ненадлежащего исполнения обязательств по договору купли-продажи, заключенному между продавцом и лизингодателем. Лизингодатель нес ответственность перед лизингополучателем лишь в случае, если выбор имущества осуществлялся им по поручению лизингополучателя (п. 16).

Основные обязанности лизингополучателя заключались в обеспечении сохранности лизингового имущества, а также своевременной уплате лизинговых платежей. На него же возлагались все расходы возникающие в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием, по ремонту и страхованию лизингового имущества. Иное распределение расходов сторон могло быть установлено договором лизинга (п. 17–18).

Размеры, способ, форма и периодичность лизинговых платежей определялись в договоре лизинга по соглашению сторон. Общая сумма лизинговых платежей должна была включать:

  • сумму, возмещающую полную стоимость лизингового имущества;
  • сумму, компенсирующую расходы лизингодателя, связанные с получением и использованием кредитных ресурсов для приобретения имущества;
  • вознаграждение лизингодателя;
  • сумму, выплаченную за страхование имущества в случае страхования его лизингодателем;
  • иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.
  • Лизинговые платежи должны были включаться в себестоимость продукции (работ, услуг), производимой лизингополучателем (п. 19).

Риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества возлагался на лизингодателя, однако договором лизинга мог быть предусмотрен переход указанного риска к лизингополучателю с момента поставки ему имущества (п. 15).

В качестве последствия нарушения лизингодателем и лизингополучателем условий договора лизинга Временное положение наделяло соответствующего контрагента правом требовать расторжения договора в установленном порядке. Кроме того, сторонам предписывалось в обязательном порядке включать в договор условие о санкциях за неуплату или несвоевременную уплату лизинговых платежей (п. 13–14).

Модель договора лизинга, вытекающая из Временного положения, по своим параметрам в основном совпадает с договором международного финансового лизинга, регулируемого Оттавской конвенцией, между ними все же имелись существенные различия.

Следующим шагом Правительства РФ в деле регулирования лизинговых правоотношений было утверждение «Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 26 февраля. № 167.).

Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября. № 158-ФЗ финансовая аренда (лизинг) была отнесена к лицензируемым видам деятельности. Позднее действовало Положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01 февраля. № 80 «Об утверждении Положения о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации».

В отличие от ранее действовавшего Положения, во вновь утвержденном Положении существовали некоторые различия в порядке лицензирования резидентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, и нерезидентов.

Осуществляло лицензирование лизинговой деятельности Министерство экономического развития и торговли РФ. Лицензионными требованиями являлось соблюдение законодательства и осуществление деятельности в качестве лизингодателя на основании договора лизинга.

Положение содержало перечень необходимых документов, порядок оформления и переоформления лицензии, указывало срок действия лицензии — не более 5 лет, основания аннулирования лицензии, приостановления ее действия, другие положения.

Все выданные лицензии заносились в реестр лицензий, который вел лицензирующий орган. Информация, содержащаяся в реестре, являлась открытой и предоставлялась юридическим лицам и гражданам в виде выписок на платной основе.

Положение четко регламентировало весь процесс лицензирования лизинговой деятельности и было призвано обеспечить права всех участников лизинговых операций, однако вступивший в силу 10.02.02г. Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.01г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит в перечне лицензируемых видов деятельности финансовую аренду (лизинг).

После введения в действие с 01 марта. Части II Гражданского кодекса РФ, содержащую в Главе 34 параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» вышеназванные нормативные акты о лизинге сохранили свое действия лишь в части, не противоречащей параграфам 1 и 6 Главы 34 ГК РФ.

Постановления Правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности продолжали издаваться и после принятия Части II Гражданского кодекса РФ, однако они носили организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному могут служить, в частности, Постановление Правительства от 21 июля. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997–2000 годы». Данным Постановлением предусмотрены: подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин; разработка методических указаний по проведению международных лизинговых операций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциаций лизинговых компаний, инвестиционного лизингового консорциума коммерческих банков и т. п.

Несколько иной характер носило Постановление Правительства РФ от 03 сентября. № 1020, которым утвержден Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций. Основной целью предоставления государственных гарантий является стимулирование, более широкое привлечение частных инвестиций в сфере финансового лизинга как формы инвестиционной деятельности.

Хотя ГК РФ не предусматривает принятие каких-либо иных федеральных законов и других правовых актов, направленных на регулирование договора лизинга, однако Государственной Думой Федерального Собрания РФ 11 сентября. был принят Федеральный закон «О лизинге», который впоследствии был одобрен Советом Федерации 14 октября. и подписан Президентом РФ 29 октября.

Многие практики и особенно теоретики права сходились во мнении что первоначальная редакция Закона содержала множество недостатков и вносила юридическую неразбериху при осуществлении лизинговых операций. Складывается впечатление, что его разработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе принятия Закона исходили из того, что в российском и международном праве отсутствуют какие-либо нормы, регулирующие договор лизинга. Только этим можно объяснить наличие в данном Федеральном законе большого числа положений, противоречащих не только нормам ГК РФ, но и Конвенции о международном финансовом лизинге. Вносимые изменения в указанный закон несколько устранили имеющиеся его недостатки.

Что касается международного лизинга, то при этом нельзя забывать, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст. 7 ГК РФ).

Положительной чертой Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» является наличие в нем норм, предусматривающих льготы для участников лизинговых отношений в области валютного, налогового и таможенного законодательства. Так, лизингодателю предоставлено право без лицензии Центрального банка России осуществлять международные операции, связанные с движением капитала, привлекать денежные средства от нерезидентов Российской Федерации в целях приобретения предмета лизинга, в том числе на срок более шести месяцев, но не превышающий срока договора лизинга. Ввоз на территорию РФ и вывоз с ее территории предмета лизинга в целях его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также его использования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также оплата полной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, не считаются валютными операциями, связанные с движением капитала. Однако, с точки зрения эффективного применения указанных норм было бы предпочтительней включить их соответственно в законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, налоговое и таможенное законодательство.

Отметим также некоторые положения Закона, имеющие немалое практическое значение во взаимоотношениях между участниками лизингового договора и налоговыми органами:

Источник https://www.klerk.ru/law/articles/15943/

Источник https://studwood.net/585682/bankovskoe_delo/pravovye_osnovy_lizinga

Источник https://baltlease.ru/about-leasing/fin-leasing/zakonodatelnaya-baza-lizinga/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.