Содержание
Что такое нмц тендер
Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Готовые решения. Вопросы применения ст. 22
1. Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
2. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
3. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
4. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
5. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком).
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 — 11 настоящей статьи.
7. Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
8. Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
9.1. Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
9.2. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(часть 9.2 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
10. Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 1 настоящей статьи, или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
11. Информация об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. В случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
13. Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
14. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.
15. Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
16. Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий.
17. Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 настоящей статьи.
18. К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся:
1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
3) информация о котировках на российских биржах;
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) информация о котировках на электронных площадках;
5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств;
информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.
18.1. Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с использованием иностранной валюты не допускается, за исключением случая обоснования и определения таких цен заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства.
(часть 18.1 введена Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
19. Правительство Российской Федерации вправе установить для отдельных видов, групп товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
20. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
20.1. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к методическим рекомендациям, предусмотренным частью 20 настоящей статьи, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
(часть 20.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21.1. Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, при приобретении жилых помещений, которые соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и построены на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья, для комплексного развития территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, либо для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного развития территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», устанавливаются указанным Федеральным законом.
(часть 21.1 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 356-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 48-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21.2. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
(часть 21.2 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ)
22. Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
23. В информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная цена единицы товара, работы, услуги, начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, максимальное значение цены контракта (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить) указываются с использованием единой информационной системы.
(часть 23 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
24. В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
(часть 24 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
25. Для целей выполнения заказчиком минимальной доли закупок Правительство Российской Федерации устанавливает особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик российских товаров, в том числе содержащихся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Откуда берется начальная максимальная цена закупки?
НМЦ — это максимальная сумма, которую заказчик готов потратить на закупку. Ее устанавливает и обосновывает сам заказчик. В статье мы рассмотрим не только методы определения НМЦ, но и что делать, если цена контракта завышена или занижена.
Определить НМЦ заказчик должен уже в плане-графике закупок. Если к моменту публикации цена закупки корректируется, изменения вносят и в план-график.
Обосновать нужно и цену конкурентных закупок, и закупок у единственного поставщика. В ст. 22 44-ФЗ описано несколько методов определения НМЦ:
- Метод анализа рынка,
- Нормативный метод,
- Тарифный метод,
- Проектно-сметный метод,
- Затратный метод.
Посмотрим на них внимательнее.
Метод анализа рынка для расчета НМЦ
Это приоритетный метод. Заказчик должен применять его всегда, если 44-ФЗ не предусматривает другое. Заказчик сопоставляет цены на аналогичные товары или услуги, а если таких нет, то на однородные. Для расчета НМЦ методом анализа рынка заказчик может:
- Использовать информацию из интернета,
- Запрашивать цены в ЕИС,
- У потенциальных поставщиков.
Нужно отправить не меньше пяти запросов, а для расчета использовать не менее трех ценовых предложений, чтобы определить НМЦ аналогичной закупки.
Если заключать контракт с единственным поставщиком, необязательно придерживаться уровня средней цены, определенного методом анализа рынка. Можно заключить контракт по меньшей из предложенных цен.
Пример обоснования НМЦ договора на оптовую поставку нефтепродуктов методом анализа рынка
№ | Поставщик | Цена (руб. за тонну) | Кол-во тонн | Источник получения информации |
1 | Поставщик 1 | 45000,00 | 65,9 | Коммерческое предложение от 24.08.2016 |
2 | Поставщик 2 | 45500,00 | 65,9 | Коммерческое предложение от 24.08.2016 |
3 | Поставщик 3 | 46000,00 | 65,9 | Коммерческое предложение от 24.08.2016 |
Средняя цена за тонну бензина — 45 000 руб., значит НМЦ всей закупки — 2 млн. 998 тыс. 450 руб.
Нормативный метод определение НМЦ
Есть отдельные виды товаров, закупки которых нормированы (например, канцелярия, мебель, расходные медицинские материалы). Заказчик закупает их по предельным ценам. Постановления, в которых есть нормы затрат на разную продукцию для тех или иных организаций, размещаются в ЕИС. Нормативный метод можно применять вместе с методом анализа рынка, но полученная НМЦ не должна превышать цены, установленной в нормативе.
Тарифный метод расчета НМЦ
Заказчик применяет его, если цену товара регулирует государство или муниципальный орган. В этом случае НМЦ определяют по тарифам, утвержденным в постановлениях, приказах и т.д. В обосновании НМЦ заказчик ссылается на регулирующий документ.
Проектно-сметный метод расчета НМЦ
Используется при расчете цен на:
- Строительство и реконструкцию зданий,
- Капитальный ремонт и обычный ремонт помещений,
- Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора.
Затратный метод определение НМЦ
Когда нужно уточнить сумму, полученную одним из перечисленных методов, или другие способы не подходят, заказчики применяют затратный метод расчета НМЦ. Для этого перечисляют и суммируют все возможные затраты на выполнение работ или услуг, например:
- Затраты на производство или приобретение,
- Реализацию, транспортировку, хранение,
- Страхование и другие затраты.
Информацию об обычной прибыли для определенной сферы деятельности заказчик может взять из контрактов, размещенных в ЕИС или других источниках.
Вот пример расчета НМЦ затратным методом из закупки на переподготовку медперсонала:
Наименование статьи расходов | Сумма, руб. |
---|---|
Оплата труда | 14412,72 |
Заработная плата, в том числе: | 11270, 50 |
— заработная плата ППС | 7889,35 |
— заработная плата АУП | 3361,15 |
Прочие выплаты | 211,89 |
Начисления на выплаты по оплате труда | 2930,33 |
Оплата работ или услуг | 5231,77 |
Услуги связи | 67,62 |
Транспортные услуги | 705,53 |
Коммунальные услуги | 142,01 |
Работы или услуги по содержанию имущества | 2211,27 |
Прочие работы, услуги | 2105,33 |
Прочие расходы | 193,85 |
Поступление нефинансовых активов | 2702,67 |
Увеличение стоимости основных средств | 2098,57 |
Увеличение стоимости материальных запасов | 604,10 |
ИТОГО | 22541,00 |
Можно использовать и другие методы, обосновав, почему нельзя использовать стандартный. Рекомендации по обоснованию и применению других методов может устанавливать правительство РФ в своих постановлениях.
Например, в этой закупке заказчику не удалось найти пять поставщиков, чтобы отправить им запросы. Он обосновал, почему не может применить метод анализа рынка, и рассчитывает НМЦ по трем запросам.
Что делать, если предложенная НМЦ выше или ниже рыночной?
Если НМЦ определена корректно, то к закупке не будет вопросов от контролирующих органов. Она состоится, а участвовать в такой закупке выгодно для участников. Если НМЦ занижена или завышена, возникают спорные ситуации.
Если цена занижена
Есть два варианта:
- Проигнорировать такую закупку. Скорее всего, она не состоится, потому что не будет участников. Заказчик может занизить НМЦ, если использовал старые цены или не учел инфляцию.
- Поучаствовать. Конкурентов будет немного, но можно сделать ставку не на заработок, а на репутацию. Качественно выполненные контракты — плюс в карму при участии в других конкурсах.
Если цена не соответствует рынку, можно подать запрос разъяснений или обжаловать в ФАС.
Например, в сентябре 2016 ГБПОУ «Воробьевы горы» закупало почти 50 000 воздушных шаров шести наименований. За самые простые из них (латекс, 9 дюймов, ассорти) методом анализа рынка заказчик установил НМЦ 2,66 руб. за штуку. В цену входит доставка партии шаров по запросу и работа оформителя.
Один из поставщиков подал запрос разъяснений. Он посчитал, что заявленная цена ниже оптовой в полтора раза и «взята с потолка». Заказчик ответил, что цена основана на анализе рынка и он имеет право не раскрывать поставщиков.
Мы провели собственный экспресс-анализ рынка, запросив у московских и екатеринбургских поставщиков цену на 2 000 шаров). Но без работы оформителя.
Поставщик № 1 (Москва) — 2, 82 руб. за воздушный шар
Поставщик № 2 (Москва) — 2,42 руб. за воздушный шар
Поставщик № 3 (Москва) — 3,45 руб. за воздушный шар
Видно, что поставщик прав. Указанная заказчиком цена занижена, потому что поставщики предлагают сопоставимую цену только за шары с единовременной поставкой всей партии, без оформления.
Эта закупка все равно состоялась. Общая цена на все позиции снизилась на 23%. Видимо, победитель будет экономить на других видах шаров.
Что, если заказчик завысил НМЦ?
Такая закупка привлечет большое количества участников, которые снизят установленную цену до среднерыночной. Но при этом на закупку может обратить внимание контролирующий орган. Если заказчик не обоснует цену перед ФАС, ему придется объявить новую закупку с корректной ценой.
Если в результате торгов НМЦ снизилась на 25% и больше
Если НМЦ больше 15 млн. рублей, а участник снизил ее на 25% и ниже, обеспечение контракта будет в 1,5 раза больше, чем предусмотрено контрактом.
Если НМЦ — 15 млн рублей или меньше, а участник закупки предложил цену ниже на 25%, он может предоставить на выбор:
- Увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта,
- Сведения, подтверждающие добросовестность участника (например, несколько контрактов, исполненных без штрафов и пеней).
В следующей статье мы подробнее расскажем про антидемпинговые меры в госзакупках и как подтвердить свою добросовестность.
Ответим на вопросы
Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.
Что такое НМЦК: расчёт начальной максимальной цены контракта
Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) — это предельная граница цены на закупаемый товар, работу или услугу в конкурентных закупках, которую готов потратить покупатель. Устанавливается и обосновывается НМЦК заказчиком на этапе подготовки проведению закупки. НМЦК указывается в извещении и документации каждой закупки. Заказчик не рассматривает заявки, в которой участник закурки к предлагает цены выше указанной НМЦК. Правила расчёта НМЦК регулирует статья 22 № 44-ФЗ .
Найти подходящие торги можно с помощью Астрал.Тендер . Сервис найдёт выгодные предложения, проанализирует рынок, предоставит информацию о заказчике и конкурентах.
Отличие НМЦК от НМЦД
Начальная максимальная цена договора (НМЦД) — это ключевое звено в документации коммерческих закупок. Регулируется п. 5 ч. 9 статьи 4 №223-ФЗ . Применение и метод определения НМЦД по 223-ФЗ, аналогичен использованию и схемам расчёта НМЦК по 44-ФЗ.
Рекомендации о применении заказчиками, осуществляющими закупки по 223-ФЗ, методики обоснования НМЦД аналогичной предусмотренной в 44-ФЗ содержатся в письме Минфина России № 24-01-09/37717 от 16.06.2017 года.
Что зависит от НМЦК
Размер НМЦК влияет не только на стоимость товаров и услуг, но и на другие условия проведения торгов.
Способ закупки:
- если НМЦК больше 3 млн. рублей, то закупку не нельзя осуществить запросом котировок;
- если НМЦК больше 600 тысяч рублей, то осуществить закупку у единственного поставщика по п.4 -5 ч.1 статьи будет невозможно (исключение -закупка товара в электронной форме).
Срок подачи заявки на участие в электронном аукционе:
- если НМЦК не превышает 300 млн. рублей, а при закупках подрядных работ 2 миллиардов рублей – срок размещения извещения в ЕИС не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- если НМЦК превышает т300 миллионов рублей, либо 2 млрд. руб. — для закупок подрядных работ, то извещение публикуется не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
Установление обеспечения заявки:
Если НМЦК конкурса или аукциона больше 1 млн рублей, то участник закупки вносит сумму-гарант в виде обеспечения заявки, размер которой также зависит от НМЦК.
Методы определения НМЦК
Существует пять способов расчёта НМЦК, которые разрешено использовать. Порядок установлен в статье 22 44-ФЗ и предусматривает слудующие методы:
- нормативный
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный;
- сопоставление рыночных цен.
Допустимо использование нескольких методов одновременно. В определённых случаях региональные органы власти устанавливают дополнительные способы расчёта НМЦК.
Сопоставление рыночных цен
Данный метод используется в первую очередь. Заказчик проводит следующие действия:
- Сравнивает цены необходимых товаров, работ и услуг у предполагаемых исполнителей контракта. Такая информация может быть получена из общедоступных открытых источников (сайты, каталоги, прайс-листы и т.д.).
- Запрашивает коммерческие предложения у производителей или подрядчиков. Сравнение цен производят только на однородные или идентичные товары, учитывая коэффициент отклонения.
- Публикует запрос цен сайте Единой Информационной Системы и проводит анализ цен из реестре контрактов.
Заказчик не рассматривает предложенные цены, если:
- поставщик входит в Реестр недобросовестных поставщиков;
- цены предложены анонимно;
- описание товара не соответствует предложенной стоимости;
- поставщиком не представлен детальный расчёт.
Цену из реестра контрактов можно увеличить. На рост влияет способ закупки, явившейся источником информации о цене товара, работы, услуги:
- конкурс — до 10%;
- аукцион — 13%;
- запрос котировок и запрос предложений — 17%;
- закупка у единственного поставщика — цена не увеличивается.
Расчёт коэффициента отклонения
Способ расчёта НМЦК, заключается в проверке цены на однородность, и рассчёте коэффициента отклонения. Используется стоимость товаров, полученных от разных поставщиков:
- минимум три цены, если стоимость получена путём запроса коммерческих предложений;
- пять цен, если рассматриваются завершённые контракты.
Сначала проводится вычисление среднеквадратического отклонения по следующей формуле:
σ — среднеквадратическое отклонение;
«Ц» — среднее арифметическое всех цен;
n — общее количество цен;
i — номер источника цены.
Далее получают коэффициент отклонения следующим образом: V = (σ / ) × 100
Если результат решения составляет меньше 33%, то данные цены пригодны для использования в расчёте НМЦК.
Расчёт НМЦК методом анализа рынка
После отбора цен и проверки их на однородность заказчик рассчитывает НМЦК по формуле:
V — количество товара, которое заказчик будет закупать;
n — количество цен, которые заказчик использует в расчёте;
Цi — цена, которую заказчик использует в расчёте, под номером i.
Нормативный метод
Применяется только в том случае, если в отношении закупаемого товара (работы, услуги) установлен соответствующая норма потребления и предельная стоимость товара (работы, услуги). Правила нормирования в сфере закупок можно посмотреть сайте ЕИС. Предел стоимости указан для того, чтобы госзаказчики не могли приобретать предметы роскоши или товары с ненужными характеристиками.
Для расчёта количество закупаемого товара умножается на его предельную цену:
V — это количество закупаемого товара или объём работ;
Ц — предельная цена.
В данном случае использование метода рыночного анализа также допустимо, но в рамках ограничения установленного норматива.
Для регистрации на сайте ЕИС понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. Астрал-ЭТ и 1С-ЭТП позволят работать на госпорталах, принимать участие в сделках по гособоронзаказу, подписывать документы в сервисах ЭДО.
Тарифный метод
Также как и нормативный метод, применяется для определённых товаров и услуг, при условии, что тарифы и цены на них подлежат государственному регулированию или устанавливаются муниципальными правовыми актами, например:
- обращение твёрдых коммунальных отходов;
- тепло- и газоснабжение;
- водоснабжение и водоотведение;
- общедоступная электросвязь и почтовая связь;
- подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
На стоимость тарифов ссылается заказчик при обосновании НМЦК в госзакупке. Ознакомится с информацией по тарифному регулированию можно на сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Определение НМЦК тарифным методом происходит по следующей формуле:
V — количество закупаемого товара или объем работ;
Т — регулируемый тариф.
Проектно-сметный метод
Расчёт применяют при госзакупках в строительной сфере:
- при закупке работ по строительству, реконструкцию, капитальному ремонту, сносу объекта кап. строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами;
- для работ по сохранению памятников культурного наследия.
Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном 44-ФЗ, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса РФ. Заказчики для расчета цен используют утвержденные Минстроем России методики и в случаях установленных действующим законодательством в рамках государственной экспертизы проектной документации проходят проверку достоверности сметной стоимости». Данный метод не подходит для закупок без объёмов.
Затратный метод
Данный метод расчёта НМЦК применяется в случае, если ни один из вышеописанных способов не применим. Также его можно использовать для уточнения цены, которая получена одним из них.
Заказчик суммирует норму прибыли в выбранной сфере и затраты, которые появятся у поставщика:
- производственные расходы;
- затраты на приобретение;
- расходы по реализации и логистике и прочее.
Полученная сумма будет являться НМЦК в выбранной сфере закупки.
Другие методы НМЦК
Если заявленные в закупках товары или услуги являются эксклюзивными, редкими, то заказчик может использовать иные методы расчета НМЦК, заказчик может использовать другие методы расчёта НМЦК. Причины отказа от вышеуказанных способов должны быть обоснованы. Например, если закупается товар не серийного производства, отсутствующий в продаже который необходимо изготовить по чертежам и эскизам заказчика.
Как ещё можно рассчитать НМЦК
Существуют бесплатные сервисы для расчётов НМЦК. Одним из них является калькулятор, разработанный «Национальной ассоциацией институтов закупок». Бесплатный онлайн-сервис реализован в рамках проекта «Контрактная система в действии». Программа рассчитывает НМЦК методом сопоставления рыночных цен. Также сервис предоставляет цены прошлых периодов и корректирует полученные, учитывая вид закупки. Полученная таблица расчётов и форма обоснования НМЦК рекомендуется «Министерством экономического развития Российской Федерации».
Что делать, если цена не соответствует рынку
Если НМЦ занижена
Поставщику целесообразно участвовать в такой сделке, если он заинтересован в количестве выполненных заказов, используя их в качестве портфолио для дальнейших закупок. Вероятность победы высокая, так как участников меньшинство.
Если НМЦ завышена
В таком случае большое количество участников сбивает установленную НМЦК до средней по рынку. На такую закупку могут обратить внимание органы финансового контроля, прокуратура или правоохранительные органы. В результате закупка отменяется если заказчик не представит аргументированные объяснения и подтверждение правильности расчета своей цены.
Если в результате торгов НМЦ снизилась на 25% и больше
Если участник конкурса или аукциона снизил НМЦК больше чем на 25% к нему применяются антидемпинговые меры:
- если НМЦК 15 млн. руб. и менее: увеличение обеспечения контракта в полтора раза либо предоставление участником закупки доказательств добросовестности и обеспечение в размере, указанном в документации о торгах.
- Подтверждение добросовестности является исполнения за три года до даты подачи заявки трёх контрактов, без неустоек. При этом цена одного из них должна составлять не менее чем 20% НМЦК указанной в извещении о закупке.
Для ИП и юр.лиц имеющих статус субъекта малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированной некоммерческой организации (СОНО) установлены особые нормы. Если закупка проводилась только для СМП/СОНО, то участник может быть освобожден от внесения обеспечения контракта, включая антидемпинговые меры в случае предоставления информации, содержащейся в реестре контрактов подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта, при этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК указанной в извещении и документации о закупке».
Участие в госзакупках требует специальной подготовки и знаний. «Астрал.Тендер» предлагает целый комплекс услуг для участия в электронных торгах. Специалисты компании проведут обучение руководителей и сотрудников для самостоятельной работы или пройдут регистрацию и примут участие в электронных торгах за клиента.
Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/e7bf3fbecc42f2b992c4a2fc6e93c54d4b4979b1/
Источник https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1128-nmc
Источник https://astral.ru/info/elektronnye-torgi/chto-takoe-nmtsk-raschyet-nachalnoy-maksimalnoy-tseny-kontrakta/