Содержание
Оспаривание результатов торгов
Законодательством Российской Федерации о торгах на сегодняшний день предусмотрен такой способ защиты и восстановления нарушенных прав, как оспаривание результатов торгов в связи с незаконными действиями/бездействиями ответственных лиц (организатора торгов, оператора торгов, конкурсной комиссии и т.д.).
Признание результатов торгов недействительными является следствием обжалования незаконных действий/бездействий, установленных законом лиц, причастных к проведению торгов.
Процедуры отличаются в зависимости от вида торгов и выбранного способа обжалования. В каждом случае содержание и порядок обжалования индивидуален, и зависит от конкретных обстоятельств дела. Но, так или иначе, если при проведении торгов присутствует нарушение норм закона, необходимо знать, что существуют и механизмы борьбы с указанными нарушениями.
Постараемся раскрыть, и обобщить основные положения процедур оспаривания торгов, предусмотренных действующим законодательством.
Начнем с того, что существует два порядка обжалования результатов торгов:
- внесудебный (административный);
- судебный.
1. Внесудебный (административный) порядок представляет собой подготовку и подачу жалобы в контрольный орган в сфере закупок — Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС).
Подача жалобы в ФАС, в частности, предусмотрена следующими основными нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В зависимости от нормативного регулирования определяется порядок, сроки, основания и круг субъектов для подачи жалобы.
Кто может подать жалобу в Управление ФАС?
Согласно действующему законодательству подать жалобу в ФАС может любой участник закупки (ФЗ №44), а также иное лицо, чьи права затрагиваются нарушением закона (ФЗ №223 и ФЗ «О банкротстве»).
Говоря о заявителях жалобы нужно учесть некоторые нюансы. Пока срок подачи заявок на участие в торгах не истек, кто угодно считается участником закупки — он ведь потенциально может подать заявку. Если срок подачи заявок истек, то участником закупки считается только лицо, подавшее заявку. В процедуре банкротства оспорить результаты торгов могут также конкурсные кредиторы, включенные в реестр требований кредиторов должника, если докажут факт нарушения своих прав.
Чьи действия/бездействия можно обжаловать?
- заказчика;
- уполномоченного органа;
- уполномоченного учреждения;
- специализированной организации;
- комиссии по осуществлению закупок, ее членов;
- должностного лица контрактной службы;
- контрактного управляющего;
- оператора электронной площадки;
- организатора торгов, в том числе конкурсного управляющего.
Приведем некоторые примеры видов жалоб, подаваемых в антимонопольную службу.
Жалоба на действия заказчика. Это, например, жалобы на отказ в рассмотрении протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по необоснованным причинам и другие.
Жалоба на содержание аукционной (конкурсной, котировочной) документации. Например, включение не предусмотренных законом требований к участникам торгов и документов, включение в проект контракта неопределенных сроков оплаты, других условий, противоречащих закону.
Жалоба на действия оператора торговой площадки: на незаконный отказ в регистрации на электронной площадке, требование не установленных законом документов при регистрации и иные.
Жалобы на действия/бездействия заказчика (организатора): на неправомерные действия при рассмотрении заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, незаконный не допуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации и т.д.
Через всё нормативное регулирование процедуры оспаривания торгов красной линией проходит идея того, что главными критериями для признания результатов торгов недействительными являются:
1) Наличие в действиях/бездействиях ответственных за проведения торгов лиц не соответствия действующему законодательству о закупках.
2) Наличие нарушения прав заявителя жалобы.
Внесудебный (административный) порядок обжалования результатов торгов является эффективным способом защиты нарушенных прав.
К его плюсам помимо оперативности рассмотрения дела и вынесения решения ФАС (обычно вся процедура занимает до 7 рабочих дней), также можно отнести: отсутствие затрат на оплату госпошлины, упрощенные требования к содержанию и порядку подачи документов (при наличии электронно-цифровой подписи жалобы и приложения к ней могут быть направлены в электронном виде).
Однако стоит отметить, что сроки на подачу жалобы в ФАС в своем большинстве очень сжаты. Например, жалоба по положениям ФЗ №44 на действия организатора по неверному определению результатов торгов может быть подана только в течение 5 (пяти) дней с даты публикации протокола о результатах на электронной площадке. После истечения указанного срока ФАС не примет документы к рассмотрению, и обжаловать торги можно будет только в судебном порядке.
Поэтому, как только в процессе проведения торгов будет обнаружено какое-либо несоответствие законодательству, рекомендуем незамедлительно обратиться к квалифицированным специалистам для оперативного и грамотного составления документов и их подачи в антимонопольную службу.
2. Также действующим законодательством предусмотрен судебный порядок обжалования результатов торгов/закупок.
Подать заявление об оспаривании результатов торгов в суд можно, минуя обжалование в административном порядке.
Кроме того можно оспорить в суде решение антимонопольного органа, вынесенное по делу (как положительное, так и отрицательное).
Исходя из действующей судебной практики, в качестве наиболее распространенных оснований для признания торгов недействительными, можно назвать следующие:
- лицо необоснованно не допущено к участию в торгах;
- безосновательно не принята высшая предложенная цена;
- продажа произведена в сроки, не указанные в извещении;
- допущены иные существенные нарушения проведения торгов, которые повлекли неправильное определение цены продажи и определение победителя.
Закон предусматривает, что при признании торгов недействительными, считается таковым и договор, заключенный по результатам закупки.
Целесообразно также к заявлению в суд приложить ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения ФАС и/или запрете заказчику/организатору совершать определенные действия до рассмотрения дела в суде, например, заключать контракт. Указанная позиция изложена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83.
Стоит отметить, что подать соответствующий иск может только заинтересованное лицо. Чаще всего это участник, который подал заявку на участие.
Рассмотрение дела в суде менее оперативно, и более затянуто, чем обращение с жалобой в ФАС, кроме того, подача заявления облагается госпошлиной.
Однако в случаях пропуска срока для подачи жалобы в административном порядке, либо несогласия с вынесенным решением ФАС, судебный порядок оспаривания торгов является фундаментальным способом защиты прав и восстановления справедливости.
Практика последних лет такова, что суды часто не соглашаются с позицией антимонопольной службы, исходя из чего всегда есть шанс отстоять свои права в судебном порядке.
Юристы ООО ГК «Аваль» помогут оперативно и юридически грамотно подготовить, как жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы, так и заявление в Арбитражный суд со всеми сопутствующими документами.
Торги в банкротстве: оспорить нельзя согласиться
На торгах, где продается имущество банкрота, сталкиваются противоположные интересы. Кредиторы должника и арбитражный управляющий хотят продажи имущества по максимальной цене. А участники торгов в свою очередь стремятся приобрести лот как можно дешевле. В попытках добиться своего участники процедур изобретают разные хитрости. Например, могут продавать здания и автомобили одним лотом, чтобы желающих «со стороны» не нашлось. Или оставить «закладку»: нарушение в торгах, которое обнаруживается лишь тогда, когда имущество купил случайный претендент. Но все это можно обжаловать.
Когда можно оспорить торги?
Оспорить результаты торгов можно, если кого-то необоснованно отстранили от участия в них, если торги проведены раньше, чем указано в извещении, неправильно определена цена лота или его продали не по самой высокой предложенной цене (ст. 449 Гражданского кодекса). Этот перечень неисчерпывающий, что подтверждал и Верховный суд (например, в 2018 году в определении по делу № 50-КГ18-24).
На практике оснований намного больше, чем указано в ГК. Так, в 2015 году экономколлегия признала недействительными торги, проведенные в период запрета на проведение торгов, который установили по просьбе банка-залогодержателя (№ А50-20371/2011). Еще одно основание – нарушение преимущественного права выкупа. Имущество с несколькими владельцами можно продать победителю торгов только после того, как другим собственникам дали возможность реализовать преимущественное право покупки актива, решил ВС в июне 2020 года (дело № А65-40314/2018).
В деле № А40-174619/2014 ВС запретил продавать одним лотом разнородные предметы: землю, здания, дебиторскую задолженность и четыре автомобиля. Их нужно поделить, чтобы выручить больше денег. А в деле № А40-154909/2015 экономколлегия заставила оценивать разумность временного интервала для подачи заявок на участие в торгах. В конкретном споре он составлял всего полтора дня и, по мнению кредиторов, мог повлиять на конкуренцию между желающими купить лот.
Практикой из окружных судов поделилась адвокат практики реструктуризации и банкротства ART DE LEX ART DE LEX Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Природные ресурсы/Энергетика группа Финансовое/Банковское право × Юлия Шилова в рамках конференции «Право.ru». Основанием для оспаривания торгов могут признать нарушение единства судьбы земли и стоящих на нем зданий (№ А57-972/2015), продажу имущества по заниженной стоимости (№ А77-74/2015), недостоверную информацию в описании лота (№ А25-840/2013). Адвокат Ксения Амдур ( Alliance Legal Consulting Group Alliance Legal Consulting Group Федеральный рейтинг. группа Санкционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты Профайл компании × ) вспомнила про дело, в котором торги признали недействительными из-за родственных связей конкурсного управляющего и победителя (№ А73-11583/2015).
Кроме того, основанием для оспаривания результатов может стать и нарушение правил ст. 17 закона о защите конкуренции. Например, координация организатора и участника торгов, создание преимущественных условий участия для одного из потенциальных покупателей или нарушение порядка определения победителей.
Юристы также предлагают обращать внимание и на подготовительную стадию торгов. По словам Давида Кононова, руководителя практики «Сопровождение процедур банкротства и Антикризисный консалтинг» компании Лемчик, Крупский и Партнеры Лемчик, Крупский и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 6 место По количеству юристов 17 место По выручке 22 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × , оспорить результаты торгов можно, если их организатор нарушил право потенциальных покупателей на ознакомление с лотом и документами к нему. Например, не показал участнику само имущество и документацию к нему, а на звонки и сообщения в электронной почте не реагировал. Или если в сообщении о проведении торгов была допущена опечатка, например, указан неверный кадастровый номер продаваемого земельного участка.
Что оспаривать?
Победитель и организатор подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах, который имеет силу договора. «Поэтому в случае несогласия с результатом следует оспаривать саму процедуру проведения, в том числе протокол о результатах торгов», – говорит Дмитрий Терентьев, партнер правового бюро Олевинский, Буюкян и партнеры Олевинский, Буюкян и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) 25 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 45 место По выручке Профайл компании ×
По правилам ст. 449 ГК оспорены могут быть как сам протокол о результатах, так и заключенный впоследствии договор купли-продажи, но, как правило, с обязательным заявлением требований о признании недействительными самих торгов, напоминает Антон Красников, партнер ЗАО «Сотби» ЗАО «Сотби» Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Профайл компании × .
Нет необходимости обращаться с отдельными требованиями об оспаривании протокола результатов торгов и об оспаривании договора купли-продажи.
Об этом говорит Пленум ВАС в «банкротном» постановлении 2010 года: «Предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о признании недействительной сделки, заключенной по их результатам».
Доказать заинтересованность
В законе предусмотрен порядок оспаривания торгов только заинтересованными лицами, а значит, заявителю нужно доказать, что он является таким «заинтересованным лицом». Следует доказать суду свою заинтересованность в участии, а также тот факт, что признание торгов недействительными восстановит нарушенные права заявителя, уверен Терентьев. «Если есть сомнения, что интересующие вас торги пройдут чисто и прозрачно, рекомендую заранее подать заявку. Это позволит суду признать заявителя заинтересованным лицом автоматически», – советует эксперт.
Заинтересованность понятна, если результаты решил оспорить один из участников, но в других случаях могут возникнуть сложности. «Если, например, результаты обжалует лицо, желавшее принять участие, но не подавшее заявку в предусмотренные сроки по причине нарушений организации и проведения торгов, то такой заявитель должен, помимо прочего, доказать, что у него есть финансовая возможность участвовать в торгах», – добавляет Красников. Это мера в защиту кредиторов, которые хотят быстрой продажи имущества: если результаты оспорило лицо, у которого нет денег на покупку лота в будущем, процедура затянется.
Альтернативный способ
Оспорить результаты торгов можно не только в суде. Можно также пожаловаться на действия организатора в антимонопольный орган, такое право предусмотрено в ст. 18.1 закона о защите конкуренции. В этой же статье прописаны и основания для административного оспаривания – они касаются процедурных нарушений. Если действия организатора признают незаконными, то результаты могут быть аннулированы, рассказывает Камбулат Карашев ( Лемчик, Крупский и Партнеры Лемчик, Крупский и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Цифровая экономика группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 6 место По количеству юристов 17 место По выручке 22 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × ).
Важное преимущество: административный порядок – это ускоренный способ защиты нарушенных прав. Он предусматривает сокращенные сроки рассмотрения жалоб. Жалобу в антимонопольный орган нужно подать в течение 10 дней с даты подведения итогов торгов. Если же договор по их результатам так и не заключили, то обжалование возможно в течение трех месяцев с даты подведения итогов таких торгов.
Срок рассмотрения жалобы составляет семь рабочих дней, и в случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств может быть продлен антимонопольным органом еще на этот же срок.
«Обжалование результатов торгов в административном порядке не помешает обратиться в суд с такими же требованиями», – говорит Красников.
Права кредиторов
Результаты торгов могут не устроить не только участников, но и кредиторов должника, имущество которого продается с молотка. Ведь кредиторы имеют право участвовать в определении условий продажи имущества с торгов. У них есть право утверждать и корректировать положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника на собрании кредиторов. «Обычно это положение разрабатывает конкурсный управляющий, но кредиторы могут предложить свои правки», – объясняет Кононов.
Для проведения торгов можно нанять стороннего организатора, но это повлияет на размер конкурсной массы, так как ему положено вознаграждение за работу. Размер вознаграждения тоже определяется положением о порядке продажи имущества, поэтому есть смысл внимательно изучать этот документ и изменять его в случае необходимости.
А если кредитора не устраивает начальная продажная цена имущества, то он также может направить конкурсному управляющему требование о проведении независимой оценки стоимости имущества, напоминает Кононов.
Конкурсным кредиторам, которые хотят скорейшей продажи имущества по наиболее выгодной цене, стоит обращать внимание на сведения о лоте, которые будут отражены в объявлении, а также на то, в каких источниках эти сведения будут опубликованы. Информация должна быть подробной, и распространить ее следует широко. Это позволит привлечь больше желающих и продать лот подороже.
«Закладки» для участников торгов
Иногда от оспаривания торгов страдают добросовестные участники, отмечают Кононов и Карашев. По их словам, при участии в торгах можно наткнуться на заранее подготовленные «закладки». «Это умышленные нарушения в ситуациях, когда победитель заранее определен в кулуарах процедуры банкротства», – объясняют эксперты.
Если что-то пойдет не так и победителем станет кто-то еще, то в ход идет «закладка», например, неправильное деление имущества на лоты, либо зафиксированный в электронной почте отказ организатора ознакомить интересанта с документами по лоту.
Бороться с такими «закладками» можно, но их сложно обнаружить, говорят юристы. Как минимум из-за того, что не все такие «закладки» отслеживаются в публичном доступе. Например, это может проявиться в электронной переписке между организатором и участником торгов. «Если же интересант обнаруживает «закладку», ему следует либо отказаться от участия в таких торгах, либо немедленно их обжаловать», – советуют Кононов и Карашев.
А Дмитрий Терентьев советует быть внимательными, покупая крупную дебиторскую задолженность к нескольким лицам. В ходе торгов в структуре такого лота могут произойти изменения, например, должник погасит часть долга перед банкротом. Тогда лот станет не таким выгодным. В таких случаях победитель вправе отказаться от заключения договора по их результатам, подчеркивает эксперт.
Участникам надо помнить, что риск оспаривания торгов сохраняется в течение года: столько составляет срок исковой давности по этому специальному основанию.
Где и как обжаловать результаты электронного аукциона
эксперт в области антимонопольного права и законодательства о закупках 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, к.э.н.
Участники электронного аукциона зачастую остаются не согласны с результатами проведения закупки. В статье мы поговорим о порядке и сроках обжалования действий заказчика и аукционной комиссии по результатам проведения электронного аукциона.
Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. Законом № 44-ФЗ предусмотрено право участника закупки обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии или оператора электронной площадки, если они нарушают его права и законные интересы.
Существует два способа обжалования:
- в контрольный орган в сфере закупок;
- в арбитражный суд.
- Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) и её территориальные органы — как правильно подать и составить жалобу в ФАС читайте в нашем материале;
- уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
- уполномоченные органы местного самоуправления.
Полномочия контрольных органов распределены следующим образом:
Контрольный орган | Сфера контроля |
---|---|
ФАС России и её территориальные органы | Все закупки любых заказчиков |
Орган исполнительной власти субъекта РФ | Закупки заказчиков, подведомственных субъекту РФ, и закупки муниципальных образований региона |
Муниципальный контрольный орган | Закупки для нужд муниципального образования |
Сроки подачи жалобы
Обжалование действий заказчика в контрольный орган, безусловно, является более оперативным способом обжалования по сравнению с судебным порядком обжалования — на рассмотрение жалобы контрольному органу отводится всего 5 рабочих дней.
Важно учитывать сроки для подачи жалобы в контрольный орган:
- жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- обжалование действий заказчика, аукционной комиссии по рассмотрению заявок в электронном аукционе возможно не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протоколов. Обжаловать результаты аукциона имеет право только участник закупки, подавший заявку на участие в обжалуемом аукционе;
- обжалование действий (бездействия) при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта осуществляется до заключения контракта.
Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается контрольным органом заявителю без рассмотрения. В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.
Обжалование результатов аукциона в контрольный орган требует от участника закупки оперативности не только в составлении жалобы, но и в обеспечении её получения контрольным органом.
Правильнее всего сдать жалобу в канцелярию территориального органа ФАС России либо направить её, подписав электронной подписью, в адрес контрольного органа по электронной почте. По факсу контрольный орган принимать жалобы не вправе.
Если участник закупки примет решение направить жалобу в контрольный орган почтой, то существует вероятность того, что жалоба поступит в антимонопольный орган по истечении установленного срока для обжалования. В этой ситуации контрольный орган не вправе отказать заявителю в рассмотрении жалобы (письмо ФАС России от 29.12.2015 № ИА/76070/15). Однако, велик риск того, что в случае признания жалобы обоснованной, предписание об аннулировании аукциона или приостановлении процедуры заключения контракта выдано не будет, поскольку к тому времени контракт уже может быть заключен.
Порядок подачи жалобы в контрольный орган
Адреса и телефоны территориальных органов ФАС России содержатся в Приложении № 1 к Административному регламенту, утверждённому приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14. Также получить информацию о территориальных органах ФАС России (их наименованиях, адресах, телефонах, часах работы и т.п.) можно, воспользовавшись функционалом официального сайта антимонопольного ведомства http://www.fas.gov.ru/territorial-authorities/.
Контрольным органом не рассматриваются жалобы, если:
- контракт уже заключен;
- по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа.
В контрольный орган жалоба подается в письменной форме.
В жалобе следует сослаться на документы (например, протоколы) или конкретные положения аукционной документации, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Такие документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений.
Не стоит забывать, что если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы. При отсутствии доверенности жалоба будет возвращена без рассмотрения.
Участник не вправе указывать в одной жалобе более одной закупки.
Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письма от 13.08.2015 № Д28и-2449 и от 29.07.2015 № Д28и-2221). Таким образом, если заказчик допустил нарушения Закона № 44-ФЗ при проведении нескольких закупок, следует направлять отдельные жалобы по каждой закупке. Иначе жалоба будет возвращена контрольным органом.
Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика
Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей. Указанные лица могут быть допущены на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт), и документов, подтверждающих полномочия:
- Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.
- Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.
Регламент проведения заседания комиссии антимонопольного органа оглашается председателем комиссии.
Заседания комиссии антимонопольного органа являются публичными, на рассмотрении дела могут присутствовать заинтересованные лица (например, другие участники закупки). Присутствующие при рассмотрении дела представители сторон вправе вести аудио- или видеозапись рассмотрения дела, уведомив об этом членов комиссии антимонопольного органа.
Вынесенное комиссией антимонопольного органа решение может обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его принятия.
Заявитель вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (часть 15 статьи 105 Закона № 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы. Для того, чтобы отозвать жалобу, нужно направить заявление в свободной форме. В случае отзыва жалобы участник аукциона не имеет право повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) тех же лиц. После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.
Судебный порядок обжалования действий заказчика
Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение 3 месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия во внесудебном порядке. Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов. Заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (статья 35 АПК РФ).
Подать заявление можно:
- на бумажном носителе
- в электронной форме. Заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет www.arbitr.ru после прохождения пользователем регистрации.
Требования к содержанию заявления приведены в части 1 статьи 199 АПК РФ. К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в статье 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения.
Вместе с заявлением можно подать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения или запрете заказчику совершать определенные действия, например, заключать контракт (часть 3 статьи 199, пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).
До подачи заявления в суд истец должен направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении. Неисполнение этого требования является основанием для оставления судом заявления без движения (часть 1 статьи 128 АПК РФ).
Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий
Источник https://ua-aval.ru/analiticheskie_stati/osparivanie_rezultatov_torgov
Источник https://pravo.ru/story/229765/
Источник https://school.kontur.ru/publications/1547